Обновления

Слово архипастыря на Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском соборе города Смоленска

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря на Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском соборе города Смоленска

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска

12 апреля 2023 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Великую Среду, в евангельском чтении мы слышали о том, как женщина возлила драгоценное миро на голову Спасителя (см. Мф. 26, 7). Ропот недовольства учеников, которые смотрели на суть происходящего не с духовной стороны, а обращали внимание лишь на мирское, свидетельствует о нашей с вами человеческой немощи, о той немощи, которая, бывает, настолько захватывает наш ум и наше сердце, что случается подобное тому, что произошло с Иудой Искариотским.

Каким должно быть духовное состояние человека, который сознательно предает Бога в руки зла? Что должно двигать тем человеком, который противоречит самой жизни, ведь Христос для каждого из нас – Источник жизни, бытия, мира видимого и невидимого?

По мнению святых отцов, грех никогда в своей природе не имеет никакой логики, потому что нет никакой природы греха, как такового, нет природы зла. Есть лишь отступление от добра. Есть лишь противление воле Божией. Всё, что является сопротивлением воле Божией, является злом. А всё, что является злом, то противоречит самому бытию.

Конечно, с нашей точки зрения, ясно видно, сколько противоречий в самом настроении апостола Иуды. Он, который видел все совершённые Господом чудеса, в том числе, чудо воскрешения праведного Лазаря, он, видевший исцеление слепорожденного, он, слышавший Господа вместе с иными учениками… Каким должно быть духовное состояние, чтобы всё это перечеркнуть ради тридцати сребреников?! Никакой логики нет в этом зле.

Но пусть нас не удивляет поступок Иуды. Мы с вами, дорогие мои, должны удивляться тому, что происходит в нашей жизни, поскольку многое из того, происходит, сопоставимо с тем настроением и теми поступками, которые совершал один из двенадцати учеников Христовых, ставший предателем Бога. Не наше ли несерьезное отношение к нашей с вами Православной вере, не наше ли самое неблагочестивое отношение к нравственным нормам, не наше ли сознательное неисполнение Заповедей Божиих является деянием, подобным совершенному Иудой? А наша с вами нелюбовь к ближнему? А наше с вами намеренное зло против многих и многих людей, которые встречаются в нашей короткой жизни? Разве это не есть повторение того, что совершил Иуда над Богом и Спасителем нашим? Во многом, это повторение того же самого.

Святая Церковь напоминает о поступке Иуды в Великую Страстную Среду ради того, чтобы мы, совершившие в нашей жизни много зла, не впали бы в то отчаяние, в которое впал Иуда. Чтобы мы не предали до конца Бога теми страшными поступками, которые Иуда совершил над самим собою впоследствии, увидев всю пустоту совершенного им зла, которое не имеет никакой логики и никакого объяснения. Чтобы мы с вами всегда прибегали к Богу с покаяниям, никогда не отчаивались, какой бы страшный грех мы не совершили, поскольку самый страшный грех для нас с вами – есть отрицание милосердия Божиего.

Будем же надеяться на милосердие Божие в нашей с вами жизни. Будем молиться о том, чтобы Господь простил наши грехи, грехи окружающих людей, всех тех, кого мы соблазнили в нашей жизни, тех, кому мы не подали руку помощи, тех, кому мы не сказали «спасибо». Осознавая всю глубину нашего с вами падения, обратимся ко Господу с плачем. Будем подражать этой грешной, но прощённой Богом женщине, которая, может быть, и много согрешила перед Богом, но глубина её покаяния, её деятельное желание изменить свою жизнь к лучшему стало поводом к тому, чтобы Господь помянул её, чтобы Он сказал о том, что о её поступке и подвиге будут впоследствии говорить народы, вспоминая это событие, поскольку оно связано с жизнью каждого из нас.

Будем искренне каяться перед Богом, не напоказ перед людьми, а перед Христом Спасителем. Преклоним колена нашего сердца, чтобы попросить Его простить грехи, немощи и недостатки наши. Будем просить Господа, чтобы Он вернул соблазнённых нами людей на путь жизни и спасения. Будем просить Спасителя о том, чтобы нам в оставшиеся дни, недели, месяцы, а, может быть, и годы жизни – кому как Господь положил –заполнить нашим деятельным покаянием, нашим созидательным трудом во Славу Божию, ради тех людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Пусть Сердцеведец Господь смилостивится над нами и даст нам искреннее сердечное покаяние, чтобы нам с этим сердечным покаянием дерзновенно приблизиться к Его Пречистому Телу, Коим являются Святые Тело и Кровь Христовы; чтобы завтра нам с вами всем вместе причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы получить от Бога Просвещение, чтобы получить от Бога Его Божественнее утешение, и с этим утешением, как с самым величайшим даром в нашей жизни, достигнуть Светлого Христова Воскресения.

Аминь».

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря на Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском соборе города Смоленска