Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Слово Его Высокопреосвященства, митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
29 ноября 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! “Кто есть наш ближний?” – задаем мы себе вопрос в течение всей нашей жизни, подобно тому, как этот вопрос Господу нашему Иисусу Христу задал законник, желая искусить Его в знании Закона. Но можно ли искушать Того, Кто является автором Закона? Господь на такой некорректный вопрос законника рассказывает притчу, которую мы только что с вами слышали из 10-й главы Евангелия от Луки.
“Кто есть наш ближний?” – задаем мы с вами вопрос, всегда встречая на своем жизненном пути большое количество людей помимо тех, кто всегда пребывает рядом с нами. Это наши сродники: дедушки и бабушки, папы и мамы, братья и сестры, близкие друзья нашей семьи. Все они и считаются в совокупности своей теми близкими людьми, о которых мы легко говорим, что они наши ближние.
Но Господь предлагает иную, верную точку зрения, и мы в этом легко убеждаемся в нашей жизни. Бывает так, что по нашей вине или вине другой стороны, те, кого мы называем ближними, в одночасье становятся для нас людьми далекими, а иногда даже враждебными нам. Это происходит по разным причинам, виной которым являемся мы или окружающие нас люди. Все это в мгновение ока может сделать для нас ближнего человека человеком дальним, а иногда даже врагом. Нет ничего в нашей жизни хуже того, чтобы в ней были враги. Постоянное ощущение враждебности по отношению к нам, наши враждебные чувства по отношению к другим создают в нашем сердце неспокойствие и немирность. Это отсутствие мира в нашем сердце губительно и разрушительно для нашей души, является препятствием в нашем взаимоотношении с Богом.
Отвечая на вопрос законника “что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”, Господь обращает его и вместе с тем и наше внимание на то, что являлось главным во всем Ветхом Завете. Господь спрашивает законника: “в Законе что написано, как читаешь?”. Тот приводит слова из книг Второзаконие и Левит о том, что необходимо “возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей мыслию, всем разумением своим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк., 10:27, Втор. 6:5, Лев. 19:18). Законник подтверждает, что главным в соблюдении всего закона Божия является любовь к Богу и любовь к ближним. Для того, чтобы понять эту важную истину, Господь возводит ум слушающих Его и наш ум к вещам простым, понятным нашему сердцу и разумению, говоря о любви к ближнему в притче о милосердном самарянине.
Слушая притчу, мы удивляемся тому, как проходят мимо человека, избитого разбойниками, священник и левит. Почему этому израильтянину помогает самарянин, который принадлежит к другой вере, и не было между ними ничего общего и никакой выгоды? Самарянин помогает несчастному, перевязывает его раны, доставляет до гостиницы и находит два динария, которые тратит на то, чтобы в гостинице, в которой был помещен этот избитый человек, последний получил еще и дополнительную помощь. Почему священник и левит, то есть, диакон, проходят мимо? Ведь они – люди, знающие закон, рассуждающие вслух о законе и проповедующие его не только на словах, но и своей жизнью, должны были помочь?
Так бывает в нашей жизни, дорогие мои, что мы, не только священники, но и народ Божий, знающие Божий Закон, проходим мимо людей, которые нуждаются в помощи. Это является свидетельством того, что знание Закона не спасает нас. Знание Закона Божьего не приближает нас к Богу: это всего лишь знание. Мы должны всегда помнить, что и бесы в совершенстве знают наизусть Закон, Священное Писание и молитвы, которые мы изучаем всю нашу христианскую жизнь. Они все это знают, но это не приближает их к Богу.
Недостаточно быть профессором богословия, чтобы спастись. Более того, знания могут нанести нам вред, если они ложатся на корыстное и злое сердце. Поэтому к христианским знаниям мы должны относиться с осторожностью. Читать Священное Писание мы должны только с помощью святоотеческого толкования, то есть, Священного Предания. Мы должны с осторожностью относиться к объему молитвословия, которое мы совершаем, и к мерам многодневного поста, который уже наступил. С особой рассудительностью, осторожностью, с благословения Божьего через рекомендации опытных священников мы должны относиться ко всякому христианскому деланию, которое при неразумном отношении может наносить нам вред.
Господь в притче о милосердном самаряныне учит нас тому, что никакое положение человека, никакое знание, ни принадлежность к религии, а именно доброе по своей природе сердце является тем локомотивом и тем главным, что ведет нас в Царствие Божие. Если доброе сердце внемлет духовным ориентирам, которые есть в нашей жизни, указывающим, как достичь Царствия Божьего, тогда и коротким бывает путь достижения Царствия Божия. А если знаемые нами ориентиры встречаются с нашим злым сердцем, то бессмысленны бывают наши усилия – пост, молитвы и изучение Библии – все это не приводит нас ко спасению.
Эта притча предлагает нам простое решение со стороны Господа: будем милосердны друг ко другу. Будем небезучастны к нужде окружающих нас людей. Даже если мы что-то не знаем из Закона, не знаем каких-то молитвословий, не разбираемся в порядке богослужения, но при этом у нас доброе сердце, мы будем достигать Царствия Божия.
Будем же, всегда задавая Господу вопрос законника: “как мне наследовать жизнь вечную?” помнить, что наследовать жизнь вечную могут только законные наследники. Это те, кто не по принуждению, не по какой-то корысти, а по своему “сродству” Богу праведной жизнью, подражая Ему “единомыслием” и “единосердечием” стремятся достичь Царствия Божьего.
Но может ли человек своими усилиями достигать Царствия Божия? Может ли он своей волей делать себя сродным Богу? Нет. Это может делать только благодать Божия. Но благодать Божия, как мы знаем, не входит в злую душу. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы приготовить нашу душу, наше внутреннее пространство, наше сердце к принятию этой благодати. Чтобы благодать вошла, мы должны очистить свое сердце, проявить смирение в отношении к Богу. Мы должны проявлять милосердие по отношению к окружающим людям. Тогда благодать Божия войдет в наше сердце. Тогда мы будем достойными наследниками Царствия Божия. Мы должны верить в Бога, надеяться на Его милосердие, проявлять милосердие к окружающим людям и знать, что “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18:27). Аминь.