Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Светлый Вторник
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Светлый Вторник
Авраамиев мужской монастырь г. Смоленска
4 мая 2021 г.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 24, 12–35) мы слышали о том, как два путника, Лука и Клеопа, шли из Иерусалима во Эммаус и обсуждали бывшие в Иерусалиме события. На пути шествия к ним присоединился Христос, Которого они не узнали, думая, что это обычный путник, не знавший о том, что произошло в Иерусалиме. Они рассказали Ему о страданиях, распятии и смерти Христа на Кресте. С удивлением рассказали они и о том, что, по свидетельству некоторых учеников, Господа нет во гробе. Лука и Клеопа не размышляли о Воскресении Господа и не понимали, чем оно является по своей сути. Так и сейчас многие люди верят в Бога, но не имеют необходимых духовных сил к подкреплению этой веры подлинными знаниями о Самом Боге.
Размышляя над этой евангельской историей, мы можем сказать о том, что знания о Боге бывают разными. Есть некие знания о Боге, которыми может обладать всякий человек. Диавол также знает о Боге: он знает Священное Писание наизусть, прекрасно помнит всю человеческую историю, но эти знания не является спасительным для него. Сами по себе знания как набор информации, никого не удивляют: сейчас и малые дети, владеющие современными гаджетами, полагаются на них, как на источник информации и знаний. По сути, человек в наше время уже не является носителем знаний как таковых, и не стремится к этому. Да и наука в своей методологии изменила подходы к системе знаний. Но наше размышление не об этом…
Когда мы говорим о Боге, мы также понимаем, что для подлинного знания о Нем недостаточно набора определенной информации, впечатлений, ибо только чистые сердцем смогут получить подлинные знании о Боге. Не мозг дает знания о Боге, а сердце наше: когда мы сердцем прикасаемся к событию, переживаем его, то это событие становится частью нас, а мы становимся обладателями подлинного знания о произошедшем. Так произошло с Лукой и Клеопой, которые узнали Христа, когда Он, во время трапезы, преломил хлеб, напомнив им этим действием о Евхаристии на Тайной Вечери.
Поэтому, дорогие мои, единственный путь обретения подлинной веры – очищение своего сердца. Иного пути нет. Поэтому на вопрос о том, как стать верующим человеком, одновременно и легко, и сложно ответить.
Легко ответить потому, что само Священное Писание указывает на необходимость очищения сердца. Трудно – потому, что очищение сердца достигается чрезвычайными усилиями человека над собой, преодолением самого себя, послушанием Богу, исполнением Его Заповедей. Так что само по себе это является добровольным мученичеством, свидетельством о Нем, к которому Господь призывает всякого верующего в Него человека. Мученичество как свидетельство Христе – это подлинный путь христианской жизни. И нам, священнослужителям, монахам, присутствующим здесь, это очень хорошо известно. Если мы ведем монашеский образ жизни так, как это благословляет Святая Церковь, то Господь утешает наше сердце. Он открывает подлинное знание о Себе, и мы обретаем подлинное счастье в Нем и не желаем никакого иного счастья. То же самое и в отношении мирян: мирянин должен добросовестно являть собою подвиг христианской жизни, который состоит не только в том, чтобы быть частым участником богослужений, но и в том, чтобы быть добросовестным семьянином, трудящимся, гражданином земного Отечества. Подвиг христианской жизни, проявление христианской совести должны происходить каждое мгновение нашей жизни. Предстояние перед Богом как свидетеля, подобно тому, как Лука и Клеопа предстояли перед Воскресшим Христом – это всегдашняя задача каждого из нас.
Событие Воскресения Христова открывает нам в подлинном смысле реальность присутствия Бога в этом мире. Господь часто является своим ученикам до Вознесения, а по Вознесении направляет Утешителя – Духа Святого и промышляет о нас посредством благодати Святого Духа. Господь всегда в нашей жизни, если мы этого хотим, а мы, в свою очередь, обещаем Богу быть Его свидетелями: перед близкими и дальними, перед богоборческим миром, не знающими Бога. Поэтому миссия каждого из нас чрезвычайно велика. И не важно, какого ты возраста и какого ты звания: руководитель, военный, врач или педагог – Господь одинаково призывает нас всех к свидетельству о событии Воскресения Христова. И мы с вами, дорогие мои, прихожане этой святой обители, также являемся свидетелями. Мы, монашествующие, являемся свидетелями Бога для вас, а вы – для тех людей, кто не входит в пространство Церкви.
Дорогие мои, будем со всей великой радостью подобно тому, как Лука и Клеопа, узнавшие Христа и вернувшиеся к одиннадцати ученикам и возвестившие о явлении им Воскресшего Христа Спасителя, будем радоваться тому, что Господь Воскрес. Он Воскрес для каждого из нас. Он не только тогда воскрес, 2000 лет назад, Он воскрес здесь и сейчас, для каждой христианской души, для каждого сердца, открытого для восприятия события Его Воскресения. Поэтому Церковь так много раз, особенно в пасхальные дни, повторяет жизнеутверждающие слова: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В этих словах содержится наше свидетельство о Воскресшем Боге: когда мы их произносим из глубины сердца, мы уже являемся свидетелями Воскресшего Христа, продолжаем дело святых апостолов и святых жен-мироносиц. Будем же многократно, вновь в и вновь, повторять это свидетельство о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!