Слово митрополита в субботу седмицы 23-й по Пятидесятнице
Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в храме Покрова Пресвятой Богородицы при Смоленской Православной Духовной семинарии
14 ноября 2020 года.
Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
В услышанном нами Евангельском чтении от Луки (Лк. 8, 16-21) Господь приводит образ свечи, которую не ставят в темной комнате под кровать, а ставят таким образом, чтобы она освещала все пространство. Святые Отцы сравнивают пространство нашей души с комнатой, в которой мы живем. Действительно, во многом можно провести сравнение бытовых условий нашей жизни, того, что нас окружает, с тем, что есть в нашей душе. И прежде всего это отражается в том месте, где мы чаще всего проводим наше время.
Действительно, нередко можно составить первое поверхностное представление о человеке, войдя в комнату, в которой он живет. Если в этой комнате беспорядок и все разбросано, если не чувствуется творческого и доброго отношения человека к предметам, которые его окружают, то можно приблизительно сделать вывод о том, что и в пространстве его души также не прибрано и царит беспорядок.
Поэтому, дорогие мои, не случайно мы, ваши наставники, обращаем внимание на то, чтобы не только в вашей душе, но и в том пространстве, в котором вы живете, по возможности, было все в порядке. Но никакого порядка в нашей жизни не будет и будет невозможно ее творческое созидание, если не будет порядка в нашей душе. Поскольку как раз там, в глубине нашего сердца, чаще всего не прибрано и разбросано по разным углам комнаты нашей души.
Сегодня нам Господь через Евангелие напоминает о том, что Он знает самое потаенное в нашей жизни. И как бы мы ни скрывали от Него это потаенное, это сделать невозможно. Болезнь нашей души состоит в том, что мы пытаемся от Бога скрыть беспорядок нашей души. Мы стремимся к тому, чтобы и от нас самих скрыть этот беспорядок, переместить его за пределы нашего сознания, нашей памяти и даже нашей совести.
По этой причине мы на исповеди часто забываем наши грехи и особенно прегрешения, считая их не существенными. Но из этих несущественных, мелких грехов, которые мы недооцениваем и стараемся даже не запоминать, состоит наша жизнь и они нередко являются ее главным содержанием. К сожалению, мы не слышим голоса древних подвижников благочестия, святых Отцов, которые указывают нам на то, что всякая мелочь нашей духовной жизни может однажды, при нашем невнимательном к ней отношении, превратиться во что-то очень крупное. Всякая мелочь, которая скапливается в нашей душе во множестве, подобно мусору в нашей комнате, делает нас неспособными различать и оценивать степень беспорядка в ней. Зачастую это становится прямой причиной появления в нашей жизни тяжких и смертных грехов.
Поэтому для каждого из нас – архиерея, священника, студента духовных школ, мирянина, – необходимо часто подвергать нашу совесть на Суд Божий, участвовать как можно чаще в Таинстве Исповеди и в Таинстве Причащения Святых Христовых Таин. Необходимо использовать те благодатные Божественные средства, которые помогают нашему человеческому духу, нашей душе и нашему телу приобрести духовное трезвление, способность объективно видеть себя со стороны.Собственное осуждение себя, своих грехов – это первый шаг к тому, чтобы исправилась в целом наша жизнь. И какие бы двойные стандарты не применяли мы к самим себе, как бы мы себя не успокаивали и не жалели, правду Божию невозможно обмануть. Поэтому так важно, чтобы в нашей духовной жизни мы по отношению к себе были искренны, правдивы и прямолинейны, не оправдывая себя в наших поступках только внешними обстоятельствами.
В тоже время, смело осуждая себя в грехах и поступках, мы должны приучить себя с нисхождением и любовью относится к окружающим. Это сложная, многоплановая задача: осуждать себя и не осуждать ближних. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И каждый из нас должен побороть в себе практику оценки другого человека и обсуждение его с другими людьми, внутреннее осуждение, неприязнь, раздражительность. Все это очень сложно, но великое начинается с малого.Поэтому давайте, дорогие мои, наводить порядок в нашей комнате, в которой живем, наводить порядок в пространстве нашей души, направлять все в нашей внутренней и внешней жизни к созиданию. Пусть труд упорядочивания вызывает в нас спокойствие и внутренний комфорт, благоговение и духовную радость. Будем также помнить, что Господь открывает нам наши немощи, чтобы мы, видя свои слабости и недостатки, учились смирению и не осуждали окружающих. Когда мы осуждаем ближних – это прямое свидетельство того, что мы не внимательны к жизни нашей души. Будем всегда помнить призыв Божий, прочтенный для каждого из нас: “Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех.” (Мф.5,16).
Аминь.