Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора,
на Божественной литургии в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Свято-Успенский кафедральный собор,

г. Смоленск, 26 декабря 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Притча о званных на пир на сколько очевидна в своей сути, на столько же и ясна нам, нашему восприятию. Мы легко узнаем в господине,позвавшем близких друзей на свой большой ужин, Господа нашего Иисуса Христа, ведь и Сам Господь называет Себя, говоря: “Я, Господь, позову на эту вечерю тех, кто избран и кто зван. Но мало избранных, хотя все званные”(см. Лк. 14,16–24).

Мы с вами узнаем в этом господине Господа, а среди людей, которых он позвал, мы узнаем сами себя, сравнивая этот образ господина и званных на пир с тем, что происходит в нашей жизни.

Так часто бывает, что мы стараемся окружить себя теми людьми, которые приносят нам ту или иную пользу, которые отвечают нам взаимностью, которые на наши воздаяния в свою очередь воздают нам желаемое. Этих людей мы называем друзьями. Отношения с ними крепнут из года в год. Для нас является всегда обычным позвать своих друзей на какое-то наше большое событие, торжественный ужин. Мы всегда ожидаем от них положительного ответа об участии и, приглашая их, мы желаем разделить с ними радость нашей жизни, ждем от них того, что они будут радоваться вместе с нами. Таким образом происходит выстраивание наших взаимоотношений с людьми. Но человеческий суд и человеческая мера не совпадают с мерой и Судом Божиим. Мысли человеческие – это не одно и то же, что мысли Божие.

В этой притче мы слышим, как господин, призвавший людей на трапезу, не огорчается тому, что они не приходят на званный ужин. Он призывает раба исполнить его поручение и позвать иных людей, которые по Божьему замыслу также званы на пир и ничем не отличаются от тех, которые были позваны ранее. И Господь заключает причту словами, что “много званных”, и Он всех зовет, “но мало избранных” (см. Лк. 14,24).

Господь в одинаковой степени призывает и людей состоятельных, и людей бедных, и достойных, и недостойных. Господь всех призывает на Свою Божественную трапезу, поскольку любит каждого человека и нет такого, которого Он бы любил больше, а кого-то меньше. В этом логика Божественной любви по отношению к нам. Бог не лицеприятен, Он не избирателен в тех, кого Он любит больше, а кого меньше, поскольку Он любит Своей Божественной совершенной любовью каждого человека.

Наша логика восприятия этой притчи часто бывает ошибочной, поскольку мы в своем линейном сознании легко отделяем близких людей, дорогих этому господину и званных на трапезу, от тех людей, с нашей человеческой точки зрения менее достойных, которые были призваны позже. Мы в глубине своего сознания часто заблуждаемся, считая людей успешных, благополучных более достойными того или иного в жизни, а людей нищих, хромых, слепых – людьми другой категории. Но у Господа все по-иному. Он одинаковым образом ждет на Свою Божественную трапезу и сухого, и хромого, и увеченного, и человека нищего и недостойного с нашей точки зрения. Званные, кого господин позвал в первую очередь, не более достойные, а те, кто должен был первым откликнуться на Божественный призыв, потому что именно этим людям, очевидно, он сделал что-то особенное. Эти люди должны были быть более благодарны господину, позвавшему их на трапезу.

Дорогие мои, не в первую ли очередь это относится к нам с вами, когда нас Господь первыми призывает к добродетельной жизни, когда первыми зовет на Божественную трапезу? Ведь мы знаем, что это такое. Мы много раз бываем званы на Божественную трапезу и становимся ее участниками. Господь нас призывает первыми, зная, что мы мгновенно откликнемся на Его Божественный призыв, ведь мы Его чада, и согласимся поработать вместе с Ним, чтобы принять соучастие в Его Божественном деле. Ведь Божественная Трапеза – тот званный ужин, то делание, к которому Господь призывает званных.

Но к сожалению, дорогие мои, мы извиняемся перед Господином, позвавшим нас. Кем-то получена в собственность земля, которую теперь необходимо возделывать, кто-то купил пять пар волов и ему нужно испытать, как они будут работать на поле, кто-то совсем недавно женился, поэтому ему важнее быть вместе со своей супругой и не хочется отвлекаться на какие-то иные дела.

