Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Светлый четверг 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Светлый четверг 

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Светлый четверг

Свято-Успенский кафедральный собор,

20 апреля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сегодня, в Светлый четверг, Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение от Иоанна, в котором повествуется о беседе между Христом Спасителем и иудейским учителем Никодимом (Ин. 3, 1–15).

Мы можем себе представить, насколько, по сравнению с другими людьми, этот человек знал Священное Писание, как он владел информацией, касающейся Предания отцов, как он разбирался во всех человеческих законах и в Божием Законе. Будучи представителем духовной элиты Иерусалима он, конечно же, удивлялся всему тому, что совершал Господь Спаситель. Поэтому он и подошёл с удивлением: «Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2). Господь, предваряя ту беседу, которая могла бы продлиться много часов, прежде чем подойти к сути, предвосхищает этот разговор, сразу указывая на то главное, что сердечно беспокоило законоучителя Никодима. Он, не продолжая эти восхищения Никодима (см. Ин. 3, 4), отвечает ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Для Никодима – это точное свидетельство Божие, это указание на то, что Ветхий Завет и всё законодательство Ветхого Завета, на самом деле, не про традиции, не про обряды, а про духовную жизнь. Все это, безусловно, удивило Никодима, потому что к тому времени, во многом, религиозная жизнь евреев, и, особенным образом, фарисеев, книжников и первосвященников, к сожалению, далеко отстояла от духовной жизни. Было много обрядовости, было следование традициям, но во всём этом было мало духовного.

Дорогие мои, для нас с вами очень важно понимать, что и мы, являясь прихожанами наших православных храмов, ведя религиозный образ жизни, почитая праздники, зная молитвословия, традиции и обряды Церкви, ясно должны осознавать, что это всего лишь инструменты. Современные люди сказали бы об этом: это инструменты, которые возможно использовать во благо. А возможно использовать и не во благо. Как об этом говорит святой апостол Павел, «знание может надмевать» (см. 1 Кор. 8, 1). То есть, оно может не обогащать человека, а делать из него фарисея, книжника, законоучителя, но никак не человека духовного. Поэтому и само по себе знание закона и даже совершенное знание Священного Писания не делает нас более духовными. Духовных из нас делает действие благодати Святого Духа.

Христос Спаситель объясняет Никодиму, как действует Бог Дух Святой в душе человеческой и кратко излагает, что Дух дышит, где хочет, и никто не знает, как Он приходит и уходит. Но сердце человеческое, дорогие мои, не обманешь. Сердце человеческое знает, как привлечь благодать Святого Духа, и совесть наша знает, как отогнать Духа Святого от человеческой природы.

Поэтому всё то злое, что мы совершаем и что совесть наша обличает, безусловно отгоняет от нас благодать Святого Духа. А всё то доброе, что мы стараемся посеять в нашей душе, всё то доброе, что мы стараемся вместить в наше сердце, безусловным образом, привлекает в нас действие благодати Божией. Но для того, чтобы это привлечь, необходимо поработать над собой. Необходимо самопожертвование, крестоношение. Об этом мы с вами говорили много раз в течение Великого поста. Законоучитель Никодим и все мы, которые во многом обращаем внимание более на букву, чем на Дух, должны остерегаться того, чтобы это наше следование за буквой, это наше следование тем или иным правилам не превратилось в самоцель. А цель всей нашей духовной жизни – это стяжание благодати Святого Духа. Вот, о чём мы должны заботиться, вот, о чём мы должны Бога просить в наших молитвах. Не о тех вещах, которые нам хотелось бы приобрести в этой жизни, и не о тех радостях, о которых мы просим в наших скорых молитвах. Мы должны просить Бога в наших молитвах о том, чтобы Господь нас вразумил, подал нам всё необходимое для того, чтобы мы были способны к стяжанию благодати Святого Духа.

Дорогие мои, сегодня это Евангельское чтение от Иоанна Богослова чрезвычайно назидательно для всех нас. И мы, торжествуя Светлую Пасху Господню, ликуя о Господе Воскресшем, не должны забывать, что это, прежде всего, ликование духа нашего. Это торжество духа. Никоим образом этот праздник нельзя превращать только лишь в ублажение плоти, самоугождение и в чрезвычайную негу.

Светлая Седмица – для того, чтобы мы прославляли Господа Воскресшего. Для того, чтобы вместе со Святой Церковью, а значит, со святыми Ангелами и угодниками Божиими, разделяли это торжество победы жизни над смертью. Очень важно, чтобы в продолжение Светлой Седмицы мы непременно приходили в храмы Божии, чтобы мы прославляли Господа Воскресшего, чтобы мы в эти дни особенным образом совершали дела милосердия, делясь радостями о Господе Воскресшем с окружающими людьми, идя туда, где человек лишён этих радостей; посещая больницы и темницы наши, посещая всех тех людей, кто не может передвигаться, но так бы сейчас хотел стоять в этом великолепном Успенском кафедральном соборе, но лежит больной и не может двигаться. Вот, с кем мы должны поделиться радостью о Господе Воскресшем.

Дорогие мои, принесём частичку нашей пасхальной радости в дома тех, кто нуждается в ней. Утешим тех, кто не утешен до сего дня, хотя Господь Своим Воскресением утешает всех. Но Господь не только Сам действует, Он и нас с вами благословляет на то, чтобы мы, являясь Его Божией Церковью, действовали бы и разделили бы вместе с Ним Победу, стали бы соучастниками этой Победы Его.

Дорогие мои, выйдя сегодня из храма после окончания богослужения, пойдём к тем, кто в нас нуждается, прославим Господа нашего, как об этом говорит святой апостол Павел: «прославляйте Бога и в телах и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6,20). Чтобы Имя Господне прославлялось так, как об этом мы сегодня слышали в Деяниях апостольских, когда святой апостол Пётр проповедовал и говорил так же, как и евангелист Иоанн в Евангелии о необходимости духовного рождения, крещения и принятия благодати Святого Духа (см. Деян., 2, 38–43). От его апостольского голоса, как мы сегодня услышали в Деяниях, более трех тысяч человек пришли к вере во Христа, приняли Таинство Крещения, стали братьями и сёстрами во Христе.

Мы должны следовать примеру апостольскому, следовать примеру наших великих предшественников, в том числе смолян, которые были верными служителями Божиими, которые проявляли свою любовь к людям и были верными служителями Отечеству. Будем же подражать великим наставникам нашим. Будем учиться у Господа и только в этих источниках почерпать знания и опыт, чтобы и нам вместе с этими великими угодниками Божиими, не только здесь, на земле, но и на Небе, гражданами которого мы являемся в силу Божией благодати, данной нам в Крещении, быть вместе. Чтобы туда мы попали и там могли прославлять Господа Воскресшего, Который Воскрес не только сегодня,  Который Воскрес навсегда, на веки вечные, и призывает нас к тому, чтобы мы непрестанно, даже не устами нашими, а сердцем громко взывали: Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Светлый четверг