Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Слово Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 30 января 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В этот воскресный день Святая Церковь предлагает нам евангельский образ слепого человека. Этот человек, как об этом свидетельствует евангелист Лука, сидел при дороге крупного города Иерихон и просил милостыню. И это была, при таком физическом состоянии, его единственная возможность выживать в городе.

Святитель Игнатий Брянчанинов, толкуя это место Священного Писания, обращает наше внимание на то, что само наше пребывание среди иных людей не всегда является для нас благом. Не всегда пребывание среди людей бывает поводом к милосердию с их стороны тем, кто нуждается в помощи и защите.

Мы с вами хорошо знаем, что, если мы хотим оказаться в пустыне, нам необходимо прийти в центр крупного города. Там мы обретем безразличие к нам окружающих людей, там мы можем оказаться беспомощны так же, как был беспомощен в городе Иерихоне этот слепой человек. И никто из живущих в городе людей не мог ему помочь, и он в отчаянии выходит из города, остается наедине с собой, ожидая тех людей, кто может к нему проявить милосердие. Так часто бывает, что люди путешествующие – идущие по той или иной дороге жизни, находящиеся в нужде, бывают намного добрее тех, кто находится в благополучии – в городе. Поэтому святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что духовный образ Иерихона – это образ средоточия греха, и там, где больше людей, там, к сожалению, больше и греха.

Поэтому физически слепой человек бежит от греха, бежит от тех грехопадений, которые он, может быть, еще зрячим совершал в этом городе. Став слепым, он стал не способным к повторению этих грехов и не мог уже видеть грехов окружающих его людей.

Поэтому, дорогие мои, часто наша с вами нужда гонит нас от людей. Мы должны свидетельствовать об этом с сожалением, потому что опыт нашей жизни свидетельствует, что среди людей мы не находим помощи. И там, где людей больше, мы меньше всего находим надежду на эту помощь. Это свидетельство нашей с вами греховной жизни. И этот человек находился при дороге, где могли встретиться добрые люди, но могли встретиться и недобрые люди, разбойники, которые также ходили по дорогам и полностью обирали тех, кто находился при дорогах.

Обратите внимание, что в нашей жизни большая часть преступлений, особенно имущественного характера, происходит в среде самых простых людей. Получается так, что простые люди грабят и издеваются над людьми такими же простыми, как они. Но простота одних – не Божия простота, а простота злобы, а другие пребывают в нищете и в бедности, и у них нет возможности защититься от этих внешних жизненных обстоятельств.

Но, говоря о разбойниках, мы должны засвидетельствовать, что разбойники на дорогах бывают намного нравственнее тех, условно нравственных людей, которые живут в городе. Тот или иной разбойник бывает честнее нас с вами “честных” людей, живущих в городах. Все это свидетельствует о разнузданности греха, который действует в наших сердцах.

Слепой человек услышал, что идет толпа, и у идущих впереди людей он спросил о том, что происходит. Услышав, что проходит Иисус Назорей, он неведомыми нам возможностями духовно прозревает, что это Тот, Кто избавит его от всех несчастий в жизни. Поэтому он, как об этом более подробно свидетельствует евангелист Марк, называя нищего слепого по имени – Вартимей (см. Мк. 10,46) – сначала вопиет ко Господу, говоря: “Сын Давидов, Иисус! Помилуй меня!”, продолжая сидеть на земле при дороге. И люди, идущие со Христом, запрещают ему так громко взывать к Иисусу. Но он не слушает их, он настойчив, он дерзновенен, потому что будучи физически слепым, но духовно зрячим, он понимает, что, если не использует этот шанс в своей короткой, несчастной жизни, не добьется того, чтобы идущий мимо него Бог исцелил его, у него не будет иного шанса. Он еще громче, еще настойчивее, преодолевая эти препятствия от людей, запрещающих ему кричать, продолжает взывать к Богу. И Господь, слыша его сердечный вопль, подзывает его к себе и говорит: “Что ты хочешь от Меня?”. Слепой говорит: “Господи! Чтобы мне прозреть”. Тогда Господь произносит слова, которые свидетельствуют и о Божием смирении, и о духовном зрении этого слепца: “Прозри, вера твоя спасла тебя” (см. Лк. 18,42; Мк. 10,52). В этом Божием свидетельстве наше с вами спасение верой, ведь именно верой мы способны преодолевать те препятствия, которые мешают нам взывать ко Господу, как этом говорят преподобный Марк Подвижник и преподобный Симеон Новый Богослов в своих толкованиях на этот отрывок из Священного Писания.

Само по себе взывание ко Господу “Иисусе, помилуй мя!” недостаточно для духовного прозрения, поскольку мы, подобно тому слепцу на первоначальном этапе, продолжаем так взывать и сидеть,ожидая, что эта помощь будет нам оказана сама по себе. Но для того, чтобы Господь проник в наше естество Своею благодатью и исполнил нами просимое, недостаточно сидеть на месте. Недостаточно просто произносить устами и умом, важно взывать к Богу из глубины нашего сердца,  как об этом уточняет преподобный Симеон Новый Богослов.

Часто наша молитва бывает бесплодна, дорогие мои, потому что мы взываем устами. Мы даже знаем молитвы наизусть, но сердце наше при этом каменно, оно не разогревается благодатью Божией. Так же молясь, мы, как об этом нас предупреждают святые отцы, мы можем и в прелесть впасть. И в этой прелести мы можем думать, что наше сердце горит любовью к Богу. Нет. Ясным свидетельством горения нашего сердца перед Богом является его сокрушение в грехах, смирение перед Богом, как об этом говорит Господь, называя это состояние сердца нищетой духовной”. И нищета духовная состоит в том, что мы полагаемся не на свои силы, а только лишь на силу Божию, как на последние наши возможности. В таком духовном состоянии Господь отвечает нашему сердцу: “Иди, вера твоя спасла тебя”. Апостол Иаков в 4 главе и в 3 стихе говорит нам, что Господь не отвечает на наши молитвы, когда мы просим Бога не о пользе духовной. Обратите внимание на это. Поэтому не всякое наше прошение Бог исполняет. И если оно не на пользу, Бог его не исполнит.

Поэтому, дорогие мои, увидим в этом дерзновении слепого человека, видящего в Боге последнюю надежду, и нашу с вами надежду. Будем следовать примеру этого отчаянного человека ради того, чтобы и мы в наших воплях к Богу получили от Бога просимое. И пусть наша молитва будет короткой, недлинной, пусть мы не знаем наизусть молитвословия, пусть у нас нет возможности частого посещения храмов, но где бы мы ни были – на воинской службе, на заводе или в больничной палате, помогая окружающим людям, или педагогом во время учебного процесса, или водителем машины, мы можем из глубины сердца кратко произносить Богу: “Господи, помилуй меня грешного!”. И этот сердечный вопль будет услышан Богом. Этот вопль будет намного ценнее наших продолжительных, ненужных Богу молитв. Ненужных потому, что они не сердечны, потому что они не со смирением и не с сокрушением в наших грехах.

Поэтому научимся у этого слепого человека, но исцеленного и ставшего зрячим, смирению и сокрушению сердечному. И если так будет и в нашей с вами духовной жизни, то и нам Господь скажет: “Прозри! Вера твоя спасла тебя”! И мы, прозрев, как об этом свидетельствует евангелист Лука, немедленно прославим Бога, а люди, видящие все это, удивятся, и также вознесут хвалу Богу. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 32-ю по Пятидесятнице