Обновления

Слово митрополита Исидора в Попразднство Воздвижения Креста, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Попразднство Воздвижения Креста, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Попразднство Воздвижения Креста,
день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Свято-Сергиевский храм,
г. Смоленск, 30 сентября 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Неизменно Святая Церковь в субботу напоминает нам о Дне Господнем, о том грядущем Царстве Небесном, наследниками которого все мы по определению являемся. Но от нас зависит, станем ли мы в подлинном смысле этого слова небесными гражданами или будем только обращать наше внимание на то, что находится здесь, на этой земле.

Притча о пяти разумных и пяти неразумных девах (см. Мф. 25, 1-13) ясно нам напоминает о смысле нашей жизни. Преподобный Иустин (Попович) в толковании на это место у евангелиста Матфея как раз и говорит о том, что, собственно, путь нашей жизни – это все время, наше стремление встретить Господа на этом пути, это наше желание увидеться с Небесным Женихом. Эта притча очень ясно свидетельствует нам о том, каким же образом мы можем встретиться с Господом нашим, что для этого необходимо.

Помимо того, что Господа встречают люди благочестивые, а в данном случае в притче говорится о девах, то и самого девства, как высочайшей добродетели, по мысли святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов, недостаточно. Недостаточно потому, что само по себе девство, хотя и является высочайшей добродетелью, но спасительной для человека бывает тогда, когда оно сопряжено с другими добродетелями. И вот преподобный Серафим Саровский, также толкуя это место, говорит: почему те пять неразумных дев не спаслись, проспав возможность получить масло? Да потому, что для спасения человека необходимо, говорит преподобный Серафим Саровский, стяжание благодати Святого Духа. Если у человека присутствует девство физическое и духовное, то это ещё не означает, что он спасён, потому что и в этом состоянии человек может гордиться, а мы с вами знаем, что «гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). И ничто иное, как говорит само Евангелие, как смирение возвышает человека. Посмотрите – нигде не сказано, что к Богу возвышает девство, к Богу возвышает смирение.

Поэтому, дорогие мои, так важно нам на путях нашей духовной жизни осмысленно относиться к тому великому деланию, к которому нас призывает Господь. И в сегодняшнем рядовом чтении мы слышим призыв святого апостола Павла, который говорит:«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетны»(1 Кор. 14, 20). Какие замечательные слова и назидания святого апостола Павла, в которых мы призываемся к тому, чтобы очень благоразумно относиться к нашей короткой жизни, использовав ее для того, чтобы встретиться с Господом. Для этого необходимы не только наши белые одежды, которые мы получаем в Таинстве Крещения и которые неизменно должны сохранять в этой белизне нравственной чистоты, но и стяжать добродетели, главной из которых является молитва.

Вот этот елей, который Господь приводит в притче о пяти разумных и пяти неразумных девах, есть ничто иное, как молитва наша, бодрствование, которое сопряжено с молитвой. Это и есть непременное условие, которое венчает всякую нашу добродетельную жизнь.И если нет молитвы, нет бодрствования, то мы можем, подобно тем пяти девам, проспать встречу с Женихом, можем пропустить тот момент, который важен для нашего спасения. Для нашего с вами спасения важно бодрствование, которое позволит нам вовремя отреагировать на тот или иной жизненный вызов, на ту или иную угрозу по отношению к нам или окружающим нас людям.

Обратите внимание, как воины несут своё служение. Трудно себе представить, что воин, находящийся на страже, пропустит то мгновение, когда ему необходимо отреагировать.Что произойдёт со всей остальной командой, которую охраняет этот воин, стоя на страже?Он погубит и себя, и окружающих людей. Поэтому так важно и в духовном делании каждому из нас бодрствовать, молиться, стремиться к тому, чтобы наши с вами светильники были наполнены елеем нашей молитвы, нашего доброделания.

Вглядываясь в историю и Новозаветной Церкви, особенным образом сегодня вспоминаем праздник, связанный с подвигом великомученицы Софии, её благочестивых детей Веры,Надежды, Любови, 14-ти, 10-ти и 9-ти лет. Отроковицы, которые во II веке были приведены к императору Адриану, и он, всевластный, жестокий человек, в силу своих личных субъективных убеждений погубил жизнь этих людей. И он не обратил внимания на то посвящение, слово об истине, о Христе, он не обратил внимания на добродетельную жизнь этих людей, его не интересовало ничего, кроме личных убеждений. Это стало для него пагубой, а для этих святых дев это стало спасением, потому что они бодрствовали, молились, и их мамочка, великомученица София, сама оставшись вдовой, с самых ранних лет приучала своих дочек к тому, чтобы они бодрствовали и молились, приучала их к тому, чтобы они вели добродетельный образ жизни и были готовы на любой вызов, который мог случиться в их жизни.

