Монастырщина. Земля с говорящим названием…
На карте современной Смоленской области Смоленский район граничит с Монастырщинским. Монастырщина, давшая название району, известна еще с XIII-XIV веков. Впрочем, центром – тогда еще волости – Монастырщина стала только в 1908, в 1929 – уже центром одноименного района, в 1965 получила статус “поселка городского типа”.
Сегодня в Монастырщинском районе всего два действующих прихода – храм Успения Божией Матери в поселке и храм Вознесения Господня в деревне Мигновичи. Остальные церкви находятся в запустении и разрушенном состоянии, а ведь раньше здесь были, действительно, монастырские земли.
Исторический путь
Первые упоминания
“Свое название Монастырщина получила, как полагают, от появившегося здесь на рубеже XIII-XIV вв. монастырского скита” – на основе каких документов это стало известно краеведческий словарь “Смоленская область” умалчивает.
Другой источник (Экономические примечания к планам Генерального межевания – XVIII век) говорит о том, что название могло быть получено от ручья “Монарщизны” (или “Монастырщизны”): “Дача простирается речки Железник на правой, а речки Монарщизны (первоначально могло быть Монарки) на левой, оной же речки и ручья безымянного по обеим сторонам. Те речки в летнее жаркое время Железник глубиною в аршин, шириною — три сажени… а речка Мона(сты)рщизна и ручей совсем пересыхают…” Ученые высказывают гипотезу, что непонятное слово Монарщизна (Монарка) могло с течением времени получить произношение Монастырщина, особенно если учесть, что к юго-востоку от Монастырщины действительно был построен монастырь – Пустынский. Сейчас он находится на территории Мстиславского района (Белоруссия).
В тех же Примечаниях появляются два поселения с названием Монастырщина – сельцо и местечко. Оба принадлежали полоцкому стольнику Михаилу Кузьмичу Голынскому. В современном поселке недалеко от школы можно найти развалины помещичьего дома. Этот источник XVIII века и принято считать первым упоминанием о поселке.
Пограничное положение
“Местечко Могилевской губернии Мстиславского уезда, при реках Вехре и Железнике. Жителей 1896; две православные церкви, синагога и две еврейских молитвенных школы…” — такое описание Монастырщины можно найти в словаре Брокгауза и Эфрона, изданном в конце XIX века.
Земли современного Монастырщинского района можно условно разделить на две части: южную (когда-то принадлежавшую Мстиславскому уезду Могилевской губернии) и северную (когда-то Краснинский уезд Смоленской губернии).
Могилевская губерния более двух веков находилась во власти Речи Посполитой, а в 1772 году вошла в состав Российской империи. Поэтому неудивительно, что среди владельцев старых усадеб Смоленской области, наряду с белорусскими фамилиями, много было и польских: Друцкие-Соколинские, Голынские, Вонлярлярские, Колечицкие, граф Поцей и другие.
В 1791 году Екатерина II своим указом установила черты оседлости для еврейского народа. И Могилевщина вместе с четырнадцатью западными губерниями вошла в этот список. С этого времени евреи стали активно заселять монастырщинские земли. Стали появляться школы, синагоги. До Великой Отечественной войны еврейская община на Смоленщине была одной из самых многочисленных и зажиточных в России. Когда началась немецкая оккупация, в Монастырщине было создано гетто. В Монастырщинском районе было расстреляно около трех тысяч евреев.
Древние поселения
На территории района учеными было обнаружено несколько поселений древних племен.
В деревне Большой Рай найдено городище, которое использовалось днепро-двинскими, тушемлинскими племенами и древнерусским населением. По времени его относят к I тысячелетию до н.э. К этому же периоду принадлежат городища, расположенные недалеко от деревень Бохот и Татарск.
Самая большая курганная группа в районе известна в Доброселье. Здесь найдены городище и 27 курганов I тысячелетия н.э.
Недалеко от известной усадьбы Васильево тоже было найдено городище. Исследователи сначала полагали, что это мог быть древнерусский город Васильев, расположенный по древним источникам южнее Смоленска. Однако по размерам и характеру укреплений оно не соответствовало древнерусскому поселению. Тогда предположили, что город мог находиться в трех километрах от Васильево, в деревне Городок. Но это только гипотеза, так как в XVIII веке при строительстве на этом месте усадьбы земляные сооружения были уничтожены.
Исторические даты
Монастырщинский район известен интересными историческими событиями.
Прежде всего, это январь 1667 года. Эту дату считают днем рождения и района, и поселка. Тогда в деревне Андрусово было заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой, положившее конец 13-летней войне. Смоленское воеводство окончательно стало частью России.
