Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, великомученика Феодора Тирона

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, великомученика Феодора Тирона

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся,
великомученика Феодора Тирона

Храм Воскресения Христова Словущего,
г. Смоленск, 23 марта 2024 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья сестры! Сегодня, в день памяти сорока Севастийских мучеников, мы с вами слышим евангельское чтение от Матфея, в котором нам предлагается осмыслить слова Господа в произнесённой Им притче о хозяине виноградника, который равным образом раздал по монете тем, кто пришёл в ранний час трудиться в виноградник и тем, кто пришёл в последний, в одиннадцатый час, как об этом говорит Евангелие (см. 20, 1-16). Но хозяин виноградника одинаковым образом оценил этот труд. Хозяин виноградника сам объяснил, почему он так поступил: он это сделал, потому что он – хозяин, и равным образом может сам оценивать труды и того, кто пришёл в первый час, и тех, кто пришёл в одиннадцатый час.

Господь указывает нам через мудрость этой притчи на безмерное человеколюбие Божие к человеческому роду. Но, несмотря на это, Господь произносит грозные слова: «…много званых, а мало избранных» (Мф. 22, 14), то есть все, каждый из нас призван. И очень трудно человеку осмыслить эти, как будто бы, простые, ясные слова. Но сегодняшняя память сорока Севастийских мучеников очень хорошо изображает и помогает осмыслить эти слова Господни. Мы с вами встречаемся историческим событием и нам известны все сорок имён этих мучеников, поскольку они были римскими воинами и там очень хорошо вёлся учёт несмотря на то, что это было в самом начале 4 века, в 313 году. Мученические акты сохранили нам имена этих святых угодников божиих, которых сегодня мы будем в отпусте Литургии поминать поимённо.

Эти воины, родом из Каппадокии, проходили своё служение в Севастии, это нынешняя Армения. Будучи еще молодыми людьми, они уже были заслуженными воинами, имели множество побед и, соответственно, наград. Поэтому власть их очень хорошо ценила, также их очень ценил верховный военачальник той области, которого звали Агриколой. Он по повелению Лициния, который царствовал иной половиной Византийской империи (первой половиной империи правил император Константин), начал гонение на христиан, и, как и другие начальники в этой части империи всячески уничтожали христианство. Поэтому потребовалось исповедничество и со стороны этих сорока мучеников, которых принуждали приносить жертвоприношения языческие. Но, поскольку они были православными христианами, будучи воинами, способными проявить мужество, они не соглашались на это, хотя им обещали великие блага, награды и почесть. Ничто их не прельщало, потому что они по-настоящему были верующими. И когда дело дошло до мучений, то и здесь они не отказались от того, чтобы принять добровольно эти мучения и не отказаться от Христа. Отказаться было очень легко: просто нужно было бы произнести слова, что я не христианин, отказываюсь от того, что я верующий человек. Очень просто, но они избрали совершенно иной путь мученичества, путь подвигов, путь смерти.

Но при этом кажущийся путь смерти для них был источником жизни, потому что там, где Бог, там и жизнь, там, где глубокие смыслы добра, там и правильный выбор человека. И они сделали этот правильный выбор свой, пошли на мучения, которые были настолько тяжки, что до нас дошли лишь некоторые сведения. А сведения таковы, что их в эту морозную ночь, совершенно обнажёнными, вывели на замёрзшее озеро. Они стояли на льду, а рядом специально мучители растопили баню для того, чтобы всякий «покаявшийся», мог немедленным образом молча сойти с этого льда и посетить ее. И так произошло с сороковым из них, который подбежал к этой бане, не выдержав мучений. И как только он пересёк порог, как об этом свидетельствуют мученические акты, документы, то тут же умер. Умер потому, что Господь так распорядился. А далее ведь произошло чудо: тот предатель в первом часу ночи убежал, а в третьем часу озеро превратилось в светящееся тёплое вещество, в котором было комфортно пребывать этим мученикам. Но этот комфорт был временно укреплявший их к будущим мучениям. И один из воинов, который охранял их, видя, что над всеми тридцатью девятью есть нетварные венцы, светящиеся над головой, сказал себе: «я тоже христианин, я хочу присоединиться к этим мужественным людям для того, чтобы, видя это прямое присутствие Божие, мне самому бы стать причастником славы Божией». Он так и сделал, и мучители на утро увидели сорок мучеников, в том числе и того сорокового, который присоединился к этим тридцати девяти. Мучители, конечно же, продолжили свои мучения, перебили голени у этих сорока воинов и повезли их на телегах на сожжение.

