Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на вечерне с чином прощения

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на вечерне с чином прощения

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на вечерне с чином прощения

Свято-Успенский кафедральный собор

г.Смоленск, 6 марта 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святые отцы христианина часто называют воином. Святой апостол Павел, как мы слышали сегодня с вами во время Божественной литургии в послании к Римлянам (Рим. 13,11-14,4) призывает: “отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света”. Он так говорит, потому что как он также пишет в послании к Ефесянам, “наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6,12).

Какие же за дела тьмы мы должны с вами отвергнуть? Грех, источником и проводником которого является диавол, таким образом онтологически  воздействует на нашу человеческую природу, что стремится проникнуть в нее, покрыть ее пространство плотным защитным материалом, который не способен провести через себя Божественный свет. Грех таким образом воздействует на нашу природу, что делает ее духовно каменной, то есть неспособной к восприятию внешних творческих Божественных проявлений, а значит, неспособной к тому, чтобы она внутренне развивалась. Грех затмевает очи нашего духовного сердца. Из-за греха мы бываем неспособны видеть проявления духовной жизни, неспособными к творчеству Божественному, к которому нас призывает Сам Господь. Поэтому так много сам Господь, святые апостолы и их ученики, святые отцы говорят о необходимости борьбы с грехом.

О каком оружии света нам говорит святой апостол Павел? Он говорит о тех средствах, которые помогают нам принять Божественный свет. Чтобы этот Божественный свет – благодать Святого Духа принять, нужно очистить нашу душу, потому что, как об этом говорит святой апостол Павел, в злохудожную душу не может войти благодать. А как ее очистить? Ее необходимо освободить от греха, от всего того, что не дает Божественному свету проникнуть в нее.

Освободив наше сердце от страстей и от греха, который пленяет нас, мы становимся способными принимать в себя Божественную благодать, которая проявляется в нас через голос нашей совести, восприимчивой к Божественным заповедям, к действию благодати Святого Духа, которая проникает в наше сердце и соделывает его домом Божиим. Благодать Божия способна оживотворить нашу душу и, как об этом говорится в молитве перед Причащением, наше каменное сердце превратить в сердце плотяное, способное к восприятию Божественной благодати.

Дорогие мои, эти процессы, о которых говорит святой апостол Павел, невозможны без главного условия, которое должно сопровождать все наши действия в духовной жизни. Этим главным условием является покаяние. Об этом говорит ярко святой Пророк и Предтеча, Креститель Господень Иоанн в ожидании пришествия Мессии. Об этом говорит и Сам Господь, об этом говорит и Святая Церковь за весь период своего существования и до конца дней будет возвещать о необходимости покаяния. Покаяние – это тот фундамент, на котором строится дом нашей духовной жизни.

Поэтому и это великое поприще, которое мы с вами должны пройти как воины Христовы, невозможно начинать без покаяния перед Богом, без тех искренних чувств сокрушения за содеянные грехи, которые мы совершаем в нашей жизни, без желания исправить нашу греховную жизнь. Суть покаяния состоит не только в том, чтобы осознавать свои грехи, но покаяние состоит и в том, чтобы изменить жизнь.

Как мы знаем, слово “покаяние” в греческом языке звучит как “метанойя”, то есть изменение нашего сознания. В нашем  сердце должно быть таким глубоким покаяние, чтобы оно стремилось изменить наше сознание, склонив все  наше естество к добродетельной жизни. Но для того, чтобы это все получить, нам необходимо начать с самого простого – с осознания своих грехов. Нам необходимо прекратить действия в нас тех вражеских, бесовских сил, которые пленяют нас, которые не дают нам возможности к искреннему покаянию перед Богом.

Простое слово “прости” является тем началом, к которому должны прибегать все мы, священнослужители и миряне. Все мы должны искренне перед Богом произнести это простое слово, прочувствовав всю его глубину. Произнося Богу слова “прости меня, Господи, грешного”, мы таким же образом должны действовать в отношении к окружающим нас людям, перед которыми мы часто согрешаем, что даже и не замечаем этого. Поэтому особенно в дни Великого поста мы вновь новь и вновь должны просить у Бога прощения и у окружающих нас людей, в отношении которых мы согрешили и согрешаем.

Сегодня я, как ваш епархиальный архиерей, вместе с духовенством, у которого я также как и у вас, прошу прощения, преклоняю колена свои и словесно прошу у каждого из вас прощения, потому что совершаю свое служение не безгрешно, потому что, как и каждый человек, согрешаю перед Богом, перед людьми и мыслью, и словом, и поступком. Поэтому в этот вечер перед началом Великого поста, как ваш архипастырь, как ваш собрат, прошу вас, дорогие отцы, братья и сестры простить за те грехи, которые я совершил перед вами в прошедшие дни.

Благословите мя, отцы святи, братья, сестры, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Бог благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех нас!

Дорогие отцы, братья и сестры! К сожалению, те испытания, которые нас постигли, вот уже второй год продолжают нас беспокоить. Мы находимся в ситуации пандемии и во многом разлучены от того братского общения, к которому мы привыкли: от братских лобызаний, от того, чтобы похристосоваться, и эта мера является мерой сохранения нашей жизни. Мы все это время ходили и ходим в масках, стараемся соблюдать дистанцию, бываем аккуратны в общении, для того чтобы, не дай Бог, каким-либо образом не стать причиной заражения коронавирусом другого человека. Поэтому то обычное целование, которое мы даем, прося прощения, когда мы радуемся друг другу, к сожалению, сейчас мы не сможем вам дать. Невозможно будет обнять каждого из вас буквальным образом. Но мы, духовенство, обнимаем вас духовно, мысленно. Мы рядом с вами. Мы все вместе объединены соборной молитвой, Таинствами Христовыми. Мы все искренне надеемся, что Господь каждого из нас сохранит от всех испытаний.

Сегодня, в этот вечер, у меня нет возможности каждого из вас облобызать, попросить у вас прощения, прикоснувшись к вам. Но мы с вами духовно, мы все вместе. Мы вместе молимся за Отечество наше, за воинство, за Предстоятеля нашего – Святейшего Патриарха Кирилла, за верных чад Русской Православной Церкви и, прилагая молитву к молитве, покаяние к покаянию, продолжаем каждый нести то послушание, на которое Господь каждого из нас поставил. Нас, духовенство – совершать богослужения,  проповедовать, совершать Таинства и вести народ Божий ко спасению. А вас, дорогие миряне, быть оплотом Церкви, быть верными ее защитниками, хранителями и проводниками ее традиций. Поэтому в сегодняшний вечер мы преклоняем друг перед другом колена и просим друг у друга прощения, мысленно лобызая друг друга и заботясь о том, чтобы сохранить друг друга от тех или иных заражений. Искренне простите нас, все духовенство.

Пусть этот наступающий пост для каждого из нас будет той спасительной мерой, которая приведет нас к великому, самому светлому празднику – Воскресению Христову. Пусть этот пост послужит каждому из нас на духовную пользу, дав нам все необходимое для духовного спасения, укрепления духовных сил, противостоянию греху и ко умножению в нас любви к Богу и ближним. Ведь цель нашего христианского делания состоит в том, чтобы преумножилась в нас благодатию Божией любовь к Богу и ближним. Аминь.

Божие всем благословение на предстоящие дни Великого поста!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на вечерне с чином прощения