Слово митрополита на Божественной литургии в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужкого Исидора на Божественной литургии в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, Субботу по Воздвижении
Новоосвящённый храм в честь святой блаженной Матроны Московской,
д. Селезни Велижского района Смоленской области,3 октября 2020 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры!
Мы только что слышали с вами повествование от святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где Сам Господь наш, Иисус Христос, беседует с книжниками и фарисеями, желающими уличить Его в каком-либо грехе, в богословской или жизненной ошибке. Эти люди, не желающие принять Его свидетельство, пытались, говоря современным языком, всячески Его дискредитировать, но Господь не может быть в чем-либо обличён, ибо Он безгрешен. Господь отвечает вопрошающим Его злобным людям: “если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Ин. 8: 24). Он предупреждает их об этом не как грозный судья, а как милостивый Отец, желающий спасения каждому человеку.
Но книжники и фарисеи вновь и вновь пытаются обвинить Господа в несуществующей лжи, найти лжесвидетелей для того, чтобы отвергнуть Божественное мессианство, которое явил в себе Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю для того, чтобы убедить людей уверовать в Него и исполнять заповеди Божии. Не исполняя заповеди, мы ввергаем себя в смерть, потому что жизнь – только с Богом, без Него она невозможна. Нам, дорогие мои, важно это понять. Понять, что наше самооправдание в собственной безграмотности или отсутствии времени для того, чтобы идти за Богом и исполнять Его заповеди – это лишь наши отговорки. А исполнение заповедей, прощение обид согрешающим против нас, попытки преодолеть свои немощи и недостатки, собственную греховную жизнь – это и есть спасение в Боге.
Для того, чтобы достичь этого спасения, нужно трудиться. Мы только что слышали с вами притчу о десяти девах: о пяти девах разумных и о пяти неразумных, юродивых. Разумные девы трудились над тем, чтобы всегда были возжжены светильники, с которыми они встречали Господина, а иные пять ленились и не заботились о том, чтобы их светильники всегда были готовы к этой встрече. И, как мы слышали в притче, неразумным девам пришлось пойти на торжище для того, чтобы купить масло, а когда они его купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Добрые же девы, которые всегда работали над собою и светильники которых всегда были возжжены, вовремя встретили Жениха.
Так и мы, дорогие мои, в жизни нашей откладываем решение собственных духовных вопросов. Будучи молодыми людьми, мы стремимся к тому, чтобы обеспечить себя и своих детей – и в этом нет ничего греховного. Но, как правило, наряду с этими трудами на свое благо, мы прилагаем к этому очень много греховности. Расслабляемся, поощряем свои немощи, недостатки и немощи окружающих, близких нам людей. И тратим на это большее время, чем на сам труд.
Мы рассказываем окружающим о том, что мы чрезвычайно много трудимся, о том, что у нас нет возможности исполнить утреннее и вечернее молитвенное правило. У нас нет времени для того, чтобы совершать пост, потрудиться ради Святой Церкви, прийти в храм и помолится за себя, за своих близких, за наше Отечество. Мы на огородах, в домашних делах, в каких-то иных суетливых заботах, но точно не рядом с Богом. И если бы мы даже не ходили в храм, а совершали молитвы дома, во время работы, произнося простую молитву “Господи, помилуй”… Но мы и этого не делаем, всегда имея самооправдание.
