Слово митрополита Исидора в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска
6 июня 2021 года
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!
Пятый Воскресный день по Пасхе Святой Церковью называется Неделей о слепом. В продолжительном евангельском чтении 9-й главы от Иоанна Богослова мы с вами обратили внимание на диалог между слепым человеком и фарисеями, не желавшими верить в чудо, которое совершил Господь, подав слепому от рождения человеку зрение. Нас с вами не удивляет то противостояние, которое оказывают эти люди, видя очевидное, поскольку в самом грехе нет никакой логики и в самой духовной слепоте нет никакой очевидности.
Дорогие мои, это очень схоже с нашим состоянием, поскольку мы в разной степени духовно слепы. Кто-то совершенно слеп и не способен различать и воспринимать дар веры, кто-то слеп частично и видит только вблизи или очень далеко, не различая предметы. Это следствие духовной болезни, ведь духовное повреждение нашего зрения приводит к тем жизненным катастрофам и ошибкам, которые мы совершаем.
Бывает слепота и в меньшей степени. Тогда в силу той способности духовного зрения, которое мы получаем от Бога, мы бываем способны совершать более благоразумные поступки, так как способность такого различения дает возможность правильно оценить свое поведение и поведение окружающих людей.
Мы с вами свидетели евангельской истории, в которой слепой от рождения человек поверил сказанному Господом нашим Иисусом Христом. Мы можем только представить, что ощущают те люди, которые являются слепыми глазами. Каждый из нас может спросить слепого человека, во всем ли он доверяет тем, кто обращается к нему, кто предлагает помощь? Мы в большинстве случаев услышим от слепых людей, что они не привыкли доверять окружающим людям. Они привыкли полагаться собственной интуиции, собственным чувствам, поскольку окружающий мир даже к ним, к людям слепым, настроен агрессивно.
Эта евангельская история – нам назидание. Ведь этот слепой от рождения человек никогда не видел белого света и не мог представить, Кто к нему подошел. И ему, как человеку с самого рождения незнающему, что такое свет и не различающему предметы окружающего мира, приходилось осмыслять все только через ту тактильность, которую ему была дана. Неслучайно Господь предлагает ему для исцеления так же некую тактильность, хотя для Бога она не требуется, чтобы совершить чудо и сделать человека невидящего видящим. Для Бога не требуется собрать землю, через плюновение сделать брение и наложить на глаза. Бог во мгновение ока может совершить все, но он делает то, что необходимо человеку для духовного прозрения. Поэтому Господь создает брение, накладывает его на глаза слепому и повелевает пойти на Силоамскую купель омыть глаза.
Кто бы из нас согласился с тем, чтобы некто подошел и нечто такое предложил, куда-то бы отправил без поводыря? Мало таких, кто согласился бы. Но этот человек поверил потому, что в нем уже были необходимые зачатки веры в Бога. Внутренний нравственный закон, который действует во всех нас, в нем действовал совершеннее потому, что он не совершал тех грехов, которые совершаем мы, будучи зрячими людьми, а значит, более искушенными и, к сожалению, более поврежденными духовно и сердечно.
Дорогие мои, обратим внимание на то, что те органы чувств, которые нам даны, к сожалению, служат не на пользу нам, не на наше духовное прозрение, а на нашу духовную гибель. Но это не значит, что мы должны избавляться от тех органов чувств, которые нам дал Господь. Наоборот, мы должны, по слову Божию, направить их во славу Божию, чтобы каждые из тех сил и органов чувств, включая ум и физические способности, которые дарованы нам Богом, были направлены на нашу с вами духовную пользу.
Этот слепой от рождения человек использовал то, что есть в его жизни. В нем есть внутренний нравственный закон и те способности, которые Господь дал ему от рождения. Эти способности и его благочестивая искренняя жизнь стали поводом к тому, чтобы он, будучи слеп от рождения, узнал в пришедшем к нему человеке Живого Бога.
Происходит ли это в нашей жизни? Бывает ли у нас, людей зрячих, способность видеть Бога, различать Его присутствие в нашей жизни той благодатью, которая дается нам посредством Святых Таинств? Различаем ли мы присутствие Бога в тех людях, которые обращаются к нам за помощью, которые нуждаются в нас? Ведь и в них Господь действует для нас. Мы часто не видим очевидного и уподобляемся тем слепым фарисеям, которые многократно спрашивали исцеленного и получившего зрение человека: “Какою силою тот, который исцелил тебя, совершил это”? Ясные, прямые ответы, которые мы слышали из Евангелия от Иоанна, не убеждали людей. Не это ли большая слепота?
Дорогие мои, мы должны бояться не столько естественной слепоты наших глаз, сколько слепоты духовной, поскольку естественная слепота может нас привести к Богу, а слепота духовная может ввести нас в вечную погибель. Поэтому, заботясь о зрении наших глаз, будем прежде всего заботиться о зрении духовном, освящая сердце наше от страстей, давая возможность благодати Божьей коснуться пространства нашего духовного сердца. Если мы, подобно этому слепому человеку, стремимся к тому, чтобы Господь пришел в нашу жизнь, то мы обязательно Его встретим. Нет и не было никогда на свете такой души, которая бы желала встречи с Богом и не дождалась бы ее. Каждого человека Господь встретил в том или ином состоянии. Даже когда мы противимся Богу, Господь является нам в том или ином виде, о чем мы начинаем догадываться если не при жизни, то на смертном одре. Если и кончина наша не является поводом увидеть нам Бога, тогда эта очевидность духовной жизни откроется нам в мире ином. Но в том мире всесовершается неотвратимо. Если мы были духовно слепы и не желали видеть Бога, то трудно себе представить, будем ли мы Его желать в жизни вечной.
Глядя ныне на образ этого слепого человека, будем бояться нашей духовной слепоты, будем просить Бога о нашем духовном прозрении, о смирении нашего сердца, о покаянии, о доброделании. Господь призывает нас к тому, подобно этому слепому человеку, чтобы мы, получив от Бога все просимое, совершали дело спасения, которые Господь даровал нам и подобно евангельскому слепому пошли бы на Силоамскую купель и омылись бы в ней. Не это ли проообраз Святой Церкви, которая предлагает нам эти воды омовения благодати Божьей, омывшись в которых мы получаем необходимое прозрение? Не Господь ли стучится в наше сердце, когда мы в уединении стоим на утренних и вечерних молитвах, когда мы в трудный час жизни обращаемся к Нему, когда мы взываем к Нему со смирением?
Дорогие мои, будем обращаться к Богу, непрестанно молясь о нашем духовном прозрении. Будем просить Его о том, чтобы Он, Сын Божий, явился нам. В последних строках евангельской истории, слышанной нами сегодня, Господь спрашивает этого исцеленного и изгнанного фарисеями человека, который прошел глупый “допрос” от фарисеев: “Ты веруешь ли в Сына Божия?” (см. Ин., 9.35). И этот получивший зрение человек отвечает Ему: “А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?” (см. Ин., 9.36). Тогда Господь говорит ему: “И видел ты Его, и Он говорит с тобою” (см. Ин., 9.37). Тогда обретший духовное, совершенное зрение человек сказал: “Верую, Господи!” (см. Ин., 9.38) и поклонился Ему. Господь, видя силы этого человека, обратился к нему и к окружающим его фарисеям: “На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы”. (Ин., 9.39). Аминь. Христос Воскресе!