Период 1700-1721 годов связан с именем Петра I и Северной войной со Швецией. Как ни странно, Монастырщина тоже была участницей тех событий. В планы неприятеля входило захватить Смоленщину и отдать ее ставленнику своего короля в Польше Станиславу Лещинскому. В 1708 году шведы начали приближаться к смоленским землям. Петр I расположил штаб у деревни Мигновичи. Между деревнями Кадино и Мигновичи и произошло известное сражение на Малой переправе на речке Городне. Бой продолжался более двух часов. Под Карлом XII была ранена лошадь, сам он едва не попал в плен. Шведы отступили к пограничной деревне Стариши. Стратегический замысел Карла XII был сорван.
После победы на Малой переправе штаб Петра уже находился в Соболево. Местные жители рассказывают, что здесь растет дуб, который в честь победы над противником посадил сам Петр I.
С этими событиями также связано происхождение названий двух местечек. Урочище, где располагались войска Петра, прикрывавшие переправу через р. Вихру (при впадении в нее Городни), стали называть Поле Петра. Позже здесь возникло поселение Петрополье. А место вблизи деревни Стариши, куда отступил Карл XII, осталось в памяти народа как деревня Шведы.
Усадьбы
В XVII-XIX веках сложился особый тип помещичьей усадьбы. Он включал в себя комплекс жилых и хозяйственных помещений, которые составляли одно архитектурное целое. Важными составляющими были парки и церковь.
Усадьбы существовали по всей России. Смоленщина, в том числе и Монастырщина, тоже имели свои помещичьи владения. Сегодня ученые называют двенадцать более или менее сохранившихся усадеб в Монастырщинском районе: Васильево, Воробьево-Соболево, Городок, Кадино, Логи, Монастырщина, Мощиново, Новомихайловское, Носково, Раевка, Упокой, Щелканово. Можно предположить, что на самом деле их было намного больше.
Монастырщина, как было сказано выше, принадлежала в XVIII веке полоцкому стольнику Михаилу Кузьмичу Голынскому. Поместье было небольшое, и называлось оно “дача”. “Грунт земли иловатый, а частью песчаный. Из посеянного на нем лучше родятся рожь и овес <…> Промыслов, кроме хлебопашества не имеют. Состоянием в зажитках средственны” (Центральный Государственный архив древних актов).
Особенно выделялись князья Друцкие-Соколинские. Их поместья начали формироваться еще в XVII веке. В 1781 году только в Краснинском уезде было 27 князей Друцких-Соколинских. В их владении (разных семей) находились три деревни с сохранившимися усадьбами: Логи, Мощиново, Носково. Сегодня село Мощиново известно тем, что в 1923 году здесь родился дважды Герой Советского союза А. И. Колдунов.
Село Васильево в 1804 году принадлежало деду декабриста П. И. Пестеля статскому советнику Борису Пестелю. Тогда там проживало 262 жителя (ныне в запустении). Впервые декабрист приехал в село в 1824 году, где работал над проектом “Русской правды”. В 1843 году село обеднело и его продали. Сегодня на сохранившемся фундаменте дома Пестелей установлен памятный знак и мемориальная доска. А в советское время существовал колхоз имени Пестеля.
Одно из интересных усадебных мест — село Соболево. Здесь активно кипела культурная жизнь. Известно, что в 1900 году здесь побывал П. Б. Струве. В 1910 году в селе начала действовать женская учительская семинария (в советское время Соболевское педучилище, а после детский дом). Примерно в это же время в имении Поповых начал действовать театр. Помещение для зрителей вмещало 200-250 человек. На постановки спектаклей по пьесам А. Н. Островского приглашались даже артисты санкт-петербургских театров, профессиональные художники.
История деревни Щелканово связана со смоленскими дворянами Колечицкими. “Ян и Андрей Колечицкие с Щелкановщины” значатся в “Списке, осажденном царем Алексеем Михайловичем в Смоленске в 1654 году”. В 1847 году владельцем Петром Петровичем Колечицким была построена церковь в стиле позднего классицизма с тосканскими колоннами, от которой до сего дня сохранились только руины. После его смерти в 1870 году село переходит во владения дальним родственникам, дворянам Верховским. Дети первого хозяина были известными в искусстве людьми. Юрий Верховский был поэтом-символистом. Его поэзию современники находили “вялой” и “флегматичной”, но по достоинству оценивали его переводы поэтов Возрождения, А. Мицкевича, грузинских поэтов. С ним приятельствовал А. Блок (сказавший однажды о стихах Верховского: “верный чертеж — и слабый нажим”), обменивался стихотворными посланиями Вяч. Иванов. Вместе со своим братом Юрий устроил в селе нечто вроде литературного салона, где летом собирались поэты и писатели из двух культурных столиц России. Сестра поэта Лидия Верховская была известной художницей. Она иллюстрировала и оформляла детские книги. По стилю письма была близка мирискуссникам.