И это вызов смерти. Как легко было это этим маленьким девочкам всего лишь сказать, что они принимают язычество, что они готовы принести жертву мнимым богам и всё, их жизнь была бы по-земному благополучна. Они бы не испытывали те жесточайшие страдания, о которых мы читаем в древних мученических актах, отражённых в Четьи-Минеях святителя Димитрия Ростовского, ибо они бы вели благополучный земной образ жизни. Наверное, поскольку они могли бы остаться даже девами, пусть языческими, но делами они жили бы при императорском дворе, он бы почтил их за то, что они почтили его мнимых богов, всё бы было благополучно, но эти маленькие дети пошли иным путём. Но следуя наставлениям мамы и просвещаемые благодатью Святого Духа, знающие силу веры, дарованной им от Самого Бога, они понимали, что для них отказаться сейчас, несмотря на страдания, от Христа, значит приобрести вечную погибель в аду, они это ясно осознавали. И посмотрите, как они, будучи маленькими детьми по возрасту, были мудрыми и благоразумными по своему духовному, умственному и нравственному состоянию.

Как нам всем, людям старшего возраста, не хватает обычного благоразумия, как нам не хватает целомудрия даже в самом широком смысле этого слова, как нам не хватает добродетельности, как мы далеки от нашей способности правильным образом наставлять подрастающее поколение, какие невоспитанные дети растут у нас. Не это ли беда нашей личной жизни, не это ли беда нашего общества? Поэтому мы, духовно и мысленно вглядываясь в образ этих благочестивых девиц и матери их Софии, молитвенно просим о том, чтобы Господь умудрил нас, чтобы Господь даровал нам силу веры, которая была у этих маленьких девочек, чтобы Господь даровал нам мужество, которым мы не обладаем. И любые вызовы, даже не те, которые были перед ними, а самые обычные страсти сокрушают нашу духовную жизнь, поэтому нам не до мучений от каких-то внешних людей, нам бы справиться с самим собой.

Поэтому, дорогие мои, вглядываясь в этот подвиг, нам духовно становится стыдно, стыдно за то, что мы даже отчасти не можем походить на этих мужественных маленьких детей, что мы бываем не способны ни к молитве, ни к добрым делам. Господь, милосердный Отец, терпит, ожидая от нас покаяния, единственного пути, который ещё от нас не закрыт. Поэтому используем возможность к тому, чтобы нам деятельно каяться перед Богом, чтобы нам исправляться в нашей личной жизни, чтобы утром не лениться и направлять стопы наши в храм Божий, а если мы сходили в храм и не можем часто этого делать, то пойти и помочь окружающим людям, хоть в чем-то, проявить хоть какое-то соучастие в их беде, в их нуждах.А если и этого не можем, а можем находиться только дома, то хотя бы произнесение двух слов: «Господи, помилуй», могло бы быть той мерой, которая была для нас покаянием перед Богом.

Поэтому, дорогие мои, будем использовать те минуты, дни, месяцы, годы нашей жизни, которые Господь оставляет нам для того, чтобы мы принесли перед Богом покаяние, чтобы мы неленностно помолились Ему, попросили Его о том, чтобы Господь благословил нас, наших детей, родных и близких, вразумил наши власти, дал мужество воинству нашему, спас наше Отечество. И пусть в этом нам помогут эти великие люди: великомученица София, мученицы Вера, Надежда, Любовь.

Милостью Божией мы от наших благодетелей получили бесценный дар в епархию, который отсутствует в других епархиях.Это очень редкий для всей Вселенской Церкви мощевик с мощами великомучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Редко какая епархия, какой храм может похвастаться тем, что принесены эти мощи.

И вот сегодня мы радуемся тому, что каждый из нас имеет возможность лобызать мощи этих великих подвижниц II века. И во всей Вселенской Церкви со II века почитали этих великих угодниц Божиих, прося их о помощи. И мы сегодня, на этой Божественной литургии, прославляя в день памяти подвига этих великих угодниц, будем о себе просить мужества, молитвы и спасения во Христе Иисусе.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Попразднство Воздвижения Креста, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии