Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск
11 апреля 2021 г.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Святая Церковь сегодня предлагает Евангельское чтение от Марка (Мк. 9:17–31), в котором повествуется о том, как Господь наш Иисус Христос, спустившись с горы Фавор после Своего преславного Преображения перед учениками, видит следующую картину у подножия горы: множество народа о чем-то спорят, и Он, подойдя, спрашивает: “О чем вы спорите?”. Тогда один из народа рассказывает Ему о том, как обращались с просьбой к ученикам Спасителя исцелить больного юношу, но они не могли этого сделать. Услышав это, Господь обращается к народу: “О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите ко мне этого юношу”. Господь тем самым немедленно нам указывает на причину всего того, что происходило с юношей, фарисеями, народом и учениками.
Проблема в том, что неверие является причиной всех наших бед. Перед очами Божиими предстоит отец, указывающий на юношу, который беснуется и спускает пену. По слову отца бес каждый раз стремится повергнуть этого юношу и в воду, и в огонь, желая погубить его. Господь, слыша рассказ отца, скорбит о том, что неверие является причиной всего этого бедствия.
Обратите внимание, насколько беспощаден диавол к человеку. Он стремится не просто истязать его тело и душу, он стремиться уничтожить человека. И, как об этом говорят древние святые отцы, диавол, будучи заражен грехом и, страдая от него, стремится к тому, чтобы вовлечь в эти страдания и иных существ – людей. Поэтому это бедствие, которое постигает диавола и его бесов, распространяется им и на людей. Он стремится вовлечь их к тому, чтобы и они страдали так же, как он, чтобы и они испытывали те же муки, что испытывает и диавол. Но Господь Своей Божественной десницей не позволяет диаволу уничтожить человека до конца. Как мы видим на примере евангельского бесноватого юноши, который ввергался и в огонь, и в воду, но не был умервщлен диаволом. Бог не позволяет диаволу абсолютно властвовать над человеком. Господь тем самым нам указывает на то, что человеку и диаволу дана определенная свобода, но точку в этой свободе может поставить только Сам Творец.
Спросим мы, отчего же беснуется этот юноша, какие грехи сделал этот молодой человек, будучи с самого раннего детства подверженный действию диавола? По-человечески мы не сможем обрести никакой его вины. Но грех царствует в мире и мы, как на это указывают святые отцы, должны понимать, что всякий человек, родившийся в мир, уже заражен грехом. И если этот грех не проявляется в нем сознательно, то повреждённая грехом человеческая природа не свободна от диавольского воздействия. Именно поэтому, дорогие мои, святая Церковь настаивает на том, чтобы мы совершали крещение своих детей с самого раннего возраста, как только это возможно. Чтобы Божественная печать и благодать Святого Духа, действующая через Таинство Крещения и святое Миропозание, молитва Святой Церкви о чаде Божием могли защитить всякого младенца от бесовского действия.
Это происходит не по вере младенца, который еще не может добровольно идти навстречу Богу, а по вере родителей. Именно поэтому в Таинстве Святого Крещения обязательно присутствуют крестные родители. И это не просто символизм. Это духовное указание на то, что всякий человек начинает совершать свое стремление и свой путь к Богу по вере своих родителей, а потом по своей личной вере, как опыту жизни. Поэтому так важно, дорогие мои, чтоб в нашей личной жизни были верующие люди. Если у нас с вами нет в окружении верующих в Бога людей, то часто наша жизнь бывает беспросветна и иногда не бывает такой возможности, чтобы Господь действовал Своей благодатью на наше сознание, на всю нашу природу.
Окружающие нас люди также ходят в темноте своего неверия, и Господь указывает отчаявшемуся отцу, который пришел, чтобы Господь совершил исцеление: “Все возможно верующему”, тем самым обличая отца в его неверии. Ведь часто, дорогие мои, не только этот отчаявшийся, любящий своего сына отец, но и мы с вами ходим в храм не потому, что верим, а потому, что мы все испробовали в нашей жизни, всякие способы того, чтобы получить исцеление или какое-то иное благо. Мы приходим в Церковь, как в один из возможных вариантов получения для нас личного блага, и мы не верим в Бога, мы не понимаем, что происходит в Церкви, мы просто идем, думая получить духовные услуги. И вот Господь через сегодняшнее Евангельское чтение не только этого отца, но и нас с вами обличает в этом нашем потребительском отношении к Богу. Так не должно быть, потому что без веры в Бога невозможно воздействие на нас благодати Божией. Когда мы не верим, тогда не бывает никакого прочного основания к тому, чтобы благодать закрепилась за природой человека, чтобы на этом основании был построен дом Божий. Даже если бывает так, что мы получаем то или иное просимое у Бога, но из-за отсутствия прочного фундамента веры, дом разрушается, и опять мы вновь и вновь оказываемся пустыми и бездомными, не получая благодати Божией.
Когда неверующий отец уже понимает, что и здесь он ничего не получит от Бога, как от источника исцелений, он взывает к Нему: “Господи, помоги моему неверию! Я верю в тебя”. В этом отчаянии Господь обретает веру человека. Он видит, что само отчаяние стало поводом к тому, чтобы человек духовно внутренне смирился в своей гордости перед Богом и попросил Его, Творца, о том, чтобы верить не своими силами, а Божией благодатью. И тогда Господь исцеляет его сына. Юноша, упав опять на землю и источая из себя пену, лежит, как будто бы мертвый, потому, что он становится мертвым для этой прежней жизни. Как толкуют святые отцы это евангельское место, он воскрес для жизни новой, святой, с Богом. Господь поднимает юношу и юноша остается здоров, а диаволу Господь запрещает когда-либо прикасаться к этому человеку.
Дорогие мои! Для нас с вами также важно, чтобы в нашей духовной жизни мы были освобождены от действия бесовской силы. Именно поэтому так важно, чтобы мы были верующими людьми, поскольку по слову блаженного Августина, если в нас нет веры, то бесплодна наша молитва. А если наша молитва бесплодна, тогда нет основания нашей веры. Эти важнейшие основания нашей духовной жизни – вера и молитва – нераздельны друг с другом. Не будем верить – бессмысленна наша молитва. Если не будем молиться – не будет в нас веры в Бога.
Поэтому, дорогие мои, будем искренно возносить наши молитвы к Богу. Будем просить его о том, чтобы Господь исцелил семена нашего неверия и возрастил в нас крепкое духовное древо веры в Бога. Укрываясь под листьями и плодами этого древа мы могли бы получать от Бога помощь и защиту от всех бесовских сил. Быть крепкими и стойкими в нашей жизни, чтобы никакой грех, никакой соблазн не смог сокрушить нашу веру. Чтобы постоянная молитва всегда теплилась в нашем сердце, а мы бы, возгревая нашу веру этой молитвой, воспламенялись бы нашей любовью к Богу и ближнему.
Пусть этот евангельский случай станет для нас поводом к тому, чтобы мы усерднее молились в дни Великого поста. Чтобы мы открывали Богу сердце наше, и Господь, входя в наше сердце, укреплял бы нашу веру в Него. Чтобы мы ходили за Ним, как за нашим Отцом, а Он благословлял бы нас и укреплял в духовной жизни и в стоянии в вере и нашей непрестанной молитве. Аминь.