Храмы Монастырщины
(По книге: Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог, кн.2. — М., 1987)
Действующие храмы
Церковь Успения Божией Матери (Поселок Монастырщина. Время постройки – конец XIX в.)
Эта церковь расположена в центре села. Кирпичные стены оштукатурены, цоколь белокаменный. Утрачены верхние ярусы колокольни и завершение храма. Образец культового сооружения в русском стиле конца XIX в., со сложным построением плана и объемов, формы которых и декор восходят к зодчеству ХVII в. К прямоугольному храму, вытянутому с севера на юг, примыкает более узкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Прямоугольный первый ярус колокольни, выступающий за линию стен трапезной, вытянут с севера на юг. Лопатки членятся ширинками. Над арочными проемами — наличники с трехчастным килевидным верхом. Прямоугольные окна на западном фасаде — под наличниками с треугольным фронтоном; под ними сделаны ниши со сложным фестончатым завершением.
Центральное помещение храма выходит в прилегающие к нему более низкие притворы, трапезную и центральную апсиду широкими арками.
Церковь Вознесения Господня (Село Мигновичи, 1859 г.)
Расположенная в центре села, церковка имеет невысокий объем и почти не выделяется среди окружающей застройки. Стены над кирпичным цоколем сложены из бревен, обшивка – вертикальная, с нащельниками. Здание с оригинальной объемной композицией имеет в фасадном убранстве элементы классицизма (полукруглые фрамуга и аттик северного притвора).
Основной объем – восьмерик с более широкими гранями по странам света. С запада и востока примыкают низкие трапезная и алтарь, в плане квадратные. К трапезной с запада, а к храму с севера примыкают притворы (такой же притвор был и с южной стороны). Все грани центрального объема имеют щипцовые завершения, которые в основании соединяются друг с другом, создавая круговое движение замкнутой ломаной линии. Центричность получившейся системы подчеркивается завершением храма – восьмигранным колпаком. Двухскатные кровли объединяют прямоугольные объемы алтаря, трапезной и притвора. Простые прямоугольные окна с рамочными наличниками освещают алтарь и трапезную, храм в верхних зонах северной и южной граней имеет окна двойной ширины.
Руинированные храмы
Церковь (название не установлено) (Деревня Бохот, середина XIX в.)
Находится на площади в центре села, окруженная деревьями. Верхние ярусы колокольни, южный притвор и завершение храма утрачены. Кирпичные стены оштукатурены. Это характерный пример приходской церкви в русском стиле. Прямоугольные алтарь, трапезная, колокольня и вытянутые с севера на юг ядро храма составляют крестообразную композицию. Над одинаковыми по высоте объемами возвышается четверик храма. Подобие объемов обоих ярусов церкви подчеркнуто плоскими нишами. За исключением глухого восточного остальные фасады первого яруса прорезаны большими оконными и дверными проемами; их окаймляют рамочные наличники с килевидными завершениями. Стены завершаются профилированными карнизами. Карниз четверика украшен сухариками. На углах нижнего яруса колокольни рустованные пилястры.
Двусветный бесстолпный храм перекрыт лотковым сводом; трапезная, северная ветвь креста и алтарь – полуциркульными, с врезанными в них распалубками. Центральная часть храма открывается в примыкающие с четырех сторон помещения подпружными арками. Помещения колокольни сообщаются друг с другом и с трапезной арочными проемами.
Церковь Преображения Господня (Село Каблуково, 1880-91 гг.)
Стоит на невысоком холме около села. Кирпичные стены оштукатурены. Сохранились лишь трехъярусная колокольня и центральная часть крестовокупольного храма: четыре столба несут 8-гранный барабан с фигурной главкой. Характерное для области сооружение конца XIX в., в котором переплетаются традиции позднего классицизма и псевдорусского стиля.
В декоре ордерные элементы сочетаются с формами XVII и XVIII столетий (западный портал, шатровая колокольня, граненость объемов). Мощные обрамления окон придают барабану вид крещатого объема. Выпуклые архивольты у арок и круглых окон над ними создают причудливые завершения яруса звона, подобное набухание формы есть и в нависающем портике на западном фасаде колокольни. Стена над портиком покрыта штукатурной шубой с ярко-синей окраской. Вокруг центрального окна здесь помещены три декоративных кольца.
Церковь святых апостолов Петра и Павла (Село Любавичи, 1909 г.)
