Слово митрополита Исидора в день памяти иконы Божией Матери “Троеручица”
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, в день памяти иконы Божией Матери “Троеручица”
Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска
25 июля 2021 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Святой евангелист Матфей сегодня предлагает нашему вниманию повествование о событии встречи Спасителя с двумя гергесинскими бесноватыми людьми (Мф. 8, 28-34). Мы только что услышали, как даже не люди, которые были в плену у диавольских сил, а сами бесы исповедовали Спасителя Христа как Бога. Мы с вами знаем из Священного Писания, что “и бесы веруют, и трепещут” (Иак. 2, 19). Бесы хорошо знают о своей участи, поэтому-то они спрашивают у Бога: “что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас” (Мф. 8, 29). Бесы знают о том, что они преступили “красную черту”: вступили во зло и не могут это зло в себе побороть. Неотвратимость пребывания во зле, отсутствие возможности покаяния являются чрезвычайной трагедией для этих Богом созданных существ.
Не Божьей волей, а своим произволением диавол и его аггелы переступили черту зла, возгордившись и преисполнившись всякого негодования к Самому Богу и Его творению – человеку. В этом суть того греха, который называется хулой на Духа Святого, когда личность, осознающая себя, свидетельствует сама в себе о том, что нет никаких возможностей для принесения Богу покаяния. Эта личность видит свое вечное существование в продолжении делания зла – в этом есть хула на Духа Святого.
Не только бесы, которые верят и трепещут, и продолжают делать зло, но иногда и мы с вами, являясь проводниками зла, осознаем, что в нас нет никаких сил для того, чтобы принести Богу покаяние. Мы не желаем избавиться от гнездящегося в нашем сердце зла. Мы желаем продолжать делать зло и, подобно тем бесноватым, не хотим, чтобы кто-то нас освободил от действия диавольского.
В 8-й главе Евангелия от Матфея мы слышали, как вели себя бесы, действующие в двух бесноватых людях: всякий житель страны Гергесинской боялся проходить тем путем, на котором они существовали. Трудно себе представить, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст и другие толкователи Священного Писания, что ели эти люди, какой образ жизни вели. Но, как об этом свидетельствует евангелист Матфей, они спали в гробах человеческих, тем самым пытаясь унизить человеческую природу и её божественное достоинство, указывая этим на то, что человек достоин смерти, но никак не жизни. Но иные планы у Бога.
Поэтому Господь, переплыв Галилейское озеро из своей страны, в которой рос и проповедовал, посещает Гадаринскую землю для того, чтобы исцелить этих бесноватых, засвидетельствовать, что у Бога нет ничего невозможного, и всякий диавольский плен может быть разрушен Божиим повелением.
Когда мы с вами, дорогие мои, ввергаем себя в пучину греха, когда понимаем, что нет никаких сил избавиться от зла, проникающего в нашу человеческую природу, мы должны осознавать, что избавить нас от всякого зла способны не наши человеческие силы, а только Господь Своей Божественной властью. Нет той силы зла, с которой бы не мог справиться Творец и Создатель Мира, нет такого зла, с которым бы не мог справиться Источник Любви – Сам Господь.
Поэтому, никакое отчаяние не должно посещать наши ум и сердце. В нас всегда должна пребывать надежда, она должна теплиться в нашем сердце. Чтобы возгреть эту надежду на Господа, необходимы молитвы к Богу, которые подобны поленьям, разжигающим всякую печку, дающую свет и тепло. Без молитвы, дорогие мои, то есть без обращения к Богу в сердечном сокрушении, невозможно возгреть в себе силу Божественной любви. Невозможно обратиться к Богу без смирения в сердце, без покаяния Ему, без желания исправить свою жизнь с помощью Божьей. Эти условия являются необходимыми для того, чтобы мы обращались к Богу, возгревали в своем сердце любовь Богу и ближним.
Поэтому, дорогие мои, не будем пренебрегать нашей молитвой к Богу, будем непрестанно возносить наши молитвы Богу, заставлять наш греховный ум мысленно произносить слова покаяния перед Богом. И речь может идти не столько о длинных молитвах, которые мы заставляем себя вычитать по Молитвослову, сколько о самых простых молитвах: “Господи, помилуй”, “Пресвятая Богородица, спаси мя”, “Святый ангеле Божий, защити мя”. Эти молитвы способны восставить нас на утреннее и вечернее молитвословие, взбодрить наш греховный ум и помочь принимать любые, самые важные, решения. Мы все время должны обращаться к Богу, кем бы и где бы и мы ни были: за рулем машины, на производстве, занимаясь врачебным делом или неся какое-то иное послушание, семейное или общественное, находясь у власти или исполняя воинский долг – мы все время должны возносить нашу молитву Богу.
И тогда, по слову преподобного Паисия Святогорца, в печке пламени нашей любви к Богу будут сгорать любые греховные помыслы, греховные пожелания и те намерения, которые диавол пытается довести до логического конца, пуская в нас стрелы злых мыслей и чувств. И пусть в печке нашей любви к Богу и к ближним сгорает все зло. Пусть эта любовь будет препятствием к тому, чтобы диавольские силы проникали в нашу природу, воздействовали на нее и управляли ей.
Преступники, совершившие злодеяние, обличенные и пойманные, свидетельствуют о том, что не они его совершили. И, отчасти, это бывает правдой, поскольку не своими, а диавольскими силами они совершают то или иное зло. Но не бывает, дорогие мои, никакого крупного злого поступка без совокупности поступков самых простых, мелочных. Это поступки, на которые мы с вами не обращаем внимания, но которые, как снежный ком, катятся с высокой горы, увлекая за собой всякого человека, совершающего их, в пропасть духовной погибели.
Поэтому, дорогие мои, будем внимательны в наших мыслях и в наших чувствах, будем внимательны к нашим поступкам. Будем стремиться к тому, чтобы взглянуть на себя со стороны и оценить то или иное свое деяние, свой образ жизни. Когда мы будем пристальнее вглядываться в свой образ жизни, мы будем находить все больше причин для нашего покаяния. А если покаяние будет касаться нашего ума и сердца, то будет больше причин для нашего молитвенного обращения к Богу. Пусть наше сердце будет источником добра, а наши уста исповедуют имя Божие, свидетельствуют о добре и правде, которые есть Сам Христос Спаситель. По слову святого апостола Павла, отрывок из послания которого мы сегодня слышали, “сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим., 10, 10).
Аминь.