Обновления

Слово Архипастыря в день памяти апостола Андрея Первозванного

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово Архипастыря в день памяти апостола Андрея Первозванного

13 декабря 2023 года,

храм в честь святого апостола Андрея Первозванного в Минской области, являющимся приходом Смоленской епархии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, одного из 12-ти апостолов Христовых, мы слышим евангельское чтение от Иоанна (Ин., 1, 35–51.). В этой главе Евангелия от Иоанна повествуется о том, как Господь призывал святых апостолов к служению.

Обратите внимание,  это краткое повествование содержит очень глубокие изменения в жизни в судьбе человека. Не было никаких уговоров и разговоров, не было хождений и знакомства с родственниками. В чем были, в том и пошли за Христом, не возвращаясь домой. Не это ли Божия благодать, с одной стороны и с другой стороны – способность человека немедленно отозваться на призыв Божий? Как важно, чтобы таким качеством обладали все мы, когда касается это дело того, чтобы нам подчиниться тому или иному верному приказу. Но и помимо вот этого повествования апостольского призвания, мы слышим сегодня из Первого послания к Коринфянам апостольское изъяснение, суть самого апостольского служения. Так святой апостол Павел христианам Коринфа и говорит: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор., 4,9). Это самоуничижение апостольское свидетельствует не о том, что святой апостол Павел хочет вызвать у христиан какие-то обратные чувства, которые могли бы вызвать ощущения смиренничества со стороны апостола, нет. Апостол, уничижая своё служение и свидетельствуя о смирении своего сердца перед Богом, на самом деле обличал коринфских христиан в том, что они начали не просто что-то измышлять своё, а перестали видеть в святом апостоле Павле того авторитетного человека, того духовного наставника, которого они должны были видеть, как они это видели первоначально. Поэтому апостол Павел и заключает: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор.4,15).

Эти смыслы, которые святой апостол Павел предлагает в этом Послании, указывают на саму суть этого апостольского служения, связанного с полным самоотвержением, с тем, что мир ненавидит и Христа, и Его учеников. Апостол Павел часто в Святых Посланиях указывает на то, что и его как посланника Божия мир тоже не любит. А почему не любит мир? Потому что, по слову Христа, мир любит своё. Но это своё не сопрягается с Божиим. Чем за занят мир сам по себе? Поисками удовольствия, поисками комфорта и благополучия, но Божие часто не совпадает с этим. Более того, Божие превосходит это все человеческое, временное. Поскольку назначение всякого человека состоит не в том, чтобы приобрести какое-то личное, земное счастье. Назначение всякого человека более совершенно. Человек призван к тому, чтобы наследовать Царствие Небесное, то есть, получать более совершенное счастье жизни в Боге. А там, где жизнь в Боге, там, где эта Божественная радость и любовь, там и человеческому счастью найдётся то нужное место и то нужное пространство, которое оно и должно занимать, и не более того.

Поэтому апостольское служение, связанное с самоотвержением, является очень тяжким крестом, который несёт всякий служитель. И служитель Божий, и служитель человеческий. Особенным образом мы обращаем внимание на воинское служение, поскольку и служение воина связано с тем, что ему часто приходится делать то, что делают все остальные люди в миру. Воин призван исполнять воинский устав, а это во многом не совпадает с теми целями и задачами, которые преследуют часто мир с теми ценностями, которыми руководствуются люди, живя в мире. В этом всякий воин испытывает определённое противоречие. С одной стороны, он живёт по воинскому уставу, но вне пределов исполнения своей воинской службы его ждёт совершенно другая жизнь. Задача всякого христианина, верующего воина, состоит в том, чтобы не просто сопоставить эти две реальности, духовную и светскую, а правильным образом ценностно расположить одно выше другого. Тогда, когда этот ценностный ряд будет совершенно правильным образом расставлен, то и в жизни такого воина, так же, как и всякого человека, будет все на своих местах. Сначала воинское служение, потом семейный долг и какие-то иные важные духовные ценности, а потом уже все мирское.

Дорогие воины, очень важно, чтобы мы с вами подражали нашим подлинным наставниками, из которых, на самом деле, не так много настоящих отцов, то есть, тех духовно авторитетных людей, которые должны быть в жизни всякого человека. Наша задача – окружить себя и следовать примеру подлинных наставников, тех, которых можно даже и назвать отцами, которые помогают в духовной жизни, протягивают руку помощи, укрепляют дух человека. Очень важно это и в воинском служении. Поэтому, дай Бог, чтобы командиры наши осознавали свою высочайшую ответственность по управлению военнослужащих, поскольку от их духовного состояния, от их нравственных качеств зависит очень многое и в отношении подчинённых им военнослужащих, поскольку подчинённые обязаны выполнять приказы своего командира. Как важно, чтобы командир руководствовался самыми высокими благородными чувствами, среди которых любовь к Богу, любовь к Отечеству и любовь к ближним.

Поэтому, дорогие мои, мы все, священнослужители, миряне, воины, должны подражать нашим наставникам, среди которых великим наставником является святой апостол Андрей Первозванный, который, по древнему церковному Преданию сходил и в скифские земли. Существует такое церковное народное Предание, что святой апостол Андрей дошёл до пределов Великоновгородских. Этот путь мог быть совершаем только по реке Днепр, на котором находится Смоленск, откуда мы и приехали. Поэтому для нас важна память этого великого угодника Божия, одного из двенадцати апостолов, который первый откликнулся на Божий призыв. Поэтому он и носит титул Андрей Первозванный. Именно он, Андрей, как мы слышали, в первой главе Евангелия от Иоанна и привёл Петра ко Христу.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы подражать нашим великим наставникам. Пусть святые угодники Божии, которые своею жизнью и, как говорит святой апостол Павел, не только жизнью, но и своей кончиной, своим мужественным шагом ради Христа, подтвердили подлинность своей веры, подлинность любви к людям, подали нам лучший, высочайший пример следования не только за Христом, но и исполнения своего служебного долга. У апостола Андрея был свой служебный долг. Он был учеником Христовым, благовестником. И у нас с вами, у священнослужителей, у воинов существует свой долг перед Богом, перед Отечеством, перед людьми.

Пусть каждый из нас несёт свой долг со всем самоотвержением, со всем упованием на то, что подаст в нашей жизни Господь на те силы, которые нам трудно самим взять у себя. Для этого есть Господь, и Господь способен подавать каждому из нас силы. Пусть каждый из нас, дорогие мои, обращается к Богу, чтобы просить эти силы, просить благословения на свои труды, просить благополучия семьям вашим, просить здоровья, просить у Бога того, чтобы Господь помог каждому из нас совершить своё служение Ему и ближним. Пусть ваше воинское служение будет наполнено теми созидательными трудами, которые свидетельствуют о том, что вы любите Бога, что вы любите Отечество, что ваша офицерская и солдатская служба является богоугодной. Она будет богоугодна, если мы проверяем нашу жизнь с Евангелием, если мы деятельно проявляем нашу любовь, если мы стремимся к тому, чтобы подрастающее поколение выросло в любви к Богу и к Отечеству.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово Архипастыря в день памяти апостола Андрея Первозванного