Слово митрополита Исидора в Прощеное воскресенье
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора за Божественной литургией в Прощеное воскресенье
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск
14 марта 2021 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста Святая Церковь предлагает краткое поучение Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Матфея (см. Мф., 6, 14-21). И мы, готовящиеся к столь важному в нашей духовной жизни событию, как Великий пост, отчасти недоумеваем: почему Господь дает так мало наставлений? Ведь нам, чтобы вступить на это тяжёлое поприще Великого поста, требуется так много указаний, поощрений и утешений. Святая Церковь же предлагает лишь эти краткие слова Господа о том, чтобы мы прощали согрешения ближних своих, нелицемерно постились, и чтобы мы не собирали себе сокровища здесь, на земле, а заботились о небесном сокровище. Но эти суть Божественные наставления, на самом деле, отражают нашу с вами духовную жизнь, ее внешние и внутренние стороны.
Конечно, дорогие мои, можно было бы предложить нам для осмысления Нагорную проповедь, чтобы мы, еще раз услышав ее, могли соотнести состояние нашей духовной жизни с теми ориентирами, которые дает нам Господь. Но, как это бывает у нас в семье, когда отец или мать наставляют нас и делают это продолжительно, мы, зная чего от нас хотят, раздражаемся, торопимся и стремимся, чтобы наставления поскорее закончились – мы ведь и так все хорошо знаем. Поэтому Господь указывает нам главные духовные ориентиры в нашей личной духовной жизни. Когда мы способны прощать окружающих людей, нелицемерно относимся к своим личным подвигам, когда мы желаем, чтобы не столько окружающие люди, сколько Сам Господь видел суть нашего подвига пред ним, когда мы “собираем себе сокровища на небе” (см. Мф., 6, 20) и в этом проявляем подвиг, отвергая все, что отвлекает нас от Бога, тогда в этом содержится всё Евангелие, потому что это отражает нашу любовь к Богу и любовь к ближним.
Безусловно, нам требуется наставление в том, что нам делать с иными сторонами нашей духовной жизни: со страстями и похотями, которые захватывают пространство нашего сердца, мысли и чувства, препятствуя нашим личным взаимоотношениям с Богом. Святая Церковь предлагает подвиг покаяния. Покаяние – это те усилия человеческие, которые прилагаются к тому, чтобы понять суть своей духовной жизни, оценить свои духовные достоинства и духовные силы и, через это, оценить Божественное милосердие. Оценить силу Божественной любви, которая покрывает немощи естества нашего, прощает согрешения и протягивает духовную руку помощи, снабжая нашу душу всем необходимым к тому, чтобы она совершала свой человеческий подвиг перед Богом.
Для того, чтобы покаяние возникло в нашем сердце, требуются все иные наставления в духовной жизни. Поэтому так продолжительны будут наши молитвословия в храме, так строг будет пост, который мы будем содержать не столько в пище, сколько в сохранении нашей свечи внутреннего целомудрия, в выполнении тех внутренних обетов, которые мы даем перед Богом. Суть этого подвига покаяния откроется в малых проявлениях нашего человеческое отношение в повседневной жизни: не только в нашем отношении к собратьям-прихожанам в храмах, но и в отношении к членам семьи, к сослуживцам, всем тем, кто окружает нас в общественном транспорте, магазинах, в иных общественных местах – в нашем отношении к дальним и ближним людям.
Суть Великого поста состоит в том, чтобы еще раз пересмотреть наше отношение ко всем людям. К людям, которые окружали нас когда-то и ушли из этой временной жизни в жизнь вечную, к людям, живущими вокруг, в том числе к людям, оценивающим наше с вами духовное состояние и то, насколько добросовестно мы несем свой христианский подвиг, и, тем самым, судящим о всей Церкви. Чтобы пройти поприще Великого поста, нам необходима врачебная сила подвига покаяния. Святая Церковь через свои богослужения, песнопения и поклоны, через предложение частого участия в Таинстве Покаяния и Таинстве Причащения Святых Христовых Таин постепенно приучает нас к подвигу покаяния. Мы должны стремиться всей душою максимально возможно исполнять те церковные каноны и правила, которыми Святая Церковь ни одно столетие руководствуется в устроении духовной жизни мирян, монашествующих и священнослужителей.
Пусть доверие Церкви будет первым шагом в нашем подвиге покаяния. Пусть наше покаяние, по слову известного церковного иерарха митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), будет тем малым судом, который предваряет Суд Божий, Великий и Страшный. Пусть мы будем судить сами себя на том малом суде, который есть наше духовное покаяние перед Богом, чтобы не быть осужденными на Великом и Страшном Суде Божием. Пусть время нашей жизни, которое Господь дает нам, будет временем нашего покаяния, а значит, исправления и приближения к Богу, в котором и есть смысл и цель нашей жизни. Чтобы приблизившись к Господу, склонив перед Ним главу, попросить у Бога прощения, попросить Его духовных даров, чтобы не только достойно прожить эту временную, короткую, быстро проходящую земную жизнь, но и быть достойными и верными насельниками Царствия Божия, Вечной жизни и вечного прославления Господа и Бога нашего Иисуса Христа, вечной Славы Божией, вечной нашей с вами радости в Боге. Аминь.