Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением
Свято-Успенский кафедральный собор
17 января 2021 года
Во имя Отца и Сына, и Святого духа!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже и слышан нами голос Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После события Рождества Христова мы вновь окунаемся в Евангельскую историю и в голосе Предтечи мы слышим указания на Того, Кто будет крестить Духом Святым. А он – Иоанн, крестит водой в покаяние.
Святитель Григорий Назианзин, толкуя это начало Евангелие от Марка (Мк. 1:1–8), указывает на 5 видов Крещения: одно Крещение, которое совершал Моисей водой, второе Крещение, которое совершал Иоанн Предтеча водой в покаяние, третье Крещение – это Крещение Духом Святым, которое установил Господь наш Иисус Христос, Крещение четвертое – которое Господь совершил Своей Кровью на Кресте, и пятое Крещение – слезами. На это обращает внимание святитель Григорий, говоря, что это одно из самых сложных деяний человеческих, но так сильно привлекающее благодать Святого Духа. Всякий из нас, совершая покаяние, проливает свои искренние слезы и Господь через это покаяние омывает наше с вами греховное человеческое естество. И это трудно – заключает святитель Григорий.
В призыве Иоанна – Пророка и Предтечи, мы усматриваем начало Нового Завета. Ведь он, явившись средостением двух Заветов, завершал пророческое служение своим служением. И по силе и благодати, данной ему от Бога как пророку, он завершил все ветхозаветное законодательство, установив Таинство Крещения в покаяние. Он также явился и первым пророком Нового Завета, говоря о грядущем Спасителе мира, призывая всех к покаянию и Крещению в покаяние. Именно поэтому он святыми Евангелистами называется большим среди рожденных женами, так как сподобился принять участие в Крещении Господнем и вознести руку над Спасителем мира. А словами глубочайшего смирения о том, что он не достоин даже завязать ремень на обуви грядущего Мессии, свидетельствует о Нем как о Источнике жизни, Спасителе мира, истинном Боге.
Святой Беда Достопочтенный обращает наше внимание на то, что Иоанн Креститель, как ветхозаветный пророк, приглашает народ не в храм Божий, не к священникам, через которых возвещает Бог. Он приглашает всех в пустыню, в место, где человек, пребывая в тишине наедине с самим собой, должен встретиться с Богом. Эта мысль указывает нам на то, что не сам по себе храм как здание и не наше формальное пребывание в нем, но именно наше искреннее покаяние перед Богом, наше деятельное покаяние, является единственно спасительным для нас. Храм Божий и участие в нашей жизни духовенства является всего лишь средством к этому спасению.
Поэтому, дорогие мои, обратим на этот глас вопиющего в пустыне. Это пример глубочайшего смирения перед Богом, пример глубочайшего дерзновения перед Ним. Это призыв из самого начала Нового Завета к тому, чтобы на путях нашей духовной жизни мы приступили к покаянию, поскольку по установленным Богом законам без покаяния невозможно отпущение грехов. Чтобы мы не делали, какими бы высокими и даже священническими званиями мы не обладали, сколько бы богатств не было в наших руках – невозможно наше спасение без покаяния. Мы должны с вами всегда слышать голос этого великого Пророка, первого среди рожденных женами, этого проповедника грядущего в мир Спасителя.
К живительным водам, освящённым Им силой и действием благодати Святого Духа, мы скоро будем прикасаться и черпать через великую Агиасму дарованную нам благодать. В тоже время ясно осознавая, что наше спасение возможно только через покаяние. Поэтому, дорогие мои, пусть покаяние будет фундаментом духовной жизни каждого из нас. Пусть благодать Всесвятаго Духа, которую мыполучили в начале нашей духовной жизни через Таинство Крещения, всегда действует в нас. И пусть искренние слезы покаяния никогда не оставляют нас, потому что в этом наше спасение, в этом наша жизнь вечная.
Аминь.