Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 24 декабря 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Неисчерпаемы по своему глубочайшему смыслу притчи, произнесённые Господом нашим Иисусом Христом. И сколько бы мы раз ни слушали каждую из этих притч, каждый раз мы почерпываем что-то новое. Это связано и с глубиной той мысли, которая Господом заложена в осмысление той или иной притчи, и с тем, что в духовной жизни не бывает статики, духовная жизнь всегда динамична. И если мы не восходим к Господу, значит мы падаем в бездну нашей погибели. Невозможно в духовной жизни остановиться либо вверху, либо внизу без задержек.

Поэтому и в данном случае мы вновь, слыша притчу о званных на вечерю (см. Лк. 14, 16-24), понимаем, что эти званые люди, которые господином приглашены на праздничную трапезу, никто иные, как очень успешные люди. Их по именам знает господин этой трапезы, они самостоятельные в своих пожеланиях, они способны решать свои проблемы, потому что у кого-то в собственности большое поле, за которым он ухаживает, и оно, безусловно, приносит для него доходы, возможности выполнять какие-то свои пожелания, мечты, быть обеспеченным, проводить комфортный образ жизни, у кого-то большое поголовье скота, все они, одним словом – успешные люди. А кто-то очень счастливо женился, так что и время ему не хочется теперь тратить ни на кого более, как на ту красивую, любимую жену, с которой дорога каждая минута.

А тут господин по какому-то поводу приглашает этих людей именитых к себе на эту праздничную трапезу. И логика вещей наталкивает нас на то, что эти люди должны были принять участие, ведь их пригласили, это великая честь. И там бы они продолжили своё веселье, там бы они могли пообщаться друг с другом и, может быть, решить большие проблемы, те, которые заботят их. Но нет, они отрицают саму возможность соучастия в этой вечерней трапезе, они надеются на самих себя.

Вот и в духовной жизни, дорогие мои, так часто у нас с вами бывает, когда мы надеемся на тот образ мыслей, которым руководствуемся. Мы полностью полагаемся на ту схему размышлений, которая иногда не превосходит тот образ мыслей, которым мы руководствуемся. Нам спокойно бывает от каких-то простых логических размышлений по отношению к себе, окружающим людям. Мы поэтому очень легко расставляем акценты в нашей жизни, не напрягаясь, точно знаем, что вот эти люди хорошие, а вот эти плохие, вот этим обстоятельствам и целям нужно следовать, а от чего-то нужно отказаться. Одним словом, нам свойственно очень комфортно определять ту свою жизнь, в которой мы достигаем определённого человеческого счастья. Но вера в Бога заставляет нас всё время заглядывать за горизонт нашего комформизма, вера в Бога заставляет нас изменить что-то в своей жизни, преодолеть тот или иной комформизм, попытаться на себя взглянуть со стороны и иногда это делать очень критично.

Подобно тому, как те люди, которые были званы на этот ужин, мы с вами никак не можем заставить себя начать вести духовный образ жизни. Мы всё время, даже пребывая в определённой религиозности, думая, что теперь мы точно находимся на пути нашего спасения, на самом деле стремимся жить без духовного напряжения. Без того, чтобы критично вглядываться даже в отношении себя на том пути, на котором, нам кажется, этот путь спасителен. И когда так бывает, дорогие мои, тогда возможно никакого спасения в нашей жизни и не происходит. Может быть, мы духовно гибнем, считая, что духовно спасаемся. Это очень важное для нас с вами замечание, которое Сам Господь предлагает для того, чтобы мы не успокаивались на пути нашего духовного делания, чтобы всё время мы проявляли духовное трезвение по отношению к самим себе. И обращая внимание на эту притчу, произнесённую Господом, мы должны точно сопоставить те высокие смыслы с тем образом жизни, который мы с вами ведём.

И если мы с вами духовно успокоены, если мы пребываем в духовном комфорте, то должны этого убояться, поскольку это может быть заблуждение наше. Может быть, это проявление нашей духовной слепоты. А для того, чтобы нам избежать этой духовной слепоты, мы должны просить Господа о смиренномудрии, мы должны просить Господа открыть всю глубину нашего падения, которую видит Господь, но часто не видим мы. И правильное осмысление того, что на самом деле каждый из нас является званым на эту духовную вечерю, на которую приглашает нас Господь, мы должны ясно осознавать, что, являясь званым, а значит, имея высокую честь к тому, чтобы быть призванным ко спасению, возможно, нас может постигнуть злая участь, поскольку много званых, но мало избранных. Каждый из нас должен стремиться к этому Божиему избранничеству.

Святой апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит нам о том, что нам необходимо для того, чтобы точно осознавать ясность пребывания на пути спасения (Кол. 3, 4-11). Это следование духовному пути, отвергающему всякую страсть, всякую нечистоту духовную, это стремление к постижению любви к Богу и к ближним, это самоуничижение себя в грехах ради того, чтобы духовно возродиться для новой жизни.

Поэтому, дорогие мои, очень важно, чтобы каждый раз, ежедневно, мы поверяли нашу совесть с Евангелием, чтобы мы всё время сомневались, спасаемся ли мы или нет, чтобы вот это избранничество в конечном счёте стало надёжным оплотом нашего спасения.

Пусть эта мудрая притча о званых на вечерю даёт нам возможность для нашего духовного трезвения. Чтобы мы вновь и вновь в наших сердечных молитвах к Богу, в нашем покаянии перед Богом, особенным образом тогда, когда мы с вами присутствуем на Таинстве исповеди и священник, как свидетель, слышит наше исповедание грехов и по воле Божией, имея власть на то, читает над нами разрешительную молитву, когда мы приступаем к Божественной вечерне, Божественной трапезе, Святой Евхаристии, принимая Тело и Кровь Христовы, будем всё время просить Бога о том, чтобы Господь избавил нас от духовной слепоты, чтобы Господь позволил увидеть всю глубину на нашего с вами падения перед Богом, чтобы Господь даровал нам искреннее, сердечное покаяние, для того, чтобы быть не только зваными, но избранными во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец