Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

храм святого великомученика Георгия Победоносца,
с. Пригорское, 5 ноября 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы, часто посещая храм и молясь на богослужении, слышим в евангельском чтении от Луки притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 19-31). Каждый раз мы её осмысляем, но понимаем ли мы, отдаём ли себе отчёт в том, что Сам Господь не просто произносит эту притчу, а Сам является её автором? До того, как из уст Божиих прозвучала эта притча, её не было, и Сам Господь нам возвещает в этом иносказании. Поскольку притча является неким мудрым иносказанием, обращённым к нашему сердцу, в этом иносказании содержатся слова истины. И всё, что произносит Бог, есть Истина, поскольку это синоним, поэтому наше восприятие этого иносказания должно быть чрезвычайно благоговейным. И те сведения, которые нам сообщает Господь через это иносказание, в том числе употребляя прямые смыслы, для нас являются прямым указанием к действию.

Мы слышим, как человек, некий богач, имя которого Господь не называет и не считает это нужным, он ничего не знал о духовной жизни, поскольку не хотел этого. Поэтому он находился в богатстве, в роскоши, как мы слышим из уст Божиих, он прекрасно питался и одевался в дорогие одежды. И вот недалеко от его дома находился Лазарь, и Господь называет имя этого человека, хотя он лежал в канаве и кроме собак, которые облизывали его раны, никто к нему не подходил. Обратите внимание, что не только богач этот был занят собой, но и окружающие люди, проходящие по дороге, не обращали внимания на этого человека. Это свидетельство, дорогие мои, того безразличия, которое мы часто встречаем в нашей жизни, когда много людей, а помочь некому.

Вот так случилось, что и богач, и Лазарь, все оказались на том свете, это произойдёт с каждым из нас, причём неотвратимо. И вот богач оказался в том месте, где его поедал геенский огонь, и мы слышим эти свидетельства Божии о том, что он находился в огне, поэтому просит, глядя на Авраама и на Лазаря: «…отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 24). Не может ли это нам с вами указывать на то, что Сам Господь указывает на существование геены огненной, не страшно ли нам от того, что мы можем, подобно этому богачу, даже не находясь в таких богатствах, но в беспечности своей духовной жизни, что является одним и тем же, что и ощущал этот богач, не является ли беспечность наша поводом к тому, чтобы мы оказались вместе с этим богачом?

Поэтому будем, дорогие мои, страшиться нашего беспечного образа жизни, нашего нежелания духовно над собой работать. Можем ли мы сказать о том, что Лазарь был верующим человеком и возносил свои молитвы к Богу, пока был жив? Трудно сказать, и Господь на это не указывает, может быть, и у Лазаря была беспечность в духовной жизни. Но, как объясняет Господь словами Авраама: «…вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25).

Поэтому нам не следует подражать и Лазарю этому несчастному, думать о том, что вот эта крайняя нищета является какой-то величайшей добродетелью. Нет. Но Господь воздаёт, как чадолюбивый Отец, каждому, и та беспечность несчастного Лазаря была вознаграждена тем, что Он, Господь, проявляя любовь Свою к этому несчастному человеку, утешает его. А может быть, вот эта крайняя нищета являлась поводом для целомудренной жизни Лазаря? Господь знает. Но так или иначе, мы видим то, что один находится в лоне Авраама, а другой мучается.

Эта ситуация нам указывает на феномен веры. Как мы становимся, дорогие мои, верующими людьми, является ли то или иное несчастье, какой-то иной чрезвычайный повод к тому, чтобы мы становились верующими? И да, и нет. Нет, потому что так много в нашей жизни несчастий, так много разочарований человеческих, трагедий. Но является ли всё это в совокупности поводом к тому, чтобы человек становился верующим? Нет, в большинстве случаев человек не становится верующим. А более того, так часто бывает, человек в большей степени озлобляется на ту ситуацию и на тех людей, которые являются поводом к его несчастью.

Поэтому слова тех, кто говорит о том, что вы становитесь верующими из-за того, что к чему-то неспособны или боитесь чего-то сверхъестественного, поэтому инстинктивно обращаетесь в религию, является полнейшей чушью. Поскольку вера обретается только желанием самого человека, но это желание человека может быть как в добрых обстоятельствах его жизни, а может проистекать из такого чрезвычайного повода, когда человеку очень плохо. И человек, когда ему очень плохо, открывает своё сердце Богу и говорит: «Господи, помоги мне». Обратите внимание на крайний стих в этой 16 главе Евангелия от Луки, где Сам Господь говорит устами Авраама: «…если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31). Так что внешнее чудо для нас, по слову Божию, не является поводом к обретению веры. Сколько бы чудес для неверующего и не желающего веровать человека не происходило бы, он останется неверующим. В этом природа, феномен и антология веры.

Когда нам говорят, что вот покажите мне чудо, пусть при мне будет воскрешён человек или что-то иное, гора сдвинется с одного места на другое, тогда я поверю – не будет так. Поскольку если человек неверующий, его сердце неспособно воспринять дар веры, то никакое внешнее чудо не убедит его в подлинности того, что происходит.

