Слово митрополита Исидора в канун дня памяти архимандрита Вадима (Малиновского)
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в канун дня памяти архимандрита Вадима (Малиновского)
Храм свв.апп. Петра и Павла, г. Ярцево, 10 сентября 2020 г.
Дорогие братья и сестры!
Когда мы соприкасаемся с вечностью, это бывает по воле Божьей прежде всего. Закон жизни положен в основание нашего бытия. Даже сама смерть, которой не избежит никто из нас, является частью этого вечного бытия.
Смерть – это переход в иное, духовное состояние. А однажды наступит время, когда, по слову Божию, и тела наши воскреснут для новой жизни.Но еще до этого мы сталкиваемся с вечностью, соприкасаясь со смертью других людей, особенно, близких, дорогих нашему сердцу. И каждый раз в нас происходит внутренний конфликт: как это я, ощущающий свою вечность, вижу во гробе лежащего брата моего или сестру?! Наше сознание не соглашается с тем, что эта жизнь – временная, потому что в глубине нашего сердца или даже помраченного грехом ума нашего живет убеждение, что этим все не заканчивается.
Когда мы плачем,видя лежащего во гробе человека, наши слезы обычно не о том, что завершилась его жизнь. Они, к сожалению, о нас самих – о том, что мы остались несчастными без любви этого человека. Часто это слезы нашего эгоизма. Дорогие мои, мы должны отслеживать наше духовное состояние даже тогда, когда теряем очень близкого человека, – почему мы плачем? О чем так сильно горюем? Тот человек, которого мы видим, завершил свою миссию на земле. Он перешел к иной жизни, вечной. И нам следует горевать лишь в том случае, если этот человек прожил без Бога и умер без покаяния. Вот по какому поводу мы должны лить слезы, горевать. Ни в коем случае не впадая в отчаяние, мы должны в таком случае прилагать все свои усилия к тому, чтобы принести покаяние вместо умершего человека. А это возможно лишь тогда, когда мы будем прилагать молитву к молитве, доброе дело к доброму делу. Ничего нет лучше для Бога, чем приношение такой жертвы за ближнего своего.
А когда мы приглашаем священника, чтобы проводить в вечную жизнь умершего, то слышим слова “вечная память”. И мы осознаем, что кроме Бога, Который и есть сама вечность, никто для нас не обеспечит эту вечную память. И как бы мы ни старались в нашей временной жизни, какими бы сильными и богатыми не были, никакие главы государств, никакие миллиардеры не способны ни на секунду прибавить ни секунду к своей жизни. Как бы они не кичились властью и богатством – все это пыль в очах Божьих.
А не-пыль – это наша с вами молитва. Это наша с вами смеренная перед Богом жизнь. Это наше искреннее сердечное покаяние. Это добрые дела. Вот подлинное богатство, к которому мы должны стремиться, пренебрегая всем иным. Какие бы мы богатые памятники не ставили, даже в полный рост, какими дорогими венками не украшали место упокоения нашего близкого, это все никакого отношения к умершему не имеет. Это всего лишь мусор, который будет убран через несколько дней.
Дорогие мои, чем покупать на последние деньги бессмысленные венки, лучше на эти деньги мы что-то приобретем для нуждающихся. Вот подлинная жертва Богу и дар умершему человеку.
Но речь сегодня не об этом. А о том, что каждый должен заботиться о вечной жизни, это касается и нас с вами. И если у того человека уже нет возможности изменить свою вечность, то у нас с вами есть эта возможность. У нас с вами есть эти мгновения жизни. И мы должны проводить их в храме Божием, возносить соборные и домашние молитвы, совершать добрые дела. Использовать возможности спасения, избавления нас от греха и смерти, которые дал Пастыреначальник Христос, Бог и Спаситель наш, – это сокрушение сердечное, это покаяние перед священником – свидетелем на Страшном суде, это причащение Святых Христовых Тайн, это участие в жизни Церкви, это стяжание благодати Святого Духа. Вот наш путь к обретению вечной жизни с Богом. Все иное – пустота и ничтожество.
Если мы используем эту благую возможность, Господь дает нам вечную память. Тогда мы запечатлеваемся в Его вечной жизни, ищем Его вечности, – истинной, настоящей, а не какой-то мнимой. И Господь как чадолюбивый отец дает нам ее.
Взирая на наших подвижников благочестия и веры, мы можем сказать, что благодаря их подвигу, их участию в нашей жизни мы соприкасаемся с вечностью. Мы через них убеждаемся в подлинности бытия этой вечности. Подражая их подвигу, их вере, мы идем в вечную жизнь.
И сегодня, вспоминая приснопамятных архимандрита Вадима, архимандрита Аркадия, мы в сердце своем произносим “Вечная память, вечная память, вечная память”. И лучшей жертвы для них нет. Поскольку если в сердце нашем запечатлеваются эти Божие слова, значит, они навсегда остаются в вечности, ибо наше сердце принадлежит Богу. Если же в нашем сердце злые помыслы, злые желания, ненависть друг к другу, – значит, такой будет наша вечность. А если в нашем сердце любовь к ближнему, милосердие, кротость, воздержание, вера, – те плоды Духа Святого, о которых говорит апостол Павел, значит, вечная память – это удел не только вспоминаемых сегодня рабов Божиих, но и нас с вами. И мы тогда можем надеяться, что их молитвами и нашими недостойными, но искренними молитвами Господь и нас сопричтет к вечной памяти. Аминь.