Слово Митрополита Исидора в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слово Митрополита Исидора в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы
в Введенском храме Свято-Троицкого Болдина монастыря4 декабря 2020 года
Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в этот светлый, солнечный, теплый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы мысленно переносимся во двор Иерусалимского храма. И глазами первосвященников и священников видим приближающуюся торжественную процессию, когда в окружении молодых девушек, девиц, родители Пресвятой Богородицы, очень старые люди, святые Иоаким и Анна ведут трехлетнюю маленькую Девочку в храм Божий.
Всякий родитель знает, что такое отвести ребенка утром в детский сад. Это не всегда просто, особенно если там не совсем доброжелательная атмосфера. Ребенок инстинктивно не желает погружаться в эту атмосферу. Родители иногда не понимают, почему ребенок так не хочет идти в детский сад, в котором так много всего интересного и полезного, назидательного и образовательного. И всякий взрослый говорит: “Я бы сам пошел в детский сад, если бы кто-то решал за меня эти тяжкие проблемы”. И мы, иногда с раздражением, завидуя своему ребенку, у которого как будто есть все, необходимое для счастливой жизни, передаем его в детский сад.
А здесь, в духовном Иерусалиме, в который мы с вами погрузились мысленно, мы видим Ребенка, который с радостью, с желанием идет в Иерусалимский храм. Мы удивляемся тому, как маленький, только что отметивший свое трехлетие, Ребенок, самостоятельно, без всякой помощи поднимается на пятнадцать высоких ступеней Иерусалимского храма. Мы удивляемся родителям, которые не с плачем на глазах, а с радостью и любовью провожают свою Дочь в храм, в котором эта маленькая Девочка должна будет воспитываться священниками. Мы не понимаем: как это – отдать своего ребенка, тем более такого маленького, в неизвестность?
Но то, что мы с вами не понимаем нашим человеческим коротким и греховным умом, понятно Богу, Которому известно, кем должна стать эта маленькая Девочка. И Девочке, промыслом Святого Духа, который безусловно укреплял Ее, известно, почему Она добровольно, сама идет в этот холодный, величественный, незнакомый Ей храм. Девочке понятно, почему первосвященник Захария Ее единственную – единственное лицо женского пола во всей истории ветхозаветного Иерусалимского храма – вводит в Святая Святых, и Она не стесняется и не смущается, ибо точно знает к чему предуготована.
Конечно, мы, глядя глазами тех людей, которые все это видели, удивляемся и многого не понимаем. Мы не понимаем, каким нужно быть родителем, чтобы вот так отдать ребенка в неизвестность. Что этой Девочке вложили в ум, что Она сама идет в храм. При этом у нас также возникают вопросы, неразрывно связанные с этими образами. Что нужно было этим родителям сделать, чтобы ребенок получил такое воцерковление? Какое воспитание необходимо дать ребенку, чтобы он стремился в храм, как в собственный дом? Какими должны быть мы – родители, чтобы ребенок был так воспитан? Эти и многие другие вопросы сопровождает эти существенные для нашей жизни темы.
Когда мы видим, как наши дети нехотя идут в храм, мы задаем вопрос: “Почему так происходит?”. Но прежде, чем задать этот вопрос, мы должны спросить у себя: “А подал ли я пример тому, чтобы мой ребенок ходил в храм? Молился ли я (или молилась ли я) о том, чтобы мои дети и внуки, беря с меня пример, шли в храм Божий?”.
Когда дети воспринимают храм не как дом Господень, а как место, где происходят скучные мероприятия с непонятными словами и с продолжительными действиями, которые взрослые называют богослужениями, это приводит к трагедиям не только личным и семейным, но и, к сожалению, к трагедиям общественным и государственным. Когда дети наши не получают должного воспитания, и на первое место, к сожалению, поставлено не то, что нужно, их система ценностей с самого начала бывает неправильно выстроена. А необходимо, чтобы ребенок возрастал не только телесно, но и духовно, чтобы он рос любящим Бога, ближних своих, да и не только ближних, но и дальних, и даже врагов своих. Чтобы он рос будущим гражданином, по-настоящему любящим Отечество свое. Поэтому, дорогие мои, наши грехи становятся, к сожалению, грехами наших детей, и нашей большой семьи.
