Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю святых Праотец

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю святых Праотец

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии  в Неделю святых Праотец

г.Смоленск, Свято-Успенский кафедральный собор,

27 декабря 2020 г.

Во имя Отца и сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Близится к своему завершению многодневный Рождественский пост. Мы с вами вступили в Неделю Праотец. Следующий воскресный день будет посвящен Неделе святых Отцов. И далее, если Господь соблаговолит, мы вступим в Таинство Рождества Христова.

Но прежде Святая Церковь через свое Евангельское чтение предлагает нам слова Спасителя, Господа Иисуса Христа, которые Он произнес в притче о Великой вечере, на которую господин позвал всех людей, достойных быть званными на нее. Мы услышали с вами, что из тех, кого господин позвал, один купил землю и немедля приступил к ее возделыванию; другой купил домашнюю скотин и проявлял свою заботу о нем; третий женился и ему некогда. Тогда господин, который приготовил обильный пир для званных, пригласил иных людей: хромых, сухих, больных, и, недостойных, с общественной точки зрения, иных людей, которые изначально не были званы. Но именно они стали более достойными этой великой вечери.

Святые толкователи Евангелия указывают нам, что неслучайно Господь употребляет в притче слово “вечеря”, говоря нам о том, что мы призваны на Господню вечерю – жизнь вечную, когда склоняются годы нашей жизни. Также здесь указывается на кончину времен, когда будет завершаться история человеческая и Господь призовет всех нас, званых на Свою вечерю. Святые отцы указывают нам, что Господь много раз нас призывает на Свою вечерю в течение нашей жизни. Это случается тогда, когда Он стучится в наше сердце через голос нашей совести, чтобы мы отозвались на Его призыв. Всегда Господь приглашает нас на Свою Великую вечерю, коей является Таинство Причащения Святых Христовых Таин.

Господь призывает на вечерю и тогда, когда от нас требуется совершить Божий диалог, проявить добро, ответить ненавидящему и обидящему нас добрым поступком, добрым словом и чувством. Поводов к тому, чтобы прийти к Богу на Великую вечерю предостаточно. Но отзываемся ли мы на Божий призыв, или мы все время ссылаемся на свою занятость, на иные интересы, несовпадающие с интересами и желанием Господина вечери?

Так бывает в нашей жизни, по дороге которой мы проходим, что мы обращаем внимание на Бога и на жизнь вечную только в трудных жизненных обстоятельствах, когда никто иной из окружающих людей бывает неспособным нам помочь и мы сами не в силах справиться с обстоятельствами. Тогда мы инстинктивно устремляемся к Богу, к вечности, прося чуда. Но мы не всегда дожидаемся этого чуда, поскольку просим не того, что действительно привело бы нас к Вечной жизни, к Богу. Мы просим чего-то меркантильного, просим земли, просим домашнего скота, просим личного семейного счастья и удовлетворения в жизни. Но не просим Божьего.

Обратим внимание, дорогие мои, какие мысли бывают у нас во время утренней или вечерней домашней молитвы, о чем мы думаем во время богослужения на общественной молитве в храме, какие мысли посещают нас. Чего мы просим у Бога, какие образы и предметы возникают в нашем сознании во время богослужения? И мы легко ответим на вопрос, ищем ли мы Божьего или иные идолы, иные предпочтения и желания захватывают наше сознание и чувства, определяют образ жизни и уклоняют от Божьего призыва быть участниками Великой вечери.

Совесть нас обличает, но Господь, как чадолюбивый устроитель своей Божественной трапезы, не перестает нас приглашать на нее, в каком бы состоянии мы не были. И когда мы бываем успешны и благополучны, Господь призывает нас на эту Вечерю, и когда мы в силу страстей и похотей разоряемся, становимся подобны тем немощным людям, которые ходят по улице в нечистой одежде и просят о помощи. Все бывает в нашей жизни. Но в любых обстоятельствах Господь нас призывает.