Стоит на невысоком холме, посреди села, вытянувшегося вдоль речки. Кирпичные стены оштукатурены.
В облике церкви формы позднего классицизма соединяются с элементами псевдорусского стиля конца XIX в. Крестообразный объем здания с двухъярусным четвериком храма, удлиненным западным рукавом трапезной и колокольни, завершен с востока гранеными апсидами, равными по ширине выступам северного и южного фасадов. Высокий четверик завершен декоративным пятиглавием (деревянная конструкция и металлическая обшивка). Два верхних восьмерика колокольни имеют узкие диагональные грани; восьмерик звона, с арочными проемами по широким граням, завершен деревянным шатром с лучковичной главкой.
Стены рукавов креста покрыты широкими полосами руста, причем четыре нижних образуют уступчатый цоколь. Проемы обрамлены пилястрами, несущими в нижнем ярусе трех- или пятилопастные килевидные арки. В каждой грани верхнего четверика храма помещено по два сближенных окна, углы здесь обработаны строенными полуколоннами. В нижней части западного фасада архитрав причудливо изогнут вдоль трехлопастного верха портала.
Внутри ширина центрального квадрата меньше, чем у рукавов креста. Боковые апсиды соединены проходами лишь с главным помещением алтаря.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Село Носково, середина XIХ в.)
Расположена на кладбище, на холме в стороне от села. Колокольня и верхняя часть храма разрушены. Кирпичные стены оштукатурены. Прямоугольный объем приходской церкви в русском стиле образован равными по ширине трапезной и храмом с апсидой. Примыкавшая с запада колокольня была несколько уже. Фасады, за исключением гладкого восточного, лишенного проемов, членятся лопатками на прясла одинаковой ширины. В центре каждого фасада расположены арочный, с висячей гирькой дверной проем (на северном фасаде перед ним сохранилась крыльцо), в боковых пряслах – большие арочные окна. Дверные и оконные проемы заглублены в прямоугольные плоские ниши и имеют профилированное обрамление. Дверные проемы шире оконных, занимают всю ширину прясла и включены в обрамление с килевидным верхом. Цоколь украшен ширинками. Трапезная открывается в храм тремя арочными проемами с более широким центральным. В алтарь из храма ведут шесть небольших одинаковых арок.
Церковь Пресвятой Троицы (села Погост и Левково, середина XIX в.)
Стоит между селами Погост и Левково среди поля на открытой равнине и хорошо видна издали. Кирпичные стены оштукатурены. Перекрытия утрачены. Основу композиции приходской крестовокупольной бесстолпной церкви в русском стиле образует квадратный в плане храм, увенчанный широким 8-гранным световым барабаном. К храму примыкают более узкие, чем храм, апсида и трапезная, одинаковые по ширине. Перед трапезной высится вертикаль стройной колокольни. Северный и южный фасады храма заканчиваются пологими щипцами. У арочных перспективных порталов килевидный верх, над порталами – профилированные 8-гранные ниши. Грани барабана, отделенные друг от друга колонками, прорезаны двойными арочными окнами, тоже с килевидными завершениями. Арочные окна трапезной, апсиды и колокольни украшены наличниками с разорванными фронтонами. Трехъярусная колокольня типа “восьмерик на четверике” завершена шатром.
В интерьере господствовало высокое светлое пространство подкупольной части храма. Барабан опирается на паруса. Апсида перекрыта конхой, трапезная – полуциркульным сводом с распалубками, центральное помещение колокольни – крестовым, а боковые – коробовыми сводами. Двойные окна барабана изнутри вписаны в арочную нишу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (село Щелканово, 1847 г.)
Стоит на пригорке у пруда в центре села. Кирпичные стены оштукатурены.
Это оригинальное произведение позднего классицизма напоминает дворец. Квадратный в плане храм имеет посредине каждого фасада четырехколонные тосканские портики, придающие зданию крестообразность с оттенком центричности. Западный и восточный портики выдвинуты больше благодаря ризалитам алтаря и симметричного ему притвора. Такая ориентация с запада на восток подчеркнута гребнем двускатной кровли. Над портиками высокие фронтоны с деревянной обшивкой тимпанов примыкают к высокому аттику основного объема. Во всех портиках (кроме восточного) устроены широкие и довольно высокие лестницы.
Углы храма рустованы. Все проемы прямоугольные, вписанные в неглубокие арочные ниши. Роспись люнетов в этих нишах имитирует радиальные оконные переплеты. Внутри два ряда тосканских колонн – по четыре, подчеркивают направленность к алтарю. Плоские перекрытия в среднем нефе чуть выше, чем в боковых.
Елена Коваль