Когда мы, как сегодня, приходим во святую обитель, мы – миряне, задаем себе вопрос: “Что нужно было вложить в ум и воспитание ребенка, который в последствие пришел в монастырь? Почему мои дети и мои внуки не в храме, а вот эти монахи, которые мне годятся в дети, и даже во внуки, здесь, во святой обители, подвизаются, молятся за меня. Почему мои дети и внуки где-то далеко и в этот день не возносят свои молитвы?”. Конечно, мы оправдываем себя и окружающих нас людей, близких, родных, тем, что многозаботливость мира сего занимает все наше время: нам необходимо выжить физически, зарабатывать средства к существованию, выстраивать жизнь семьи и обеспечивать будущее поколение. Все это верно, и никто это не отменял. Но никто также не отменял, дорогие мои, наши с вами обязанности по воспитанию подрастающего поколения. И каждый из нас в своей мере: и архиереи, и священники, и миряне – все мы ответственны за воспитание.
Поэтому, дорогие мои, сегодня мы особым образом прославляем родителей Пресвятой Богородицы – святых Иоакима и Анну, которые не отчаивались, будучи бесплодными телесно, потому что они не были бесплодны духовно. А когда мы плодоносим духовно, мы способны бываем, если на то есть воля Божья, исполнить иные послушания перед Богом, и даже, вопреки физическим законам, зачать и родить ребенка. Священнослужители знают следующие примеры: когда у супругов, по тем или иным обстоятельствам, долго не бывает ребенка, и они с благословения, непременно с благословения священника, усыновляют или удочеряют сироту, то Господь, видя пример такой любви к маленькому человеку, дарует чудо – в семье рождается ребенок.
Много иных случаев, подобных этому, происходит тогда, когда мы с вами проявляем любовь к ближним нашим – к тем, кто нуждается в нашей человеческой любви. А если мы бываем проводниками любви Божией, если мы ведем ребенка в храм, если мы устраиваем встречу детской личности с личностью Бога, тогда бывают бо́льшие плоды, бо́льшая духовная польза и для нас самих; даже осуществление той меркантильной цели, которую мы можем преследовать – потому что мы приобретаем молитвенника за себя. Когда мы будем лежать на смертном одре, то близкая нам душа, родное сердце обязательно будет вспоминать нас. И памятник будет заброшен когда-то, а люди будут молиться – молиться все время, пока жива любовь, которую мы передали окружающим нас людям.
Но все это наше – человеческое. Сегодня же мы с вами удивляемся и поражаемся мужеству маленькой трехлетней Девочки. И нам не хочется взять Ее за руку, чтобы проводить куда-то в безопасное место, как мы бы инстинктивно это сделали с любым другим маленьким ребенком. Нам хочется, чтобы Она повела нас самих, взрослых людей, неразумных, так много как будто бы знающих о жизни мира сего, так много приобретших опыта человеческого, но по Божьим меркам настолько глупых, что мы нуждаемся в Детоводительстве. Мы нуждаемся в том, чтобы эта Богоизбранная Отроковица, которая призвана стать Пречистым храмом Божьим, многоценным чертогом, священным сокровищем славы Божьей, селением Небесным, как об этом поется в кондаке Праздника, повела нас в Царствие Небесное. Чтобы Она – Ребенок, помолилась за нас, чтобы Она укрепила нашу большую, но немощную греховную руку Своею маленькой ручкою – ручкою смирения и послушания перед Богом, ручкою страха Божьего, а значит мудрости и мужественности.
Будем же и мы вместе со священниками и первосвященниками, встречавшими Пречистую Деву в храме, вместе с Ее благочестивыми родителями, вместе с ангелами и архангелами велегласно воспевать: “Радуйся Благословенная, Господь с тобой!”.