Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
11 июля 2021 г.
Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры. Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам и всем, верующим в Него людям, не заботиться о том, что есть и что пить, во что одеться и как прожить этот день. Но заповедал прежде всего искать Царствия Божия: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам” (Мф., 6.32).
Обратите внимание, прежде всего Господь повелевает искать Царствия Божия. Он не говорит категорично о том, что вообще не нужно заботиться о земном. Но говорит, что в первую очередь, главнымобразом необходимо заботиться о Царствии Божием. Он говорит о благах земных, которые составляют нашу жизнь, не отвергая их, потому, что в поиске Царствия Божия все иное не будет воздано нам, не будет возвращено как некая плата, а всего лишь приложится. Это значит, что все иное может быть дано нам и какой-то своей частью обратится в нашу жизнь, но не станет тем основным, коим в нас является Царствие Божие.
Как же мы, дорогие мои, можем искать Царствия Божия? Где нам его искать? Человечество было озабочено поиском Царствия Божия на земле. Но мир, к сожалению, не отвечает Божиим запросам. Он в грехе и во зле. Человеческий мир преисполнен страстей. Так бывает в том случае, если человечество и конкретно человек не ищет Бога, не ищет Царствия Божия. Там, где нет поиска Бога, там грех. Попытки человечества устроить некое подобие Царствия Божия на земле, никогда не смогут увенчаться успехом потому, что Царствие Божие не может строиться без Бога, поскольку не бывает царства человеческого, но только Царствие Божие.
Наши заботы о личном благополучии так же разбиваются об эту проблему, поскольку и в целом обществе невозможно построить это человеческое царство. В жизни конкретной семьи, конкретного человека не бывает этого царства самого по себе, без присутствия Божия. Невозможно человеку, даже самому благополучному, самому властному, живущему или жившему на этой земле, воцариться в своей жизни потому, что никто из нас не является господином своей жизни. Мы все находимся в руках Божиих, кто бы и чем бы ни был занят, кто бы духовной или светской властью ни обладал.
Поскольку все мы ходим под Богом и в любое мгновение наша жизнь, как самое дорогое богатство, которое мы носим в себе, может быть отнято у нас, то и все иное намного легче бывает у нас отнято. Мы можем в любой момент всего лишиться. Какой смысл всю нашу жизнь и все ее смыслы возлагать на то, чтобы “воцариться” в этой жизни? Это бессмысленно. Господь, понимая этот грех человеческий, наставляет нас к тому, чтобы мы не тратили время на бессмысленность поиска себя в этой жизни. Он призывает нас к тому, чтобы мы искали себя в жизни вечной, в Царствии Божием. Только там назначение нашей вечной жизни, только там все наши истинные ценности и предпочтения, наша радость, наша надежда, наше искупление.
Дорогие мои, это не означает, что мы вообще не должны заботиться о том, чтобы более-менее благополучно прожить в нашей нынешней жизни. Но мы должны помнить, что во всем прежде должен быть поиск Царствия Божия. Ни Сам Господь, ни святые отцы в своих назиданиях, ни сама Церковь не отвергают возможность нашего земного благополучия. Если это земное благополучие бывает, то оно должно строиться только на твердом фундаменте, поскольку говорит нам Господь: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Мф., 6.32). Правда заключается в том, что эта правда бывает в нашей жизни только тогда, когда мы выстраиваем благополучие этой жизни, основываясь на самой правде. Если мы не по правде что-то сделали, украли, построили наше богатство и хвалимся перед другими, что мы богаты, а, значит, благословлены Богом, то мы обманываем себя и окружающих людей, поскольку суть нашего богатства в таком случае построена на зле.
Пусть никто из нас не хвалится своим богатством, особенно те, кто его приобрел грехом. Те, кто искренне и честно потрудился, кто приобрел какое-то земное благополучие, пусть радуется тому, что Бог благословляет его честные труды, дает ему возможность насладиться этим богатством, к коим прежде всего относится семейное благополучие, множество детей, взаимопонимание между супругами и тот материальный достаток, который приобретается неимоверно тяжким трудом мужа и жены. Это то богатство, которое потом поддерживается детьми и внуками. Все это – невероятная ответственность и тяжкий труд, поскольку они бывают сопряжены с тем, чтобы искать прежде Царствия Божия, проявлять любовь к ближним, поделиться с нуждающимися, не расточить это богатство в греховности своей личной жизни. Настоящему христианину очень тяжело бывает добиться личного материального благополучия, поскольку прежде всего требуется духовное богатство, а потом телесное.
Но как же и где же нам искать Царствия Божия в нашей благополучной и неблагополучной жизни? Праведный Иоанн Кронштадтский, размышляя над словами Господа нашего Иисуса Христа из этого евангельского чтения, говорит, что для нас поиск Царствия Божия должен начинаться с того мгновения, как только мы проснулись. Мы должны подумать о Боге, о себе и о том нашем высоком назначении, которое Господь дает нам в нашей жизни.
Первые наши мысли после нашего пробуждения чрезвычайно много значат, поскольку они определяют весь ход течения жизни в этот день. Если наши мысли – о Боге, чтобы угодить Ему, чтобы исполнить Его заповеди, то этот день будет наполнен нашим поиском Царствия Божия. Праведный Иоанн Кронштадтский советует, что как только мы встали ото сна, помолиться Богу, просить Его благословить грядущий день. Если мы захотели есть, то мы должны подумать прежде всего о нищете духовной и как нам следует жаждать и алкать правды Божией. Если мы захотели убраться в нашей квартире, в нашем доме, привести себя в порядок, то прежде всего, как об этом говорит святой, мы должны подумать о том, как привести в порядок состояние нашей души, наших мыслей и чувств. Как правильнее было бы прежде всего привести в порядок пространство нашей личной жизни! Наши личные взаимоотношения с семьей, с окружающими людьми. Прежде всего должен быть главный порядок в жизни, а потом уже – в квартире. Если мы хотим что-то сделать, то мы должны прежде подумать: насколько это соответствует Божиим планам обо мне, как это можно сопоставить с тем, люблю ли я Бога или нет? Труднейшая работа размышлять все время о Боге, о себе, окружающем мире, обо всех искушениях и испытаниях, которые наваливаются каждый день на нас. Но Господь не обещал нам легкого Креста.
Поэтому будем со всем смирением и сердечным сокрушением о соделанных нами грехах просить Бога и Его Божественной благодати о мудрости, о том, о чем мы с вами слышали сегодня в Апостольском чтении посланияк Римлянам, когда святой апостол Павел хвалится римлянам тем, что Господь через него открыл им высочайший дар веры, а через дар веры Он подал им благодать Святого Духа. (См. Рим. 5, 1-10).
Но иное, как говорит святой апостол Павел в сегодняшнем Послании к Римлянам, Господь дал нам и скорбь, и искушение. Через эти скорби и искушения Он подал нам терпение, а терпение произвело в нас мудрость, а мудрость дала нам надежду. А надежда не может быть в Боге посрамлена потому, что она открывается нам любовью в Духе Святом, который всегда с нами. Аминь.