Дорогие мои, в этой короткой, но ясной причте заключена вся наша жизнь, все наши ценности и приоритеты, которые определяют образ нашей жизни. Когда мы избираем что-то свое, более доступное и приятное для нашего восприятия, что-то с нашей точки зрения более радостное, то мы должны понимать, что нет ничего выше и совершеннее того призыва, который Господь подает нам. Нет ничего более торжественного, чем Трапеза Господня, на которую мы званы и, если откликаемся, то бываем и избраны, поскольку Господь принимает нас, когда мы приходим к Нему. Господь очень ждет каждого из нас и радуется тому, когда мы откликаемся на Его Божественный призыв.

Сегодня, в Неделю праотец, и в оставшиеся дни многодневного Рождественского поста, когда Церковь напоминает нам о грядущем торжестве события пришествия в мир Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Преславном Рождестве, мы должны, внимая этой притче Господней, которую нам предлагает Церковь, напоминать себе о том, что Господь каждого из нас приглашает быть участником Его Божественной Трапезы. Господь от каждого из нас ждет этого участия. Какие бы ни были самые срочные, самые важные с нашей точки зрения дела, они все меркнут перед тем величием, которое Господь предлагает каждому из нас – в участии в Его Божественном деле.

Поэтому, дорогие мои, постараемся посвятить время нашей жизни, время нашего особого говения и многодневного поста перед славным событием Рождества Христова тому, чтобы быть способными слышать Его Божественный призыв, чтобы отложить все те мирские дела, которые никуда никогда от нас не денутся. Мелкие радости иногда и, может быть, даже более часто, очень легко изменяются в горести, которые бывают от нашего человеческого произволения и суеты, которые обременяют нашу земную жизнь. А участие в деле Господнем всегда возвышает нас, всегда делает нас лучше, светлее. Именно поэтому святой апостол Павел в послании к Колоссянам (Кол. 3,4–11) призывает нас отложить дела неправды, совлечь с себя ветхие одежды и надеть на себя одежды светлые, одежды добродетели, одежды доброделания. И если мы постараемся приготовить себя к этой великой встрече Трапезы Господней, на которую нас Сам Спаситель мира призывает, и отложим нашу греховную жизнь, постараемся совлечься с помощью Божией в одежды правды и добродетелей, тогда мы будем теми достойными, которых Господь призывает и делает участниками Своей трапезы.

Поэтому, дорогие мои, услышим мудрость этой Богом произнесенной притчи, чтобы нам подкорректировать тот образ жизни, который, к сожалению, часто нас уводит от Бога, который приводит нас к ложным целям, разрушающим нас. Пусть эта Божественная Трапеза, на которую нас призывает Господь, будет трапезой радости и счастья, испытывая которые мы наследуем жизнь вечную. Пусть ничто нас не отвлекает от милосердия Божьего, от Божественного призыва, который мы еще должны постараться услышать. Услышать в словах молитв, которые мы читаем утром и вечером, в словах богослужения, которые, к сожалению, часто пролетают мимо нашего уха, и мы, даже находясь в храме, мысленно находимся где-то в ином месте. Пусть услышанное Слово Божьего Евангелия глубоко проникает в наше сердце. Пусть просьба о помощи окружающих нас людей будет для нас тем голосом Божьим, откликаясь на который мы точно поймем, что это Господь через человека обращается к нам, потому что Он заповедал со всей любовью относиться к каждому человеку, особенно к нуждающемуся.

Этой особенной притчей мы еще раз убеждаемся в том, что Бог не лицеприятен и Он призывает всех хромых, сухих, увечных, людей, с общественной точки зрения недостойных, чтобы быть участниками высоких торжеств. Господь любит каждого из нас и Его Божественная любовь проистекает на всех людей. И пусть каждый из нас будет проводником этой любви, и тогда мы будем в подлинном смысле испытывать счастье. Мы будем ценить ризы правды Божией, которые Господь все время предлагает нам, надеясь, что мы откликнемся на Его Божественный призыв.

Сегодня предвозвестие грядущего Рождества Христова – неделя праотец –– тех людей от Адама, которые жили в надежде быть участниками Трапезы Господней. А для нас с вами она стала той реальностью, которую Сам Господь для нас с вами учредил. Ведь участие в Божественной Евхаристии, Причащение Тела и Крови Христовых – это и есть та самая Божественная Трапеза, к которой нас призывает Господь, облекая в светлую одежду Своей Божественной благодати. Пусть каждый из нас не уходит с этой трапезы, а становится ее участником и радуется вместе с теми, кто сегодня приходит к Богу и получает от Него утешение. Пусть каждый из нас и делом, и словом, и помышлением, своей добродетельной жизнью подтвердит свое призвание быть христианином и свое избранничество, которое Господь приготовил для каждого из нас!

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец