Обновления

Смоленский древний светец

Главная > Публикации > Смоленский древний светец

Горшки, братины, кувшины, кринки, чепельники… На протяжении нескольких веков крестьянские дома были полны самой разнообразной утварью. Были здесь и редкие предметы, встречающиеся только в одной местности.2009-02-04_1

Смоленская область — родина светца. Во всей России мы нигде не найдем такого предмета. Это глиняный сосуд в форме кувшинчика, слегка расширяющегося вверх и вниз, с ручкой и носиком. Сверху в светце лишь небольшое отверстие.

На светцах часто рисовали небольшие символические картинки религиозного содержания. Почему именно их? Это легко узнать. Возьмем светец, который нашел крестьянин Филипп Ефимов, житель деревни Молчино Духовщинского уезда в 1913 году. Вспахивая поле, он неожиданно наткнулся на какой-то твердый предмет. Это был кувшинчик необычной формы. В нем оказался клад древних серебряных монет. У крестьянина его купила Е. Н. Клетнова, видная исследовательница народно-прикладного искусства. Она и определила, что это не просто кувшинчик, а светец.

Каждый предмет имеет свою историю. Изначально светец, найденный Филиппом Ефимовым, служил хозяевам светильником. В носик вливалось масло, а в отверстие в крышке вставлялся фитиль. Потом сосуд был приспособлен для хранения денег. Для удобства у светца отбили носик: так проще доставать и прятать монеты.

Центр сосуда занимает символическая картина. Поскольку светец был сделан примерно в 16 веке, рисунок крайне прост, даже примитивен. Здесь мы не найдем перспективы; художник боится пустоты в рисунке и все свободное пространство заполняет не относящимися к сюжету картины геометрическими фигурами. Центр сосуда — высокая шатровая башня, осененная крестом, и арка. Это символическое изображение христианского храма, или Сиона. Подобный символ встречается очень часто на иконах не только XVI, но и XII—XIII веков.

Слева вверху видны крупные звезды. Возможно, они были и справа, но рисунок в этом месте поврежден. Внутри храма — два восьмиконечных креста на престолах. Сверху изображены три птицы со стилизованными головами. Это символическое изображение райских птиц Малкафета, Сирина и Гамаюна. В целом, эта часть общей картины рисует небесный Сион, рай.

В боковых полях картины изображены звери и человек с крестом, внизу — две рыбы. Это космос; вместе со средней частью композиции символы составляют небо, воду и землю, три стихии. Зверей на рисунке четыре, три из них — львы или барсы. У них открыты рты, хвосты их — распущенные птичьи крылья. У каждого зверя передняя лапа поднята по направлению к раю. Четвертый зверь, медведь, так же, как и рыбы, пожирает “нечто”. Человек с крестом в руках на побежденном звере символизирует победу христианства над язычеством.2009-02-04_2

Теперь, когда картина ясна, мы видим, что это иллюстрация к видению пророка Даниила.

“Видел я, наконец, что поставлены престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь”. Этот текст на смоленском светце изображен небесным Сионом, крестами на престолах и звездами. “Ветхий днями” отсутствует. Господь Саваоф, первое лицо Святой Троицы, часто и даже обыкновенно отсутствует на древних миниатюрах. Его заменяет Иисус Христос. В рисунке светца нет и его. Может быть, это отступление от текста “Книги пророка Даниила”? Нет, это не так. Христос на картине заменен крестами, символами его, водруженными на престолах.

Читаем видение Даниила дальше: “Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих (райские птицы на рельефе светца) и спросил его об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного. Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством во веки и во веки веков”.

На смоленском светце мы видим уникальную, и вместе с тем обычную для Руси XVI века картину. Она иллюстрирует очень сложное по своей идее видение пророка Даниила. Уникальность светца в том, что видение упрощено до символов, которые может понять любой. Вспомним, что светец — предмет крестьянского обихода. В его простом рисунке — сложная смысловая нагрузка. “Аз есмь свет миру”, — светец сам по себе, без рельефа на нем есть символическое изображение Сына Божьего.

Мария Сергеева

Главная > Публикации > Смоленский древний светец