Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти святого князя Андрея Смоленского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти святого благоверного князя Андрея Смоленского
Храм в честь святого благоверного князя Андрея Смоленского поселка Красный Бор
9 ноября 2020 г.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы отмечаем день памяти святого князя Андрея Смоленского. Мы слышали Евангельское чтение от Луки, в котором Господь говорит не столько ученикам своим, сколько народу о том, что невозможно познать Бога Отца не познав Сына: “Всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Лк. 10:21). По слову святого преподобного Никона Оптинского, изъясняющего этот евангельский текст, невозможно поверить в Бога Отца, не поверив в Господа Иисуса Христа – Сына Божия. Он – Единородный и равночестный Отцу, равный Ему по естеству и по той силе и действу, которые принадлежат Отцу. Все это в равной степени и равночестно принадлежит Сыну. Бог Сын по воле Бога Отца принимает на Себя человеческую природу и становится Богочеловеком в воплощении, искупая тем самым человеческий грех, избавляя людей от вечной духовной смерти, примиряет человека с Богом, возводит его в рай. Это не умаляет Бога, а свидетельствует о величайшей силе любви Бога к человеческому роду.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы познать всеми силами нашей природы, ума и естества эту Божию любовь и ответить на Божий призыв нашей с вами человеческой любовью.
Мы знаем, что есть человеческая любовь, когда весь наш ум и все наше время заняты любимым нами человеком. В такое время мы не можем думать ни о чем и ни о ком, кроме того, кого любим. А какой должна быть наша любовь к Богу? Мы очень слабо любим Бога. Мы редко думаем о Нем. Мы вспоминаем о Боге обычно тогда, когда в нашей жизни происходит неприятное: скорбь или несправедливость. Когда мы не можем найти ответы ни в нас самих, ни в окружающих нас людях. Мы обращаемся к Богу как к последней инстанции. Но бывает ли такое наше обращение похожим на мольбу чада к своему отцу, на мольбу раба к подлинному господину? Или оно бывает в виде дерзновенного вопля человека, требующего от Бога к себе справедливого отношения?
Пусть каждый ясно осознает, в каких отношениях он пребывает с Богом, верит ли он Богу? Или обращается к Нему только иногда с какими-то житейскими нуждами, дерзновенно и дерзко требуя того или иного, часто неполезного, для нашей жизни? Мы хотим жить так, как удобно нам, а не так, как угодно Богу.
Сегодня мы вспоминаем святого благоверного князя Андрея Феодоровича Смоленского, оставившего свой княжеский удел, чтобы прекратились распри между его братьями, чтобы он мог молиться Богу за мир среди своего семейства и в молитве спасти свою душу. Он оставилСмоленщину и ушел в древний град Переславль-Залесский и там, при Никольской церкви, совершал 30-летнее служение пономарем.
Святой князь Андрей был современником преподобного Сергия Радонежского. Преподобному Сергию были очень хорошо знакомы ростовские места – там прошло его детство. Эти места он часто посещал. Поэтому мы можем предполагать, что святой князь Андрей Смоленский встречался и спрашивал благословения у преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Никто из окружающих не знал, что это князь Андрей. Все думали, что это нищий пономарь. Только после его смерти, перехода в жизнь вечную, люди нашли свидетельство тому, что он из княжеского рода и удивлялись его смирению и послушанию. Не понимали жители Переславля, как один из князей, который должен жить в почестях и достатке, выбрал нищую жизнь.
Мы задаем вопросы, почему жизнь вечная намного ценнее временной жизни? Почему все земные блага несопоставимо малы по сравнению с тем, что Господь уготовал для любящих его? Мы не можем себе даже помыслить, что Господь для каждого из нас приготовил. Святой благоверный князь Андрей просил Бога открыть ему иную жизнь. И Господь в его сердце вложил дар Богопознания. Мы должны, подражая святому князю Андрею, просить Бога не о власти и деньгах, не о достатке и благополучии, а о том, чтобы Господь указал нам Путь и открыл Истину, дал нам познание жизни, коей является Сам Бог.
Мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского сегодня находятся на месте его служения в Никольском женском монастыре г. Переславль-Залесский. Каждый из нас, совершая паломничество по святым местам, может приложиться к его надгробию, помолиться великому угоднику Божию. Пусть для нас с вами пример нашего святого земляка, благоверного князя Андрея Смоленского, станет поводом для подражания подвигу, сопоставимому с подвигом святых князей Бориса и Глеба, как об этом пели в сегодняшнем тропаре святому князю Андрею.
Дорогие мои, давайте каждый из нас будет стремиться совершать человеческий подвиг, стремясь к тому, чтобы исполнение Божиих заповедей стало деятельным проявлением нашей любви к Богу. Чтобы это стало для нас драгоценным даром, кроме которого бы нам не хотелось ничего иного. Пусть Господь и Царица Небесная молитвами святого благоверного князя Андрея Смоленского укрепляют нас и даруют нам единственное на потребу – мудрость и мужество, которые необходимы для нашего спасения. Пусть блага Божии для нас являются тем драгоценным даром, который мы понесем по жизни и заберем с собой в жизнь вечную.
Аминь.