Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Усекновения главы Крестителя Иоанна

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Усекновения главы Крестителя Иоанна

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Храм в честь святого Пророка Иоанна Предтечи при Центре подготовки церковных специалистов, г. Смоленск, 11 сентября 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь вспоминает событие Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В простонародии все это называется праздником. Но что мы празднуем? Может ли такое прискорбное, по человеческим меркам, событие быть праздником для Церкви? – Может. Потому что всякое мученичество во Христе есть торжество правды. Слово “мученичество” в русском языке напоминает нам о страданиях и смерти, о подвиге, героизме, но соответствующее греческое слово имеет иное значение–”свидетельство”.Свидетельство Божией Правды. Сам Господь наш Иисус Христос явил Собою свидетельство бытия Божия, свидетельство Отца и свидетельство действия Святого Духа.

Через Господа нашего Иисуса Христа мы получили свидетельство бытия всех Трех Лиц Святой Троицы. И все, кто последовал за Христом, следует и будет следовать за Ним, – это суть свидетели.

Пророк и Предтеча Креститель Господень Иоанн с самого рождения являл собой свидетельство правды Божией. И его обличения были этим свидетельством.

То, что Иродиада испросила у царя Ирода в качестве обещанного им дара, главу Иоанна Крестителя, является с обыденной точки зрения, недоразумением. Как это – сам Предтеча и Креститель Господень, больший из рожденных женами, так, как будто бы, нелепо погибает. Мы представляем смерть великого человека, как некое великое действо, на котором присутвует множество людей, прославляя самого человека и события, происходящие вокруг него, и саму великую смерть. Но то, что бывает за Христа, не совпадает с мерой человеческой славы. И Сам Господь наш Иисус Христос добровольно погиб нас ради, человек, и нашего ради спасения, был повешен на Кресте, оболган, несправедливо осужден, страдал, жаждал, умер… Все это – суть свидетельства.

И тем же путем прошел прежде Креститель Иоанн. Как он вышел на реку Иордан, чтобы засвидетельствовать о Грядущем, Которому не смел даже ремень обуви развязать, так и здесь, на 32 году по Рождестве Христовом, произошло вот это событие – Усекновение главы Иоанна Предтечи. И это подлинное свидетельство правды Божией. С точки зрения человека – несправедливая, незаконная смерть. С точки зрения Бога – великое торжество.
Так же, как бывает великим торжеством наша жизнь, если она свидетельствует о правде Божией. Если наша жизнь подтверждает подлинность бытия Божьего, подтверждает Божию любовь к человеческому роду, правду и справедливость Божьего закона, данного нам для спасения.

Но наша жизнь может быть обратным явлением – свидетельством нашей лживости. Наша жизнь может указывать на то, что мы не следовали Божией правде, и тем самым соблазняли окружающих людей. Подобно тому, как соблазн прошел через дочь Иродиады и всех прочих людей, не следующих закону Божию, соблазняющих окружающих людей. Людей, которые ни в своей жизни, ни в своем сердце, ни в уме своем не являются свидетелями правды Божией.

Быть свидетелем правды Божией – значит, быть мучеником. К этому призывает Господь, просящий нас взять наш с вами крест и следовать за Ним.

Мы не можем жить и погибнуть так, как это произошло в жизни Крестителя Иоанна. Но мы можем быть подобно ему, пусть и в меньшей мере, свидетелями Божией правды. Каждый на своем месте.

Священнослужитель обязан быть свидетелем правды Божией – в алтаре, в храме, в той миссии, которую несет людям. Мирянин обязан быть свидетелем Христу на том месте, где Господь его призвал – в семье, на работе, в общественном пространстве. Если мы не являем наше христианство по этим направлениям жизни, не являем подлинность нашего христианского звания, то мы попираем правду Божию.

Задумаемся, что мы являем в нашей жизни. Если мы являем соблазн, значит, мы – плохие христиане. Если мы даем повод окружающим нас людям удивиться промыслу Божию, действующему в нас, и правде, которая есть в нашей жизни, и тем самым приводим людей ко Христу и к Святой Церкви, значит, мы неслучайно живем на этом свете.
Федор Михайлович Достоевский в романе “Братья Карамазовы” писал: “Любовь деятельная сравнительно смечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука”.

Устами своего героя Достоевский указывает нам, что любовь греховная стремится быстро достичь цели, произвести внешнее впечатление, целью своей имеет эйфорию. Но любовь добродетельная всегда долготерпелива, всегда милосердна и кротка, всегда служит на благо человеку любящему и окружающим людям.

Пусть слова великого русского писателя будут для нас с вами уроком.

Дорогие мои, будем стремиться к совершенной любви, то есть к самому Богу. Стремиться быть свидетелями этой великой Божией правды, великой Божией любви, которая так ярко была явлена в жизни, служении и даже самой кончине великого Божьего пророка Иоанна Предтечи. И пусть каждый из нас жизнью своей будет свидетелем, каким был Пророк и Предтеча, Креститель Господень Иоанн. Святой, память которого мы сегодня отмечаем, которому молимся и у которого просим смелости и решительности в нашей борьбе с грехом.Пусть каждый из нас стремиться быть смелым исповедником правды Божией и любящим сыном Господу нашему, великому Отцу и Путеводителю. И пусть молитвами Крестителя Господня и Предтечи Иоанна мы явим в нашей жизни подлинное свидетельство и подлинное мученичество, которое каждый из нас должен воплотить! С днем Пророка, Предтечи и Крестителя Господня!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Усекновения главы Крестителя Иоанна