Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
15 ноября 2020 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Мы вновь слышим Евангельский рассказ, который запечатлен в Евангелии от Луки, а также в Евангелии от Марка (Лк., 8:26-39; Мк., 5:1-20) –о гадаринском бесноватом. Когда Господь Иисус Христос вместе с учениками переплыл на другую сторону от Галилеи, где находился город Гадара и иные города Десятиградия – автономной области, в которой действовали свои законодательство, летоисчисление и денежные единицы. Жители этих городов были язычниками и не исповедовали веру в единого Бога, как иудеи.
Христос прибывает туда, чтобы совершить чудо исцеления гадаринского бесноватого. Встретившись с ним, Господь спрашивает бесноватого: “Как тебе имя?”. И как мы слышали из Евангелия, не человек, а находящийся в нем бес ответил человеческим голосом: “Легион” (Лк., 8:30). Легион – численность римского войска, что означает “многотысячное войско”. Одним словом, этим наименованием обнаруживается в человеке множество бесов и беснование означает, что пространство его сердца и души стало местом обиталища для злых духов.
Мы слышали с вами из Евангелия о том, что этот человек не только произносил хулу, но был неуправляем: его связывали цепями, он жил и ночевал в гробницах. Не только по мерам жизни того социума, но и нашего общественного сознания, этот человек был асоциальным. Глубоко больной человек представлял собой опасность для всего общества, поэтому люди его сторонились. Особо жалостливые пытались ему помочь, но безрезультатно.
Но “невозможное человеку возможно Богу” (Лк., 18:27). Господь намеренно направляется в Десятиградие. Он исцеляет этого бесноватого человека и бесы во множестве своем, исходя из этого хрупкого тела, изможденного бесовской силой, по велению Божиему перемещаются в стадо свиное. Жители Десятиградия, узнав от пастухов о чуде исцеления бесноватого и о потере свиного стада просят Христа удалиться из ихстраны.
Очевидно, что никакого вреда Христос им не нанес. Ведь то, что нам кажется сиюминутно вредным, с Божественной мысли и Его Провидения является для нас полезным. Также как и те тяжелые испытания человека, ставшего вместилищем бесов, стали в конечном итоге впоследствии благом для всех.
В течение жизни мы сталкиваемся с разными жизненными испытаниями. И когда они благополучно разрешаются и заканчиваются чем-то хорошим, то мы воспринимаем их как благо, которое посылает Сам Бог. Он своим Божественным Промыслом не только способствует человеческому благу от начала жизни до самого конца, но и всякое злое деяние стремится исправить к благим последствиям. Это классическое определение Промысла Божия, которое мы можем с вами почерпнуть из катехизиса святителя Филарета, Митрополита Московского.
Злое состояние, в котором находился гадаринский бесноватый, Господь изменяет ко благу. Но без участия самого человека, без его внутренней, самой малой части желания стремиться ко благу – благо не наступает. Оно не наступило и для жителей Гадары, когда они попросили Господа удалиться из страны. Оно наступило для человека с большим поражением зла. Господь исцеляет его, и некогда бесноватый человек сидит у ног Спасителя, слушает Его учение, смиренно и слезно просит разрешения пойти за Ним.
Но у Бога иные цели: Он не только исцеляет этого как будто недостойного Божественного дара бесноватого, но направляет его в Десятиградие с апостольской проповедью. Господь благословляет исцеленного бесноватого пойти в свой дом, в свою страну, чтобы сообщить о том чуде, которое совершил для него Бог. Какая высокая миссия! Какое чудное призвание Господь уготовал человеку, который был призираем всеми!
Дорогие мои, подобное бывает и в нашей жизни, когда мы недооцениваем человека. Когда считаем его нищим, несчастным, немножко сумасшедшим и неуспешным в этой жизни. Но Господь однажды может подойти к нему, исцелить и дать самое главное, чем не обладаем мы – дар Божий. Причем даст такой дар, какой получил некогда гадаринский бесноватый – дар апостольского служения.
Мы, слушая этот Евангельский рассказ и размышляя над ним, должны очень осторожно относиться к окружающим нас людям, особенно к тем, которые кажутся недостойными Бога и недостойными быть рядом с нами, потому что они грязны или оборваны, или находятся в алкогольной зависимости. Но мы ничего не знаем о Промысле Божием. Поэтому мы не имеем право недооценивать окружающих людей.
Себя мы можем сравнить с жителями Гадары, благополучного языческого города, который ничем не отличался от наших с вами христианских, но по образу жизни языческих городов. Мы часто просим Христа удалиться из “нашей страны”, потому что жить со Христом и под Его руководством означает отвергнуть своих грехи и недостатки. Это значит нести свой крест, исполнять заповеди Божии, любить окружающих людей и даже, по нашему мнению, самых недостойных.
Мы этого не хотим. Нам хочется блистать благополучием. Мы стремимся к комфорту и часто презираем тех людей, которые находятся вне рамок этой комфортной жизни и не стремятся к нему. Но Господь посещает именно таких людей, потому что именно они чаще нас призывают имя Божие себе в помощь. А мы, находящиеся в благополучии, ни в чем не нуждаемся, даже в Боге и в жизни вечной. Мы готовы во множестве пасти свои “свиные стада” и, кичась внешним благополучием, размышлять о том, что это будет с нами вечно.
Но ничего не бывает в этой жизни вечно и всему приходит конец. Господь и в этой ситуации не оставляет нас. Отвергнувшие Христа жители Гадары услышали в свое время апостольскую проповедь бывшего гадаринского бесноватого, который ходил по Десятиградию и проповедовал Христа Спасителя.
Так и мы бываем не достойны личного присутствия Христа. Но нам дано Священное Писание, Божественное Евангелие, которое есть Слово Его. Через слышание Божественного слова Господь готовит нас стать достойными Живого Бога, чтобы мы встретили Его уже в этой жизни. Это бывает тогда, когда мы омываем совесть слезами покаяния, приступаем к установленному Богом Таинству Исповеди, в сердечном сокрушении и в горячем стремлении направить нашу жизнь ко благу принимаем со смирением Тело и Кровь Христовы в Таинстве Святого Причащения. Тогда мы встречаем Христа в нашей жизни.
Дай Бог нам не только встретить Христа, но случайными грехами нашими не отвергнуть Его, не попросить удалиться из нашей страны, из нашей личной и семейной жизни. Стремиться быть вместе с Ним, как некогда этот гадаринский бесноватый, чтобы идти по жизни со Христом Спасителем нашим и исполнять Божие поручение идти и проповедовать Евангелие всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа.
Аминь.