Поэтому, дорогие мои, как мы понимаем из притчи, не только сильные и успешные люди мира сего, успешные, призваны Богом. Но и люди простые, призваны им. И даже те, которые ходят в нечистой одежде и не желают получить паспорта на руки, потому что их устраивает жить в подъездах, могут быть участниками Божией трапезы. Лишь бы они сами хотели этого. Никто из нас не сможет Богу предъявить претензии в том, что не был зван или не мог быть участником этой трапезы. Все мы призываемы на нее. Все мы званы на Великую вечерю. Господь заключает слова притчи своей словами: “много званых, но мало избранных” (Лк., 14:24).

Наше с вами избранничество состоит не в том, что Господь вручил дар веры и мы будем распоряжаться им как хотим. Наше с вами избранничество состоит в великой ответственности, которая дана через дар Боговедения. Ведь быть верующим человеком означает получить от Бога знания: “Кто есть Бог?”, “кто есть мы?”, “кто есть я на самом деле?”. Знание о том, что необходимо, чтобы приблизиться к Богу и что нас отдаляет от Него – главное знание в нашей жизни, а не множество жизненных впечатлений и не сумма греховных знаний, которые только отвлекают.

Будем искать подлинного знания о том, что нас приближает к Богу, что делает нас причастниками Вечной жизни. Тогда все иные знания упорядоченно поместятся в нашей главе, выстроится правильная иерархическая система духовных нравственных и интеллектуальных ценностей, все станет на свои места. Но для того, чтобы навести этот порядок в сознании и в душе, необходимо очень серьезная, ежедневная работа над своими ошибками и недостатками. Требуется кропотливость хозяина, который выметает от грязи свой дом и стремится к тому, чтобы в этот дом было приятно входить гостям. По слову Евангелия, христианская жизнь – это крестоношение. Именно поэтому нельзя крест надевать только раз в неделю, его необходимо носить все время. И то, что трудно человеку, облегчается силой Божией. Поэтому сила Божия в немощи совершается.

Во дни Рождественского поста, который неумолимо завершается, для нас открывается, что даже самое простое невкушение скоромной пищи и несмотрение порочных передач по телевидению и в интернете, отлучение себя от похотей и страстей, является непреодолимым желанием нашей плоти. Именно для этого, дорогие мои, Святой Церковью по Божьему благословению установлены многодневные и однодневные посты, чтобы все время нам с вами удостоверяться в нашей немощности. Чтобы все время проверять нашу жизнь послушанием Богу. Пост нам дан, чтобы мы привыкали к этому послушанию. Никаких иных гастрономических установок Бог не дает нам. Только чтобы мы приучались к послушанию. А там, где есть послушание Богу, там есть и навыки любви к Нему.

Поэтому через послушание Богу и Святой Церкви, через хранение и стремление хранить заповеди Божии, пусть и неудачно, мы с вами будем привыкать к послушанию. Так привыкали к этому и святые праотцы, ветхозаветные праведники. Что объединяет их? Послушание Богу, их стремление всегда отозваться на призыв господина Великой вечери. Кто бы они ни были: ветхозаветные пророки Израиля, судьи или ветхозаветные израильские цари или обычные богобоязненные люди, стремящиеся всегда слышать голос Божий и исполнять Его волю. Через послушание они сделались памятными Богу, навсегда стали причастниками трапезы Господней.

И мы способны быть участниками этой трапезы. Хоть и мало избранных, но быть званными – наше право. А если у нас есть право быть званными, то по чадолюбию Господню и Его безмерному человеколюбию каждый из нас способен быть избранным. Так же, как избранными явились святые Праотцы, память которых мы сегодня отмечаем.

Пусть слова Господа, произнесенные Им Своим ученикам перед рассказом сегодняшней притчи, будет пожеланием для размышления нам в последующие дни: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием” (Лк., 14:15). Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю святых Праотец