Слово митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
г.Смоленск, Свято-Успенский кафедральный собор,
20 декабря 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! До сего дня проказа считается неизлечимой болезнью. Она называется “царской болезнью”, но не потому, что ею болеют цари, а потому что требует чрезвычайного воздействия. В данном случае речь идет о Божественном вмешательстве, которое всегда предполагалось как единственное средство и лекарство от такой болезни.
До сего дня больные проказой должны находиться в изоляции от остальной части общества. Также было и в древние времена. Прокаженные не могли быть полноценными участниками общественной жизни. В книге Левит подробно описано, какие религиозные действия необходимо было применять в случае этой болезни, как относиться к прокаженным людям, какие обряды проходить в случае, если произошло почти невозможное исцеление.
Господь, видит прокаженных, которые стоят, как предписывалось, на определенном удалении – не менее 45 метров от здоровых людей, и громко взывают, чтобы Он исцелил их. Трудно себе представить, что эти люди могли слышать проповеди Спасителя, Его обращение к народу. Почти невозможно представить, что они были свидетелями исцелений, поскольку народ всегда теснил Спасителя, но прокаженные никогда не могли к Нему приблизиться. Поэтому нам стоит только удивляться той силе веры людей, которые, фактически не видя и не слыша Спасителя, все же имели надежду на Него.
Евангелист Лука (Лк. 17:12–19) обращает наше внимание на то, что среди этих десяти был один самарянин. Это почти невозможно для всякого иудея, но болезнь объединила их. Так бывает, что болезни и скорби, общественное несчастье объединяют людей разной веры и мировоззрений, так что никто не спорит о вере, а возлагает все надежды на Бога. Это не значит, дорогие мои, что мы должны в период бедствия отступать от нашей веры. Это значит иное, более главное: когда происходит бедствие и несчастье, мы все должны объединяться в любви друг к другу. А любовь друг к другу и любовь к Богу должна превосходить всякие наши средостения. Именно в такой любви к Богу и к ближним мы должны проявлять силу веры в Бога.
Обратим внимание на то, что Господь предлагает прокаженным пойти и показаться священникам. Но священникам обычно показывались те, кто получил исцеление и мог приблизиться к ним для совершения необходимых обрядов над ними и принесения жертвы. Поэтому нам следует удивиться их вере, что они послушались Спасителя и пошли, будучи еще больными и изъязвленными болезнью. Когда они шли в сторону священника, они получили чудесное исцеление и раны уже не беспокоили их.
Мы можем только представить, как радовались эти люди, шедшие к священникам. Без такой ритуальной части невозможно было снова принять их в обществе, потому что именно священник обязан был засвидетельствовать и зафиксировать исцеление. Можем предполагать, что те девять иудеев дошли священника. Что они говорили ему? Бог весть. Но самарянин, который не мог пойти к иудейскому священнику, с благодарностью возвращается к исцелившему его Богу и падает ниц, как мы слышим в евангельской истории от Луки. Самарянин воздает Ему Славу как Богу, благодаря Его за полученное исцеление.
Мы должны обратить внимание на послушание, которое проявили все десять прокаженных. Ведь они не могли предполагать, что произойдет исцеление, они просто послушались. Глядя на этих людей, мы так же должны проявлять послушание Богу. Но кто-то из нас задает вопрос: “Зачем в Церкви так много установлений, ведь Богу ничего кроме нашей личной веры не нужно? Просто верь, сиди дома, почитывай Библию, не предпринимая никаких действий… И уж точно нет никакого смысла в этих многодневных постах, вычитываниях молитвенных правил… А возможность причаститься Тела и Христовых – зачем это?..”. Эти прокаженные, получившие исцеления от Бога, проявили послушание, причем не предписанного никаким Ветхозаветным законом, они просто послушались Бога. Так и мы, дорогие мои, искренне верим в Бога и совершаем те действия, которые Он, Пастыреначальник и Глава Церкви, через установления Божии, которые мы получили от святых апостолов через духоносных отцов в Правилах Вселенских и Поместных соборов, в древних выверенных верой и любовью Церковных правилах, мы совершаем послушания Богу и Его Святой Церкви. Мы надеемся, что через послушания и действия, в которые мы себя добровольно вверяем, получим от Бога исцеление подобно тем прокаженным мужам.
Часто мы идем в неизвестность, полагаясь только на силу нашей веры и мы не знаем, что нас ждет впереди. Но точно знаем, если мы послушаем голос Церкви, если мы выполним предписания Церкви, что нам благословлено нашим духовником, то это точно возымеет свое действие и Господь обязательно пошлет ту силу благодати, которая поможет нам.
Пусть наша вера в действие Божие и в действие церковное не ослабевает. Пусть примером нам служат эти десять исцеленных от проказы человек. И особенно пусть наше внимание будет обращено на десятого человека, как будто далекого от веры и незнающего никаких предписаний, но в сердце своем хранящем благодарность в отличие от тех девяти, которые не вернулись поблагодарить Господа. Ведь так редко и в нашей с вами жизни встречаются благодарные люди. Благодарные не только Богу, но и за то добро, которое им было сделано иными людьми. Мы, проходя путь нашей жизни встречаем очень мало благодарных людей. А здесь речь идет именно о наивысшей благодарности.
Поэтому дорогие мои, мы можем представить себе, что 10-й человек, не принадлежащий формально Ветхозаветной Церкви самарянин, был глубокого благодарным человеком. Благодарным окружающим людям, своим родителям, близким, и, может быть, даже благодарен судьбе, которая ему послала неизлечимую болезнь. Может быть, он не роптал на Бога, на судьбу, окружающих людей, а со смирением и благодарностью относился к постигшему его испытанию. И Господь отметил это, сказал припавшему к Его ногамисцеленному человеку: “Иди; вера твоя спасла тебя” (Лк, 17:19).
Мы можем предполагать, что этот человек после пошел по городам и весям, с благодарностью возвещая о совершенном чуде, говоря о вере в Бога и необходимости соблюдения нравственных законов, и особенно быть всегда благодарным Богу.
Дорогие мои, будем не оскудевать в нашей вере в Бога и в той надежде, что созданные Богом Его Божественный закон и установления, которые соделывают наше спасение в Церкви, чрезвычайно необходимы нам.
Пусть вера укрепляется действиями, которые мы предпринимаем в лоне нашей Церкви. Пусть само Таинство Крещения, которое вводит нас в Церковь, омывает наши грехи за все прошлое, что было совершено до Крещения. Пусть Таинство Покаяния, как второе Крещение, по вере нашей в Бога и по действию этого Великого Таинства, очищает нас от грехов, в которых мы искренне каемся и обещаем Богу не повторять их. Пусть все это является подтверждением послушания, которое мы несем Богу.
Но пусть бОльшим среди этого будет наша благодарность Богу, которая будет венчать нашу веру и свидетельствовать о нашей любви к Нему, подтверждать эту любовь. Если мы в сердце будем искренне благодарить Бога за его благодеяния, благодарить за испытания, в том числе испытания болезни, если мы со смирением и послушанием к Богу будем исполнять все необходимое, требующееся от нас, тогда Господь поднимет нас с колен нашего греха и скажет: “Иди; вера твоя спасет тебя”. Аминь.