Этот очень замечательный случай важен еще и тем, что обращает наше внимание на то, что когда самый молодой из присутствовавших там воинов проявил определённую слабость по молодости, то рядом с ним  каким-то образом оказалась его мать. И, видя телеги, на которых увозили тела этих воинов и то, что юноша не поспешает, поскольку у него перебиты голени так же, как все прочие не может идти, но при этом желая того, чтобы и он не избежал мученического венца, она взвалила его на свои плечи для того, чтобы нести до окончательного места мучения. Удивительный случай, который противоречит всем возможным материнским инстинктам. Но речь идёт не об инстинктах, а речь идёт о совершенной любви матери к своему чаду. Эта совершенная любовь матери заставила её поступить так, чтобы её сын не отрёкся от Христа, а последовал за своими собратьями в этот удивительный Промысл Божий.

Так что и с того 4 века мы вспоминаем это событие. И для нас с вами важно осмыслять это событие в нынешнее время, когда все мы нуждаемся в том, чтобы среди нас присутствовали герои духом, когда мы нуждаемся в том, чтобы мы смело исповедовали Христа, следовали бы своим принципам жизни, в том числе в любви к Отечеству. Чтобы нас эта любовь к Богу и Отечеству понуждала к тому, чтобы нам совершать подвиг, как его совершили эти сорок Севастийских мучеников и прочие воины, пострадавшие Христа ради, в том числе великомученик Георгий Победоносец и прочие. Это и те воины, которые до наших дней совершали свои подвиги в годы Великой Отечественной войны. А разве наш выпускник Смоленской Военной Академии Александр Прохоренко не такой же подвиг совершил? А мученик воин Евгений Родионов разве не этот же подвиг совершил? А разве нынешние герои Отечества, даже те, о которых мы не знаем, но те, которые сейчас куют победу нашего Отечества над нацизмом, разве они не такой же подвиг совершают? Именно сила человеческого духа, укрепляемая благодатью Божией, способна совершать подобные поступки.

Человек сам по себе немощен, слабый, неспособен к доброму без помощи Божией. Это нужно усвоить всем нам, каждому из нас, священнослужителям и мирянам. Когда мы чувствуем слабость свою, когда мы чувствуем недостаточность мужества, мы непременным образом должны призывать Бога себе в помощь. Мы непременным образом должны обращать внимание на тот подвиг, который совершают окружающие люди. Иногда этот подвиг они совершают не напоказ, не для того, чтобы о них говорили, вспоминали, они вообще об этом не думают. Они думают о том, чтобы быть исполнителями правды. Даже иногда, будучи неверующими людьми, нерелигиозными, не знающими православных и иных традиционных религий, эти люди совершают свой подвиг, потому что они за правду в своей жизни и за правду тех людей, ради которых они совершают этот свой подвиг.

Поэтому, дорогие братья и сестры, уважаемая молодёжь, нам с вами очень важно усваивать этот урок мужества этих Севастийских мучеников, прославленных воинов, молодых людей. У них была перспектива комфортной воинской жизни, языческая власть предлагала им почести, благо, возможность безбедной жизни, но они избрали нечто иное, что невозможно измерить никаким богатством, никакой властью. Они избрали Христа, потому что это и есть самое подлинное богатство, которое невозможно изъять у человека, если он владеет им – это вера в Христа.

Поэтому будем стремиться к тому, чтобы нам с вами приобрести главное богатство этой в жизни короткой, иногда неяркой совершенно, безрадостной. И этим богатством является вера в Бога. Поэтому будем понуждать себя к тому, чтобы наше сердце задумывалось о Боге, будем напрягать свои силы к тому, чтобы быть служителями правды. Это касается всех нас: священнослужителей, мирян и людей воинского достоинства. Ведь от воинов, как от мужественных людей, мы ждём тех героических поступков, благодаря которым наше Отечество будет безопасно и в нём будут проживать счастливые люди. Так что всем нам требуется эта помощь. Но возможно её прибрести, когда мы сами молимся Богу, когда мы соборно взываем к Богу, когда мы бываем все вместе. Вот когда мы все вместе, когда у нас есть возможность учиться друг у друга, подражать лучшим представителям друг друга, тогда мы можем приобрести это мужество.

Поэтому, взирая сегодня на подвиг сорока Севастийских мучеников, молясь им поимённо, а вы очень легко можете узнать их имена, дорогая молодёжь, будем просить себе мужество героизма, стойкости. Будем просить себе искреннего покаяния, которое является основой всякой духовной жизни, основой веры. Будем, приобретя это мужество, исполнять волю Божию так, как её исполнили сорок Севастийских мучеников, чтобы нам не бесполезно прожить нашу жизнь, чтобы любовь была главной действующей силой в нашей жизни, а мужество и героизм были главными орудиями, которыми мы с ней приобрели бы жизнь вечную. И наследовав эту жизнь вечную, были бы примером для иных людей, которые так нуждаются в том, чтобы мужество и героизм всегда были в нашей жизни.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, великомученика Феодора Тирона