Слово митрополита Исидора в храме в честь преподобного Сергия Радонежского
Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в храме в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща
11 ноября 2020 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Милостию Божией в освященном храме в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, мы имеем возможность возобновить наши молитвенные встречи в совершении акафистного пения преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу. Это великая милость Божия.
Проявление великой силы Божией здесь, на земле, должно откликаться в нас готовностью исполнить Его волю, нашим соучастием, соработничеством Богу. Когда возникает илиотропион – это греческое слово символизирует согласование воли человеческой с волей Божией – тогда бывает всякое благо на земле.
Сегодня мы с вами обратили внимание на слова из акафистного пения преподобному Сергию игумену Радонежскому, в которых восхваляется преподобный Сергий, преклоняющийся Духу Святому во всяком смирении. Что такое “всякое смирение”? Речь идет о той великой добродетели, которой противоположны гордость и тщеславие. Смирение – это дар Божий, который приобретается не нашими усилиями, но действием Божиим, которым мы награждаемся за наше противодействие греху.
Каждый из нас, дорогие мои, подражает преподобному Сергию, игумену Радонежскому, стяжавшему этот дар и эту благодать, которая в буквальном смысле слова “дар благой”. Божий дар посылается тогда, когда наше сердце способно вместить эту благодать, когда мы противостоим гордости и тщеславию, которые стараются захватить наше сердце, ум и чувства. Это величайший труд. Особенно он тяжек, когда у нас есть все внешние необходимые условия к гордости и тщеславию. Это не только власть, средства и финансы, но и собственное самомнение, иные наши умственные заблуждения, которые выпячивают нашу личность и дают ложное представление о том, что мы лучше окружающих. Это и те заблуждения, которые бывают от недостаточности нашего ума и от недостаточной мудрости – мудрости Божией, которую мы не желаем черпать от её источника – Бога. Но всеми силами мы должны противостоять чувству гордости и тщеславия.
В акафисте преподобному Сергию Радонежскому мы видим великие добродетели, которые Преподобный стяжал великим трудом. Мы с вами не должны воспринимать святого Сергия как литературный образ, а акафист – как красивое поэтическое слово. Мы должны видеть этом святом угоднике Божием пример, а слова акафиста как девиз – чтобы, выйдя из храма, мы воплощали это в нашем поведении, в нашем образе, мыслях и чувствах. Легко об этом думать, но почти невозможно и трудно каждому из нас этому следовать. Но “невозможное человеку возможно Богу” (Лк., 18:27). Без Божией благодати, без Его поддерживающей силы и действия Святого Духа мы бываем неспособны совершать добродетели, противоборствовать и противодействовать тем внешним и внутренним вызовам и искушениям, которые изнутри и снаружи пытаются разрушить нашу духовную жизнь и саму нашу личность.
Дорогие мои, с особым благоговением мы должны относиться к дару жизни и, особенно, к дару духовной жизни, которую нашей личности дает Бог. Божия благодать помогает всячески противодействовать внешним и внутренним вызовам и предложениям, которые порождают в нас грех. Это очень тяжело, но если мы будем борцами в малом, то Господь поставит нас на большее. Потому что мы с вами предназначены к большему. А это большее есть Царство Небесное. Оно приобретается многим трудом и многими искушениями.
Мы обязаны себя сотворить достойными Царствия Божия подобно тому, как своими великими трудами сотворил себя преподобный Сергий. И пусть его молитвы, его небесное предстательство помогут нам, молящимся в середине седмицы после Воскресного дня в ожидании нового Воскресного богослужения, в котором мы черпаем от Бога силы. Пусть середина недели, в которой мы молимся преподобному Сергию, будет тем островком и запасом, тем действием силы Божией, которые заряжают нас на оставшиеся дни до ближайшего Воскресного дня, когда мы вновь придем на богослужение и будем участвовать в таинствах Исповеди, Святого Причащения, просить Бога о том, чтобы милосердный Господь подал нам руку помощи, благословил на новое противоборство нашему греховному внутреннему пространству и внешним искушениям и испытаниям, которые каждый из нас претерпевает, кем бы он ни был – архиереем, священником, мирянином. В одинаковой степени мы противоборствуем греху.
Пусть наша соборная молитва в эту благословенную среду вечером будет действенной помощью всем нам молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Божие вам всем благословение!
Аминь.