Слово митрополита Исидора в Неделю 27-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13 декабря 2020 г., Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Главной темой только что слышанной нами евангельской истории, которую повествует евангелист Лука, является тема почитания субботы. В Ветхом Завете почитание субботы является одним из главных признаков веры в Бога. В первых главах книги Бытия мы читаем о том, как Господь сотворил небо и землю и увидев, что сотворенное им хорошо, он почил “в день седьмый от всех дел Своих” (Быт. 2:2), и тот день называется субботой. И Господь в законе Моисеевом, который отражен в книгах Исход и Второзаконие, установил почитание этого дня для всякого верующего человека. С тех пор почитание дня субботнего является важным показателем религиозности человека.
Именно поэтому начальник синагоги обратил внимание всех окружающих на необходимость исполнения закона Моисеева. Но нарушил ли этот закон Христос, который является Источником всякого закона и Повелителем, в том числе, закона почитания субботы? Он – вечный Бог, который своим законодательством предлагает человеку спасение, и ничто в Боге, как в Источнике этого закона не может противоречить ранее установленным Им Самим нормам. Поэтому то, что нам, с нашей горизонтальной человеческой стороны, кажется противоречивым, с Божьей точки зрения не имеет никаких противоречий. Господь не нарушает субботу Своим присутствием, поскольку суббота, в которую Господь почил от трудов Своих, является днем Господним, днем славы Божией. А для человека день субботний установлен как день прославления Бога, время встречи с Богом, день собирания духовных и физических сил человека и время добрых дел.
Почитание субботы должно отражаться в той сути, которую Господь вложил в само установление этого дня. Поэтому, может ли сама суть закона противоречить собственно закону, его содержанию? Нет. Может ли содержание противоречить сути этого содержания, а следствие противоречить причине? И, в конечном счете, может ли закон быть выше законодателя, а необходимость исполнения Закона Божьего может ли быть выше Божией любви? Никогда. Именно на это указывает Сердцеведец Господь: само по себе исполнение Божьего Закона не может противоречить Божией Любви. Схематичное, формальное совершение всякого духовного правила не может противоречить нашей любви к Богу и нашей любви к ближнему. Поэтому Господь не нарушает субботу. Он указывает на саму суть Своего законодательства. Он указывает на то лукавство, которое мы применяем, следуя своим человеческим нуждам. И Господь указывает начальнику синагоги на формальное неисполнение закона, спрашивая: “не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?” (Лк. 13:15). Можно ли укорять Господа – Источника Жизни, Который стремится к тому, чтобы эта Жизнь была во всех, в том числе в той согбенной женщине, которая, как описывает евангелист Лука, являющийся по профессии врачом, восемнадцать лет страдала от “духа немощи” (Лк. 13:11). И Спаситель говорит женщине слова исцеляющего благословения: “ты освобождаешься от недуга твоего” (Лк. 13:12).
Так и мы с вами, носящие множество болезней: духовных, физических, психических – также, как эта женщина, предстоим перед Богом и ждем от Его исцеления. Среди нас есть люди, которые, так же будучи больны, ратуют за точное, буквальное исполнение закона, а есть те, которые надеются на любовь Божию и для них законы является лишь следствием этой Божественной любви.
Поэтому, дорогие мои, эта евангельская история обличает тех из нас, которые так любят формальный закон, при этом предпочитая пропагандировать необходимость его исполнения, а не является исполнителем. Только Сердцеведец Господь знает, насколько мы являемся исполнителями закона. Поэтому в дни Рождественского поста мы с вами должны обращать внимание не на то, насколько благочестиво мы выглядим среди окружающих нас людей, и не на то, насколько мы требуем от других выполнения этого нравственного, духовного закона, а на то, насколько сами являемся его исполнителями. Причем исполнителями не буквы, а духа этого закона, который лежит в простых, и одновременно, к сожалению, недостижимых для нас правилах любви к Богу и любви к ближнему.
Когда мы, исполняя заповедь любви к ближнему, не достигаем Божией любви, значит, мы обманываем себя, поскольку такая любовь не является совершенной и, дай Бог, не ведет к погибели. Поэтому во всякой любви мы должны стремиться к тому, чтобы она усовершалась нашим устремлением и устремлением окружающих нас людей к Богу.
Пусть оставшиеся дни Рождественского поста будут для нас временем доброделания, делания ради Бога и ради ближних, нуждающихся в помощи и поддержке. И пусть мы в чем-то, формально, нарушаем духовные законы, а мы не можем их не нарушать, поскольку мы несовершенны и греховны, но если мы в помыслах, в сердце, в действиях стремимся любить Бога и ближних и ищем пути к этому, то Бог простит наше иное несовершенство. Господь даст нам мудрость и силы быть совершенными исполнителями закона, а это совершенство – в нашей безраздельной любви к Богу и ближнему, в нашем старании не по букве, а по духу стремиться к совершенству, потому что в этом суть всех заповедей. Аминь.