Слово митрополита Исидора в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 24-ю по ПятидесятницеСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 ноября 2023 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В прошлый воскресный день мы осмысляли событие исцеления Гадаринского бесноватого (см. Лк. 8, 26-39). В продолжение этого события, о чём повествует 8 глава Евангелия от Луки, Господь вернулся из Гадаринской страны в Свои родные пределы, в которых Его ждало множество народа, где Он был известен и почитаем (см. Лк. 8, 41-56).
И приступил к Нему начальник синагоги по имени Иаир, о котором мы слышим сегодня в воскресном евангельском чтении. Этот человек, который не верил в то, что Господь пришёл на землю и что Иисус есть тот Самый Мессия избранный, в силу того, что его отцовское сердце было переполнено любовью к своему чаду, возвещает Господу о своей беде. Его единственная дочь очень тяжело заболела и находится при смерти, и никакие возможности, которые были у старейшин иудейских и доступны этому знатному человеку, никакие лекарства, ничего не помогало. Он возвещает об этой беде Человеку, Который ходит в окружении учеников, поскольку, как начальник синагоги, наверное, слышал о каких-либо чудесах. Во всяком случае о чуде в Кане Галилейской он мог слышать и о прочих чудесах, которые совершал Господь. И он, как к последней надежде, обращается к Богочеловеку Христу, не понимая, что перед ним находится Живой Бог. Но Господь, видя маловерие Иаира, не совершает немедленно Своё Божественное действие, чтобы на расстоянии исцелить эту умирающую маленькую девочку, Он позволяет совершиться естественному ходу вещей, как это и бывает в нашей жизни. Но это Он делает не для того, чтобы посрамить надежду Иаира, Он это делает для того, чтобы укрепить его в вере и через чуть большее горе произвести большую славу Божию.
Это не значит, дорогие мои, что Господь стремится к тому, чтобы нас постигали большие горести для того, чтобы явить как-то славу Своей Божественной силы. Нет, Он действует Своим Промыслом в отношении человека таким образом, чтобы принести ему пользу – это главная установка, которой Господь промышляет о всякой судьбе человека. И вот Иаир, который не верил в Божественное достоинство Богочеловека Христа, становится свидетелем исцеления кровоточивой женщины, которая, как мы слышали, 12 лет тяжко болела и ничто тоже ей не могло помочь. Но её прикосновение к одежде Спасителя и обнаружение её искренней веры в Бога, которые она исповедовала перед всеми людьми, как поясняет евангелист, укрепила веру Иаира.
Но с этим укреплением веры большая беда настигла Иаира: его ближайший помощник сообщил, что его дочь умерла. И горе человека, исчезновение всех надежд, когда не на кого больше надеяться ему – всё случилось. Но Господь, как это поясняют святые толкователи, упреждает Иаира совершенно отчаяться. Он говорит: «…не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52). Конечно же, в силу маловерия этого человека и неверия окружающих людей, всё это было поднято на смех, потому что все были убеждены, доказательно видели, что эта девочка умерла, отдала Богу дух. Но Господь в этой крайней ситуации и, может быть, видя глубину сердца этого начальника синагоги, понимая, что он не потерял веру, где-то в глубине своей души надеется, что что-то возможно произойдёт, ведь только что кровоточивая женщина, неисцелимо больная, была исцелена, так, может быть и мне явится Божие чудо, Он не посрамляет веру Иаира. Он приглашает Своих ближайших учеников Петра, Иакова, Иоанна и родителей девочки в богатый дом начальника синагоги, просит Иаира всех остальных людей выдворить со двора этого дома, тем самым указывая на то, что не всякий человек, особенно человек, способный хулить Бога, имеет возможность видеть чудо Божие.
Это очень важно, дорогие мои, для нашего с вами религиозного чувства и того, что Господь являет Свои Божественные тайны не всякому человеку, а только тому, кто способен воспринять Божественную тайну. Чудо не происходит на всяком месте перед всяким человеком, а только там происходит чудо, где оно способно укрепить веру человека. И ни в каком ином месте, ни при каких обстоятельствах, никакое чудо Божие не происходит. Это тоже должны мы знать и постигать нашим опытом веры.
И Господь говорит лежащему мёртвому ребёнку: «…девица! Встань», и Божиим повелением душа ребёнка возвращается в ещё не остывшее детское тело. Девочка встаёт, и Господь намеренно предлагает ей поесть для того, чтобы родители убедились, что это не призрак, что реально человек был воскрешён. И тогда родители и ближайшие ученики, конечно же, удивились, поскольку всякому человеческому сознанию невозможно видеть сверхъестественное явление, особенно невозможно его понимать тем, у кого в сердце нет места для Бога.
И Господь укрепляет в вере начальника синагоги, назидая и нас, дорогие мои, в том, что мы никогда не должны терять упование на Бога, даже если мы являемся неверующими людьми, но ищущими Бога, мы должны всегда, пусть не сердцем нашим, которое бывает каменным, то хотя бы сознанием нашим, нашим умом, обращаться к Богу, говоря: «Господи, если Ты есть, помоги мне, пусть я неверующий человек, пусть я человек не церковный, не религиозный, но, Господи, вот сейчас у меня такие тяжёлые обстоятельства, тяжелейшее горе, Ты помоги мне, укрепи меня в вере». И это будет подражание начальнику этой синагоги, чудо которого произошло и совершено Господом.
И мы сегодня воспринимаем нашим умом и нашим сердцем это Божественное чудо для того, чтобы в нашей жизни всегда возлагать наше упование на Бога, при любых обстоятельствах. Так часто бывает, дорогие мои, что не только в ситуации безверия, нежелания знать Бога, но особенно тогда, когда нас посещают радостные минуты, какое-то личное семейное счастье, мы, к сожалению, забываем о Боге, думаем лишь только о самих себе и о том, сколько мы приняли участие в этом нашем человеческом счастье.
Псалмопевец Давид, мудрый человек, назидает нас: «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2, 11). В этих мудрых словах содержится то важное, что должно сопровождать нашу личную веру в Бога – это добродетель смиренномудрия. Мы всегда, опираясь на этот глубокий Божественный дар, должны понимать, что Господь всегда слышит нас, что Господь, даже если мы ведём нечестивый образ жизни, но обращаемся к Нему, Он всё равно слышит нас. Он всё равно готов протянуть нам Свою Божественную помощь, лишь бы мы не отчаивались, лишь бы мы избрали путь добра. Поэтому, когда нам плохо, мы не должны делать себе ещё хуже, мы не должны пробивать дно злобы и отчаяния, мы должны устремить наш взгляд в небо.
И пусть в подражание этому начальнику синагоги Иаиру, мы будем всегда обращаться к Богу. Благочестивые и неблагочестивые, верующие и неверующие, все мы должны обращаться к Богу, потому что только в Нём упование, только в Нём наша надежда, в Нём смысл нашей жизни. Ведь Он есть для нас путь, истина и жизнь, Он для нас та самая великая надежда, опираясь на которую, мы можем говорить словами святого апостола Павла, которые мы слышали сегодня в послании к Ефесянам: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). И поскольку Господь через святого апостола Павла возвещает нам об этом, будем понимать наше не только духовное, наше природное родство Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, чтобы в этом уповании всегда черпать нашу надежду и более того, черпать более глубокие, совершенные явления в нашей жизни, к коим относится любовь.
Пусть любовь и будет тем совершенным чувством, которое мы проявляем по отношению к Богу, к ближним и к Отечеству нашему.
Аминь.