Слово митрополита Исидора в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в субботу седмицы 13-й по Пятидесятнице, Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы
Спасо-Преображенский храм, пгт. Красный, 5 сентября 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, мы только что слышали Евангельское чтение от Матфея (Мф., 22:15-22) о том, как фарисеи и саддукеи, враги Христовы, искушали Спасителя вопросами. Причем вопросы были не только духовного и нравственного характера, но политического. Они спросили Господа, надлежит ли деньги отдавать кесарю или поступать каким-либо иным образом. И Господь, взяв в руки монету, спросил, чье изображение на ней (а вы знаете, что на монетах, особенно, в древности, изображали лицо правителя, императора), и они ответили: кесарево. И тогда Он говорит им: “Воздайте кесарю кесарево, а Божие – Богу”.
Святитель Иоанн Златоуст и святитель Лука Войно-Ясенецкий, наш современник, толкуя этот Евангельский отрывок, разъясняют, что в данном случае нам с вами нужно не просто понять, кому отдать деньги, но мыслить намного шире. Речь идет о том, что Богу мы должны отдавать то, что относится к Богу, а иному, иным, мы должны отдавать то, что полагается им.
Широкая трактовка слов Христовых – верное указание для нас к тому, как мы должны поступать в нашей повседневной жизни. Что относится к Богу, дорогие мои? То, что связано с образом Божиим в человеке. Душа человека, его тело, все, что сотворено однажды, задумано Богом. К Богу относится наша вечная жизнь. Но нашу участь в вечности определяем мы с вами, а не Бог, Который всякому человеку желает спасения. Мы сами нашими деяниями определяем нашу вечность. Либо она будет с Богом, если мы делаем дела добрые, желаем ближнему добра, бываем честны перед Богом и окружающими людьми. Либо наша участь может быть иной – если мы стремимся к тому, что противно Богу, к тому, в чем нас обличает совесть, и мы, зная об этом, все равно продолжаем совершать грех. Поскольку мы сами задаем направление движения нашей жизни, мы и получаем то, что сами выбрали в этой жизни. Но то, что мы выбрали в вечности, навсегда останется в вечности. В этом первостепенность нашего выбора – всякого деяния, всякого чувства и всякой мысли. Если мы утвердимся в греховной жизни, если наши чувства, мысли и дела будут противны Богу, то мы, к сожалению, будем вне Бога. Потому, что это выбранное нами направление. Но всякая душа человеческая естественным образом стремится к благу. Не будем же противиться этому благу, которое, конечно же, достигается большими усилиями. Это закон нашей жизни: невозможно достигать блага легким путем. Этому достижению препятствует дьявол, препятствует наша с вами греховная природа, так не желающая поститься, молиться, так не желающая заставлять себя совершать добрые дела.
Но всякий человек, будь он архиереем или священником, или мирянином, каждый из нас преодолевает собственную греховность, каждому из нас тяжело, – будь то человек взрослый пожилой, будь то ребенок. Всем нам тяжело, но смысл этого преодоления себя – в нашем спасении. Преодоление препятствий и нестроений, ответ человека на зло добром – это и есть подвиг, которого ждет от нас Сам Бог.
Сегодня Господь говорит нам о том, как мы должны относиться к нашей мирской жизни. То, что требуется от нас по нашей чести и достоинству, по нашим обязанностям, мы должны отдавать этой жизни. А то, что требуется отдать Богу, то есть, в конечном счете, самим себе, поскольку это наша участь в вечности, мы должны все это принести в дар Богу.
Вопрос “Стоит ли нам ходить на выборы?” задают люди, думающие, что отвержение всего общественного является особым благочестием, но это неправда, это ложь. Сегодняшнее Евангельское чтение как раз обличает такого рода убеждения. Пусть такие благочестивцы откроют толкование святителя Иоанна Златоуста на сегодняшнее Евангельское чтение, чтобы услышать слова этого великого святителя и угодника Божия. То, что требуется отдать мирскому и что не противоречит благочестию, нужно отдать, – говорит святитель. Поэтому, дорогие мои, мы обязаны активно участвовать в общественной жизни. Мы должны свидетельствовать, как об этом говорит святитель Филарет, митрополит Московский, современник Александра Сергеевича Пушкина, о том, что наше небесное гражданство, к которому мы все призваны, никак не может противоречить нашему гражданству земному.
Пусть наша гражданская жизнь, наше служение Отечеству земному также будет примером нашей христианской жизни. Примером того, как мы любим Бога и человека, и весь окружающий мир, ведь именно к этой любви мы призваны, любви ко всему, что сотворил Господь. А если мы будем с пренебрежением относиться к окружающей нас жизни, вряд ли станем угодны Богу.
Дорогие мои, пусть это Евангельское чтение, эти наставление Самого Христа к тому, чтобы мы кесарю отдавали кесарево, будет для нас указанием, как мы должны относиться к своим обязанностям. Обязанностям личным и общественным, обязанностям семейным, обязанностям гражданским.
В сегодняшнем Апостольском чтении (1 Кор., 2: 6-9) мы также услышали, что мудрость Божия превосходит всякую мудрость человеческую. Ничто не сравнимо с этой Божией мудростью. Никакие человеческие усилия, никакое человеческое знание, никакое научно-техническое достижение не сопоставимы с тем знанием, которое Господь дает человеку. Самое главное подлинное знание, которое Бог дает человеку, – это знание о нас самих. Никакая наука не способна нам открыть знание о том, кто мы есть и каково наше подлинное назначение, каково наше настоящее состояние – духовное и телесное, и какими способами мы можем достичь Царствия Божия. Никакая наука не указывает на это. Это лишь говорит Сам Господь через Священное Писание, через творения святых отцов, через христианскую жизнь людей, через человеческий подвиг любви к Богу и ближнему, через наше свидетельство внешнему миру. Каждый из нас с вами призван к тому, чтобы убедить окружающий мир в подлинности Евангелия, в том, что мы по-настоящему любим Бога и ближнего, что мы не лицемерим, что мы искренни.
Дорогие мои, не только в храме Божьем будем истово накладывать на себя крестное знамение, свидетельствуя окружающим нас людям о том, какие мы благочестивые. Постараемся вне храма, в жизни нашей, дома, на работе, везде свидетельствовать о нашей христианской жизни. На своем мирском поприще каждый из нас с вами должен свидетельствовать о подлинности христианской жизни подвигом человеческим, своей любовью к ближнему, прощением окружающих людей. И когда от нас ждут мщения, когда от нас ждут ответной реакции злом на зло, мы обязаны ответить добром. Мы должны ответить простыми искренними словами “прости меня”. И в этом сила Божия, в этом сила любви. И пусть наша с вами и общественная активность, гражданский подвиг, гражданское служение будет подтверждением тому, что мы – настоящие дети Божии и настоящие дети нашей с вами родной земли. Храни вас всех Господь!