Поэтому, дорогие мои, когда люди, мягко говоря, плохо относящиеся к Церкви Божьей, вновь и вновь повторяют заученные вопросы о том, зачем строить так много храмов, зачем, если есть храм в Демидове, нам еще один храм в Селезнях, у нас всегда есть ответ на этот вопрос: “Храм Божий – наш с вами дом”. Это то подлинное место нашего пребывания, в котором мы получаем истинную духовную пользу. Это дом, в котором мы соединяемся с самим Богом, неотъемлемо пребывающем в нём, посредством благодати Пресвятого Духа. Соединение с Господом происходит в храме независимо от нашего с вами духовного состояния, от того, что говорит или делает священник, как он совершает Божие установление. Христос является Главой нашей Церкви, Он – источник Божественной благодати. И кто бы из нас как не грешил, кто бы как из нас не пытался уклониться от Бога, всегда есть то место, единственное место на земле – храм Божий, где человек может быть прощаем Богом. Это место, где человек получает Крещение, то есть способность и возможность быть соединенным с Духом Божиим, и молиться в Духе Божием, через это Таинство печати дара Духа Святого. Это место, где человек возносит свои личные и соборные молитвы, где он участвует в таинстве Исповеди, в таинстве Причащения Святых Христовых Тайн. И здесь, в храме, всякий человек бывает отпеваем, то есть провожаем в вечную жизнь. Поэтому без магазина мы обойтись сможем, а без храма Божьего – нет. От этого зависит наша вечная жизнь и жизнь повседневная, ибо без Божией благодати нам невозможно совершить во всей полноте никакое доброе дело.
Без Божией благодати мы не имеем тех внутренних духовных сил, которые подвигают нас на добрые мысли, на добрые чувства, на поступки, на прощение обидевших и ненавидящих нас. Без Божией благодати в нас нет сил на то, чтобы творчески созидать свою личность и то внутреннее пространство, опираясь на которое мы и совершаем свой человеческий подвиг. Поэтому, дорогие мои, необходимость храма чрезвычайно важна. То, что вы – представители власти и народ, благотворители, посчитавшие важным для себя внести лепту в строительство – воздвигли этот великолепный храм – и есть Божие дело. Труд, который мы совершаем в земной жизни и который не стыдно вспомнить на смертном одре. Дело, которое важно для нашего спасения, для нашей вечной жизни.
Мы, стоя на Страшном Божием суде, будем безответны, потому что Господь даёт нам всё, необходимое для нашей жизни, для нашего спасения, для того, чтобы мы были добрыми людьми. Иное, находящееся за скобками этой доброй жизни – это наше с вами произволение, решение человеческой воли, которое мы не отвергли, но которое имеем возможность изгладить Божией благодатью. Изгладить тем, что именно в построенном нами храме Божьем мы встречаемся с самим Господом и получаем прощение в таинстве Исповеди, соединяемся с Богом в таинстве Причащения Святых Христовых Тайн. Мы молимся друг за друга, за Отечество наше, получаем духовные силы, необходимые в преодолении трудностей, которые есть в жизни у каждого.
В эту завершающуюся седмицу попразнства Воздвижения Честнаго Креста Господня мы вновь и вновь преклоняем колена сердца нашего перед Крестом. Мы поклоняемся Честному и Животворящему Кресту Господню и просим подать через Его силу ту благодатную помощь, без которой нам не обойтись.
Этот великолепный храм в честь святой блаженной Матроны Московской является той единой свечой, которую вы, жители деревни Селезни, воззожгли Богу. И пусть эта свеча неугасимо горит, как светильник добрых дев. Пусть благодаря этому храму – этому светильнику – каждый из вас встретит достойно Господа нашего Иисуса Христа, которого Святая Церковь образно называет Женихом. Какими бы теперь не были обстоятельства вашей жизни, у вас есть храм, священник, есть возможность искреннего покаяния и преображения вашей души.
В этот торжественный субботний день я от всего духовенства Смоленской епархии искренне благодарю главу Велижского района Виктора Васильевича Самулеева, главу администрации Селезнёвского сельского поселения Валентину Павловну Новикову, всех жителей деревни Селезни за рачение о славе Божьей, попечительство о вашем личном спасении, за любовь к Богу, которая деятельным образом отразилась в этом великолепном храме. И пусть Господь молитвами блаженной Матроны Московской, которая пребывает здесь своими честными мощами, помогает каждому из вас. Пусть каждый из вас всегда обращается к этой великой русской угоднице Божией, полагая надежды на её святые молитвы, её предстательство перед Господом и помощь. А мы вместе с вами, вознося наши молитвы блаженной Матроне Московской, преклоняясь перед Честным Животворящим Крестом Господним, будем совершать нашу жизнь в достоинстве перед Богом и перед людьми.
Аминь.