Искусственным образом невозможно в себе возбудить веру, невозможно заставить другого человека веровать. И религиозная жизнь в наших семьях об этом нам ясно свидетельствует, поскольку бывает так, что муж и жена верующие, а дети нет, и бывает так, что дети верующие, а родители не желают и, бывает, не способны обрести веру. И так люди живут всю жизнь, один верующий, другой неверующий и его ничего не убеждает. И образ жизни верующего жены или мужа не убеждает обратную сторону и какие-либо обстоятельства внешние, даже внешние чудеса, которыми Господь сопровождает духовную жизнь всякого человека. И мы с вами, являясь верующими людьми, знаем, сколько чудес происходит с нами самими и среди окружающих нас людей, нужно просто видеть это Божие чудо. Сказать о том, что Божие чудо нам не нужно, неправильно, поскольку всякое Божие чудо, Божие знамение, укрепляет нашу веру, но оно укрепляет веру тогда, когда эта вера есть в нашем сердце.

Поэтому, дорогие мои, те, кто хочет уверовать, тот уверует. В 17 стихе 7 главы Евангелия от Иоанна так Господь об этом: «…кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7, 17). Кто желает своим сердцем, своим умом, всем своим человеческим естеством обрести веру, то той душе Господь обязательно подаст этот дар веры. А кто не желает этого сделать, то этот камень невозможно сдвинуть никому и даже Самому Богу. Это не значит, что Бог не всесилен, нет, но Бог прежде всего Любовь, чем сила, а любовь никогда не бывает насильной.

Будем молиться о том, чтобы Господь те окаменелые сердца, которые бывают у неверующих людей, превратил в сердца верующие, чтобы и наш образ жизни, наши слова, наши поступки не бывали бы соблазном и подтверждением для людей неверующих, чтобы вся наша жизнь была наполнена тем, чтобы она свидетельствовала о прославлении Господа нашего. Как говорит святой апостол Павел: «…прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Пусть это прославление Божие является содержанием нашей жизни, а эта притча о богаче и Лазаре пусть нас назидает в том, что жизнь каждого из нас обязательно завершится и от нас с вами зависит, где мы будем с вами. Господь каждому из нас желает спасения, Господь каждого из нас ждёт в лоне Авраама, но по нашей злой воле мы можем решить неправильным образом нашу судьбу.

Поэтому будем искренне молиться, будем благодарить Бога за то, что Господь дал нам величайший дар, равному которого нет – это дар веры, что Господь даровал нам всё необходимое для нашего спасения и это всё необходимое содержится в жизни церковной, что мы способны получать от Бога прощение грехов ещё при жизни, мы способны становиться сотелесниками Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, принимая в уста свои благоговейно Тело и Кровь Христовы. Мы в этой жизни, и не потому, что так говорят сектанты, а потому, что это есть реально в нашей духовной жизни, ещё не умерев, уже бываем гражданами Царствия Небесного. Находясь в храме Божием, молясь соборно, мы стоим перед Престолом Божиим, который на Небе, мы уже спасены во Христе Иисусе, как об этом говорит святой апостол Павел, этого не нужно стесняться. Но эта наша спасенность здесь пока не утверждена, она будет утверждена лишь только тогда, когда мы в Боге обретём спасение, когда мы будем Христовы всем нашим человеческим естеством.

Пусть это наше стремление к тому, чтобы быть с Богом, будет таким сильным, что уже сейчас, в этой нашей короткой жизни, сердцем нашим будем понимать, что нет ничего более счастливого в нашей жизни, чем пребывание с Богом, нет ничего более желаемого, как только то, чтобы мы и близкие наши, родные, община наша была с Богом.

Благодарение Богу, что вот мы 25 лет молимся на этом благословенном Свято-Георгиевском Приходе. Благодарение Богу за то, что здесь выросло несколько поколений православных христиан, это дорогого стоит. А сколько людей, которые молились в этом храме, ушли в путь вечной жизни, и вы были свидетелями этим людям и провожали их. И они сейчас с благодарностью относятся к вам там, находясь в Царствии Небесном, потому что вы все молились и все спасались вместе. Поэтому и нас с вами когда-то будут провожать на том или ином Приходе, и наш гроб с нашим телом будет когда-то стоять. Дай Бог, чтобы это было именно так, чтобы все мы вместе, одной христианской семьёй, провожали бы друг друга, надеясь на то, что мы скоро увидимся и вот так, у Престола Божия, будем стоять все вместе там, в Царствии Небесном. Может ли быть что-то более счастливым? Нет.

Поэтому с благодарностью Богу, с надеждой на то, что Господь простит нам грехи и дарует нам Царствие Небесное, будем продолжать совершать наши труды. И пусть не только двадцатипятилетие нашего Прихода, но и пятидесятилетие милостью Божией встретили бы мы, если Господь благословил бы нам это. И с радостью, так же, как и сегодняшний день, прославляли бы Бога и желали всем самого главного в жизни – Царствия Небесного.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 22-ю по Пятидесятнице