Слово митрополита Исидора в праздник Воздвижения Креста Господня
Слово Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского в праздник Воздвижения Креста Господня
27 сентября 2020 года, Свято-Успенский кафедральный собор
г. СмоленскВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Нам хорошо известно выражение, которое святой апостол Павел употребляет в послании к Римлянам: “Вера от слышания, а слышание от Слова Божия” (Рим., 10:17). Изнесенный на средину храма Крест Христов в праздник Воздвижения яснее всякого слова убеждает сердце верующего человека в подлинности того подвига, который Господь совершил из-за любви к роду человеческому.
В этот день мы слышим слова церковных песнопений: тот кондак, который мы вновь и вновь повторяем в этот праздник и в течение всего года: “Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу”.
Эти слова ясно указывают на то совершенство Божией Любви, которая нашему уму бывает непонятна: не понятно, почему Бог сходит на землю и спасает наш род человеческий, не нуждаясь по своей божественной природе в чем-либо или в ком-либо. Для нашего ума не понятно, почему Бог претерпевает такие страдания, добровольно входит на крест – это позорное для всякого человека того времени орудие казни.
Почему Господь терпит эти страдания, ведь он Бог, для Которого не мыслимы и чужды всякие страдания тварного существа? Зачем Он умирает на Кресте? На такие вопросы невозможно найти ответы в неверующем и в не любящем Бога сознании. Каким бы человек великим ученым ни был, если в его сердце нет веры в Бога, если его сердце не смиренно, а значит, не способно принять в себя мудрость Божию, то такой человек не способен ответить на эти вопросы.
Епископ Василий (Родзянко), известный американский богослов XX века, известный аскет и подвижник, хорошо известный в Русской Церкви, церковный писатель, так говорил расуждая о том безумии, которое предлагается для нашего греховного сознания при нашем взирании на Крест Господень: “Крест неотделим от распятого на нем Христа Спасителя, и Христос неотделим от Креста. Этим Крестом, этим страданием он спас весь мир”.
Обратим внимание и на саму молитву, которую мы вспоминаем на нашем вечернем молитвенном правиле дома. Мы произносим молитву Кресту, обращаясь к нему лично, прося Крест спасти нас. И всякий человек, читающий эту молитву, умом своим задает этот вопрос: “Почему мы обращаемся лично ко Кресту Христову, ведь это же всего лишь дерево, это орудие смерти, на котором пострадал Христос Спаситель? Мы же должны обращаться к Богу?”. Но верующее сердце отвечает неверующему и сомневающемуся уму следующими словами, как об этом говорит епископ Василий (Родзянко): “Крест неотделим от распятого на нем Христа Спасителя, и Христос неотделим от Креста”.
Невозможно себе помыслить Крест Христов без Спасительной силы навсегда запечатлевшейся на нем от висевшего на нем Богочеловека. Так и мысли о Боге, Спасителе нашем Иисусе Христе: мы неразрывно думаем и воспринимаем нашего Бога через то Крестное страдание, через те муки и смерть и через то Воскресение, которое Он совершил посредством Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поэтому когда мы обращаемся в наших молитвах ко Кресту Господню, мы не погрешаем, потому что на самом деле мы обращаемся к Богу, к той благодати Божией – Богу Духу Святому, Который неотъемлемо пребывает со Крестом Христовым и поклоняемся ему по этой же причине, лобызаем с благоговением именно потому, что это Крест Христов. Именно потому, что через него нам подается благодать Святаго Духа – та Божия сила, которая ограждает нас с нашего рождения в этот мир и Крестом Христовым сопровождает нашу христианскую жизнь. И умирая, мы стремимся к тому, чтобы на месте нашего погребения стоял символ победы Бога над смертью – Крест Христов. И узнаем мы, где погребен христианин по тому символу, что стоит на том месте простой крест, который и знаменует, что здесь почил христианин.
Не случайны слова апостола Павла, произнесенные в послании к Коринфянам, которые мы слышали сегодня: “слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия” (1 Кор., 1:18). Поэтому невозможно нашим разумом постичь ту силу Божию, которую Господь проявил, спасая нас своим Честным и Животворящим и Животворящим Крестом Господним. И силу Божией Любви может познать только верующее любящее сердце. А это познание в нашем сердце возможно только тогда, когда оно открыто для Божией благодати, когда оно способно к восприятию Его, ибо “гордым Бог противится, а смиренным дает благодать” (Иак., 4:6).
Поэтому гордость нашего ума, гордость нашей жизни, наше самомнение и самолюбие бывают причиной того, что мы бываем неверующими и сомневающимися людьми, что мы бываем не способны постигать Божию любовь. Мы бываем не способны по-настоящему любить окружающих людей той любовью, которую Господь заповедал нам. И часто ошибаемся, думая, что любим людей по-настоящему, а на самом деле любим себя в окружающих нас людях, ищем своего эгоистичного в них, ошибаясь в совершенстве нашей любви. Но чтобы нам не ошибаться в том, насколько мы любим окружающих, нам нужно взирать на Крест Христов, чтобы видеть совершенную любовь, чтобы пытаться постигать ее своей жизнью. Может быть, кому-то даже не хватит всей жизни, чтобы попытаться хотя бы отчасти понять эту силу и совершенство Божией Любви к каждому человеку. И если нам хотя бы в малой толике открывается эта сила Божией любви, мы бываем способны на человеческий подвиг, мы бываем способны на любовь к окружающим людям и на подвиг любви к людям. Этот подвиг выражается в простых вещах: в нашей способности прощать обиды, в нашей способности преодолевать жизненные трудности на путях к Богу и к ближнему, в нашей способности стремиться исполнять заповеди Божии.
Пусть Честной и Животворящий Крест, который пребывает в центре храма в течение семи дней наступившего праздника, напоминает нам всем об этом. Пусть в нашем сознании, в нашем уме, в нашем сердце, навсегда запечатляется Крест Христов. Пусть всегда мы будем нашими устами повторять песнопения Святой Церкви: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”.
Аминь.