Слово митрополита Исидора в Праздник Сретения Господня
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Праздник Сретения Господня
Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь, 15 февраля 2021 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Слыша повествование евангелиста Луки, свидетельствующее о событии Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы духовно представляем себя на лестнице Ветхозаветного Иерусалимского храма и видим святого старца Симеона и пророчицу Анну, внушаемых Духом Святым быть именно в это время, на этом месте для того, чтобы встретить Спасителя мира, чтобы из глубины своего сердца произнести этот тожественный гимн “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко” (Лк., 2:29).
И видя этих достойнейших людей, зададим себе вопрос: А достойны ли мы, даже мысленно и духовно, быть среди них? Есть ли в нас та горячая вера, которая подвигла Симеона Богоприимца – одного из семидесяти двух толковников, усомнившегося в словах пророка Исайи: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис. 7:14), усомнившегося в девстве Той, о Которой пророчествовал Исайя, и в течение трехсот лет ожидавшего этого события – Сретения Господня? Есть ли в нас та вера, которая была в нем, жившем все эти триста лет благочестиво, ожидавшем в любое мгновение этой Встречи, о которой возвестил ему ангел? Или, может быть, в нас есть та надежда и любовь, которые проявились в пророчице Анне, более семидесяти лет пребывавшей во храме и служившей там ежедневно? Спросим себя: любим ли мы так наш храм, как любила его пророчица Анна? И взирая на Преблагословенную Богородицу, Деву Марию, зададим себе вопрос: Есть ли в нас та покорность Воле Божией, есть ли в нас смирение, подобное Её смирению – Той, Которая Своим смирением и глубочайшим неукоснительным послушанием Богу была достойна воспринять в Своем Чреве Невместимого Бога? Есть ли в нас все эти качества, которыми обладали и обладают эти люди? Если этих качеств в нас нет, то мы недостойны того, чтобы встретить Господа своего. Но есть надежда на то, что если мы чувствуем свое недостоинство, значит, в нас есть самая малая толика покаяния. Значит, есть надежда на то, что из этого малого горчичного зерна покаяния, которое мы могли бы обильно полить нашими слезами и нашим духовным исправлением, мог бы возрасти великий плод нашей духовной личной жизни.
Если бы это произошло, тогда и мы, возможно, уподобились бы этим святым людям, которые и в то время, и доныне, в Царствии Божием, прославляют Царя Спасителя, пришедшего в мир. А мы, стоящие в храме, ныне имеющие возможность не просто увидеть на руках носимого Спасителя мира, но и дерзающие воспринимать Спасителя мира и становиться сотелесниками Ему в Таинстве Святого Причащения, должны осознавать, что это Тот Самый Христос, Который более чем две тысячи лет назад был встречен этими святыми людьми, а ныне Он же принимается нашими устами в наше человеческое естество.
Если мы проявляем самую малую часть покаяния и смирения перед Богом, научаяясь добродетелям у этих великих людей, то мы соделываем себя достойными пришествия к нам Спасителя. Значит, мы становимся достойными того, чтобы Он вошел в храмину нашего сердца и сотворил в этой храмине Свое Богослужение. Чтобы Он одухотворил нас Своею благодатию, дал силы нести наш христианский крест.
И пусть это покаяние, которое, может быть, в нас теплится совсем малым огнем свечи, разгорится в великое пламя любви к Богу, нашей неизменной надежды на Его милосердие и нашей горячей веры. Чтобы и мы, подобно старцу Симеону, могли, совершив дела веры и искреннее покаяние перед Богом, так же как и он, пусть с меньшим дерзновением, но все же, нашими немощными устами, произнести: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля” (Лк. 2:29-32). Аминь.