Слово митрополита Исидора в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужкого Исидора на Божественной литургии в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский собор, г. Смоленск, 6 сентября 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры! Каждый раз, когда мы слышим притчу, произнесенную Господом (Мф., 21:33-42), то представляем себе виноградник, в котором трудятся делатели. Не сами работники обустроили это хозяйство – им было вручено все это. Их задача была только возделывать поле, потом, собрав урожай, вручить господину этого виноградника.
Мы с вами слышали о том, как эти люди договорились об условиях труда и оплате с владельцем виноградника до начала работы. Но когда наступило время собрать плоды, и господин послал к виноградарям своих помощников, чтобы взять причитающееся ему, то работники убили их. Потом послал еще иных помощников, и их тоже убили. И наконец, отправил самого ближайшего соработника – своего сына, с надеждой на то, что эти люди усовестятся, но и здесь виноградари не побоялись на добро ответить злом.
Почему господин сразу после первого случая не применил силу, почему не ответил злом на зло? Да потому, что это не обычный господин виноградника. Речь идет не об обычной жизни, не о том, что иногда, к сожалению, бывает во взаимоотношениях между работником и работодателем. Речь идет о Боге нашем, сотворившим небо и землю. И высящееся над ней небо – тот виноградник, делателями которого все мы являемся. А совесть каждого из нас может ясно ответить себе любимому на вопрос: а как мы поступаем в ответ на призыв Господина, Который вручил нам дело нашей жизни? Что же Господь каждому из нас вручил? Каждому из нас Господь вручил жизнь, которой мы не владеем сами и не можем распоряжаться, потому что не мы – источник этой жизни. И блага, получаемые нами в жизни, прежде всего, это духовные блага, которыми мы питаемся от Бога. Ведь всякое счастье, всякая радость – все это протекает от Бога, от источника радости и блага. И семейное счастье, и благополучие материальное, если мы создаем его честным трудом, и радость от близости друзей, товарищей, от великолепия природы – все хорошее, что есть в нашей жизни, и то, что нам приятно вспомнить. Чего, к сожалению, не так много, по сравнению с тем грехом, который портит всю нашу жизнь, который омрачает ее, делает несносной. Но все-таки даже у самого грешного человека есть эти минуты радости, духовного восторга и желания жить.
Как же мы поступаем часто в нашей жизни? Мы бываем неблагодарны, и эта неблагодарность относится даже не к Богу, а к окружающим нас людям. Нам достаточно ощутить, как мы относимся к нашим родителям, насколько мы благодарны им, воздаем ли мы им той любовью, которой они обогащали нас в нашей жизни, или мы отвечаем чем-то иным, обидным, может быть, забываем наших родителей, совершаем в отношении них зло. Так же бывает и в отношении иных людей, которые составляют нашу жизнь. Так бывает в отношении целого общества и Отечества нашего, которое мы, к сожалению, не любим. Если бы мы любили наше Отечество так, как это полагается, то есть всеми силами нашей души и всем сердцем, то не было бы тех нестроений, которые есть в нашей жизни. Достаточно зайти в любой двор, чтобы увидеть эту беспорядочность и эту нелюбовь. Всё, дорогие мои, проистекает от нашей нелюбви. Это относится и к Богу, и к окружающим людям, и к окружающей нас природе, и к Отечеству нашему. Все от нашей нелюбви, все от желания захватничества. Мы часто воспринимаем любовь как право чем-то овладеть. Но это извращенное, дьявольское понимание любви, которое не сопряжено с любовью Божией, предполагающей наше самопожертвование, предполагающей плоды этой любви в окружающей нашей жизни, но никак не в самих себе. Вот признаки подлинной любви. Но этого мы не желаем видеть, потому что не любим Бога, по-настоящему не любим даже самих себя, и уж тем более – окружающих людей. Поэтому бывают случаи, подобные притче, рассказанной Господом. Эта притча обличала людей того времен, и особенно тех, которые называли себя законниками, фарисеями, точными исполнителями заповедей Божиих, считавшими себя людьми глубоко церковными. И это относится в первую очередь к нам, дорогие мои, к людям, находящимся в пространстве Церкви Божией. Мы – делатели Божьего виноградника, но не нам распоряжаться его плодами, а Господу. Наша задача – много возделывать, много окучивать, поливать, понимая, что придет Господин – судья наш и потребует от нас урожай. Если мы таланты наши закопали в землю, и нам нечего предъявить, кроме амбиций наших, кроме нашего себялюбия, тогда Господь поступит так, как Он сказал в своей притче – Он нас погубит, а виноградник вручит иным делателям.
Так бывает и в жизни нашей, когда она протекает даже многими годами – и 70, и 80 и даже 100 лет. Но эта столетняя жизнь наша бывает бесплодна. А бывает жизнь короткая, но с подвигом. С Божьим подвигом, человеческим подвигом. И тогда мы говорим, что человек исполнил свою миссию. Мы не сожалеем о том, что он мало времени провел на земле, потому что ради этого подвига он и жил эту короткую жизнь. Это относится и к воинам нашим, и к иным людям, которые стремятся в своей жизни совершить подвиг не перед людьми, а перед Богом, перед своей совестью.
Поэтому, с одной стороны, мы, дорогие мои, будем страшиться того, чтобы наша жизнь не была бесплодной, чтобы не были напрасны наши с вами молитвы, чтобы наш подвиг не был бесполезным. Почему бесполезным? Потому что мы мало каемся, но много грешим. Мы не приносим духовных плодов, не любим окружающий мир, не любим близких людей, не прощаем обиды, воздаем злом за зло, – это наше с вами духовное бесплодие. Но мы можем плодоносить, мы созданы для этого Богом. И пусть это плодоношение будет здесь и сейчас, сегодня, с этого момента для каждого из нас. Чтобы каждый, осознав свою ответственность перед Богом и перед окружающими нас людьми, как об этом учат святые отцы, принес Богу покаяние, сокрушение сердечное, пал перед Богом на колени своего сердца, и после этого, встав, совершал добрые дела, честно относился к себе и окружающим людям, и, прежде всего, к Самому Богу.
Почему мы можем надеяться на Божье милосердие? Да потому, что Господь милостив настолько, насколько мы даже не можем себе помыслить. Опираясь на Божию любовь к нам, будем дерзновенны, сколько бы нам не осталось жить. Месяц, год, а может быть и больше, но пусть каждый из нас совершит свой человеческий подвиг, пусть каждый из нас принесет свои плоды в дар Богу.
Никто из нас с вами не избежит встречи с Богом. И пусть каждый из нас, готовясь к этой встрече, принесет чадолюбивому Богу, нашему милостивому Отцу, свои плоды. Сколько бы их не было – два или три плода, а может быть, кто-то успеет вырастить еще больше. Для того, чтобы Господин наш, Бог Отец воздал нам за эти плоды Своей любовью, Своим милосердием, Своим прощением, и своей Божией благодатью. Аминь.