Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 4-ю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника,
преподобной Марии Египетской

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 14 апреля 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь вновь предлагает нашему осмыслению евангельскую историю об исцелении немого бесноватого юноши, который, как нам сообщает Евангелие от Марка, был с детства подвержен воздействию злых духов. И сам отец с мольбой обращается к Спасителю, чтобы Он, Бог, прекратил эту напасть. Мы ничего не знаем о том, какова причина того, что этот юноша стал бесноватым, но в этом обращении Господа ко всем людям, окружающим Его, Его Божия скорбь: «…о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9, 19). Это свидетельство того, что Господь долготерпелив, он милосердствует над родом человеческим, в том числе над этим юношей. И причиной того, что с нами происходит несчастье, является в том числе и подверженность нами воздействию злого духа, наше неверие, как Сам Господь на это указывает, и неверность Его заповедям, ведь неверность и развращённость есть прямое свидетельство нарушения нами Божиих заповедей.

Поэтому всё это является теми условиями, которые делают возможным для духов злобы поднебесной входить в нас. И вот это не случайные слова, которые Господь сообщает Своим ученикам, недоумевающим, почему им, Его ближайшим ученикам, которым дана была от Бога сила, в том числе, не только изгонять бесов, но и воскрешать мёртвых, прощать согрешения в Таинстве Исповеди, невозможно было изгнать бесов из этого юноши. И Господь говорит им эти слова: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). И это закон духовной жизни, дорогие братья и сестры.

Об этом духовном законе рассуждает священномученик Григорий (Лебедев): «В чем значение молитвы и поста? Очевидно, молитва переключает человеческий дух в сферу Божественной силы, а пост утончает материальное и содействует лучшему переключению. Итак, если хочешь успеха в своем христианском пути, если хочешь побед, а не поражений в борьбе со злом, если хочешь радости достижения, а не потерь унижения и скольжений на одном месте, если хочешь ощущать всегдашнюю Божию помощь, а не безрадостную никчемность и оставленность — берись за подвиг. Подвигом веры и подвигами молитвы и поста поразишь зло, и Божия сила будет ощутимо с тобой. (Сщмч. Григорий (Лебедев). Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления. Толкования на Мк. 9:28).

Мы бываем подвержены влиянию зла и зло действует через нас. Очень проявилось это действие зла в тех людях, которые, может быть, не желали бы его совершать, как мы говорим, «на трезвую голову», но совершили этот теракт в Крокус Сити. Не это ли есть яркое подтверждение тому, что мы бываем подвержены воздействию злых духов и совершаем то, что в иных обстоятельствах мы бы никогда не совершили, удивлялись бы тому, как вообще человек может быть таким злым.

Но помимо личных нравственных качеств, мы должны ясно понимать, что через нас бывает способна действовать сила духовная. Если мы обращаемся к Богу, если мы Его просим дать нам силу, значит в нас действует сила Божия. А если мы обращаемся, что является не просто крайне неразумным, а губительным для нашей духовной жизни и для нашей вечной участи, к силам злым, то, значит, мы бываем орудием в руках этих злых сил. Поэтому не дай Бог никому из нас обращаться к этим злым силам, не дай Бог кому-то из нас применять те средства, которые так легко доступны в мирской жизни. Речь идёт о таких вещах как гадание, как приворот, как наше обращение к этим злым носителям духовной силы, чтобы они что-то нарушили у окружающих людей или что-то, наоборот, сделали «благого». Всё это не может остаться без духовных последствий. Поэтому если у кого-то из нас было когда-то обращение к подобного рода гадателям, это немедленно нужно исповедовать в Таинстве Исповеди для того, чтобы закрыть ту возможность духовного входа злых сил в душу человеческую. Самой благодатью Божией закрываются эти входы, мы ограждаем себя силой Честнаго и Животворящего Креста, той силой, которой Господь совершил наше спасение на Кресте. Поэтому никогда мы не должны обращаться к этим злым силам. А в той ситуации, когда она, к сожалению, укоренилась в нашем не добром сердце, мы должны с мольбой к Богу просить, чтобы Господь избавил нас от этой напасти.

Обратим внимание на состояние нашего сердца. Вот уже прошла половина Великого поста. А в каком духовном состоянии пребывает наше сердце? Желает ли оно окружающим людям блага, добра, благоденствия, духовного спасения, а может быть, у кого-то у нас в глубине сердца закрылась какая-то зависть, может быть недоброе пожелание к тому или иному человеку? Всё это является проявлением злых сил в нашем сердце, мы должны с вами искоренять это зло из себя, желая окружающим людям только добра. И лишь исполнение воли Божией, которая, в том числе, сопрягается с воинским долгом, наше служение Богу и Отечеству и ближним, могут быть той мерой и тем путём, который нас напрямую сталкивает с противодействием внешним злым силам. Всякий христианин в своём духовном делании должен противостоять внутреннему духовному злу.

Почему, спрашиваем мы себя, Господь не дал святым апостолам, ближайшим ученикам, ту силу, которая из этого бесноватого немого юноши изгнала бы бесов? Почему они вынуждены обращаться к своему Божественному Учителю со словами: «почему мы не могли изгнать его?» (Мк. 9, 28). Да потому, что всякому из нас, в том числе ученикам Христовым, важно было тогда понять, а нам сейчас важно это понимание, что не своими силами и не своими личными добродетелями, достоинствами совершается через нас сила Божия, а только Самим Господом. А мы бываем лишь орудиями в руках Божиих. Мы являем собой ту силу и ту способность проводить через нас эту благодать, которая способна исцелять не только нас, но и воздействовать на окружающих людей.

Поэтому, дорогие мои, мы не просто так проживаем нашу жизнь, мы всегда бываем орудием в чьих-то руках. Так пусть же наша с вами жизнь станет тем, чтобы мы были орудием в руках Божиих, чтобы мы были проводниками добра и через это могли бы пресекать внутреннее и внешнее зло, которое пытается захватить всякого человека и весь мир. Пусть через нас действует эта сила, чтобы и нам совершить духовный подвиг, подобно таким великим угодникам Божиим, как преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы совершаем сегодня, как преподобная Мария Египетская. На предстоящей седмице мы с вами будем вместе прославлять её подвиги и удивляться тем чудесам, которые через неё проявлял Сам Господь. Мы будем с вами вновь читать на предстоящей седмице полный канон святого Андрея Критского.

Так вот пусть эти образы великих святых угодников Божиих послужат и нам примером того, как через нас способна действовать Божия сила. А уж мученик Меркурий Смоленский, сандалии которого предстоят перед нами с XIII века, не явился ли он орудием в руках Божиих? Как он мог в одиночестве нанести такое поражение врагу, которым был Батый со своим войском, так что он сам и его воинство удивлялись тому, как может один человек упредить так злую силу, и никогда эти иноверцы не вошли в град Смоленск. Так вот пусть пример святых угодников для каждого из нас будет тем доказательством возможности воздействия через нас силы Божией. И пусть в назидание нам служит этот евангельский опыт, связанный с исцелением немого бесноватого юноши как некое предупреждение нам. Предупреждение в том, чтобы мы никогда не заигрывали со злыми силами, чтобы мы мыслями и чувствами нашими обращались всегда только к Богу, ведь только молитвой и постом, говорит Господь, выходит род сей.

И мы с вами в продолжение Великого поста неленностно должны совершать наше молитвословие, мы должны себя понуждать к совершению нами поста, который заключается в пресечении в нас самих злой силы, в отвыкании от злых привычек, к навыку в добром. И пусть Великий пост, пусть наша искренняя соборная молитва к Богу, пусть наши совместные добрые дела послужат тем, чтобы мы восходили от ступени к ступени к Богу, как об этом нас назидает преподобный Иоанн Лествичник. И через это духовное восхождение достигали бы единственного желанного, а ничего более совершенного и желанного невозможно в жизни, как только лишь то грядущее нам навстречу Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской