Верность Богу и Отечеству. К истории рода Лыкошиных
Посещая особняк на Комсомольском проспекте, где размещается Правление Союза Писателей России, мы часто встречались с высоким, добродушным человеком – Сергеем Артамоновичем Лыкошиным. В любых ситуациях он был честен, тактичен и благороден, вежлив и почтителен. Любовь к Отечеству, окружающим людям, своей семье; приличие, трудолюбие, готовность к самопожертвованию, понимание общественного делания, необходимое смирение и послушание – качества, которые мы находили в нем, заложены были не только родителями, но и предыдущими поколениями. Этот древний дворянский рода происходит от польского шляхтича Ильи Еремеевича Лыкошина. В 1655 году его сын Борис Ильич принял русское подданство. Род Лыкошиных был внесен в VI часть родословной книги Смоленской и Новгородской губерний. Вспомним о некоторых славных представителях Лыкошиных оставивших свой вклад в истории и культуре Центральной России.
На Смоленской земле Лыкошины владели несколькими имениями в селах Григорьевское, Ахтырка (Пигулино), Казулино и других. Несмотря на прошедшие революционные и военные годы, периоды перестройки и современного нам разрушения деревни, еще сохранились материальные свидетельства той эпохи: документы, памятники архитектуры (храмы, часовни, различные постройки) и усадебные парки.
Григорьевское
Село Григорьевское (Михайловское) Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне Новодугинского района) было основано вокруг дворянской усадьбы в 36 верстах (38,4 км) от Вязьмы.Сергей Артамонович происходил из линии рода Лыкошиных, живших до революционных событий 1917 года в этом имении. Остановимся более подробно на его описании.
В 1781 году упоминается сельцо Григорьевское с деревнями Скалково, Табаркино, Першино и Бараново, которыми владел Богдан Васильевич Лыкошин. В 38 дворах проживало 189 мужчин и 150 женщин. Сельцо Григорьевское стояло на правом берегу речки Лужни, притоке реки Вязьма. Господский дом был деревянным. На Лужне владельцами была устроена плотина и две водяные мельницы, каждая “о двух поставах”. В 1997 году жителями деревни Александровское при поддержке Хмелитского прихода у основания плотины расчищен чтимый источник и установлен деревянный поклонный крест [1].
После его смерти усадьба перешла к сыну Михаилу Богдановичу. По кончине Михаила Богдановича Лыкошина, наследниками остались его малолетние сыновья Иаков и Сергий. И имение было передано под опеку Ивану Богдановичу Лыкошину и майору Александру Жигалову. Они находились на государственной службе, не могли участвовать в управлении Григорьевским, и в 1810 году имение перевели во временное владение ельнинскому помещику подпоручику Василию Звереву. Но уже в 1813 году, в связи с невыполнением взятых им обязательств Григорьевское возвращено Лыкошиным. В 1845 году усадьбой владела коллежская регистраторша Мария Петровна Лыкошина. В первом десятилетии XX века в Смоленском губернском Дворянском депутатском собрании представителем от Вяземского уезда был Григорий Леонидович Лыкошин. До 1919 года он был последним хозяином имения в Григорьевском [2].
В 1789 году поручик Михаил Богданович Лыкошин подал прошение в Священный Синод, о разрешении строительства каменного храма на усадебной земле в сельце Григорьевском. Он писал, что владения его приписаны к приходу села Хмелита, и весной, осенью, и в дождливые дни из-за плохих дорог и разлива речки Лужни, “…я и жена моя со всем домом лишаемся славословия Божия и удовольствия во отправлении христианских треб”. Ранее, с этой просьбой, он обращался к епископу Смоленскому и Догобужскому Парфению (Сопковскому). После долгой переписки разрешение было получено в феврале 1791 году. Строительству храма тогда сильно препятствовал гвардии поручик Алексей Федорович Грибоедов, владелец села Хмелита и ктитор Казанского храма. К Хмелитскому приходу относилось Григорьевское с окружающими деревнями, и открытие нового храма существенно сокращало церковные доходы. В 1794—1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели каменный храм в честь Преображения Господня. Он имел приделы: северный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный — во имя Архистратига Михаила. В церкви были устроены резные двухъярусные иконостасы. Многие иконы имели серебряные оклады. Своды расписали фресками на Евангельские сюжеты, сохранившиеся фрагменты которых свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По воспоминаниям местных жителей и архивным документам в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. Среди них особо выделялось большое праздничное Евангелие конца XVIII века в серебряном окладе с эмалевыми накладками. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню. Вся территория была обнесена оградой с четырьмя каменными строениями для богадельни [3].
В 1795 году на сельском кладбище на средства Богдана Михайловича Лыкошина был построен небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов он был разобран и сохранился только заросший кустарником фундамент в центре кладбища.
Сохранились сведения о первых трех священниках служивших в Преображенском храме. В книге “Святаго отца нашего Иоанна Златоустого поучительных слов или бесед десять”, изданной в 1773 году в Москве, 23 января 1807 года оставил первую запись протоиерей Василий Яковлевич Соколов, служивший с открытия прихода в Григорьевском. Его сменил сын Иаков Васильевич, рукоположенный из диаконов. На его место 13 августа 1857 года был назначен отец Иоанн Романов. Сын диакона церкви села Спас на Днепре Сычевского уезда, он окончил курс Смоленской семинарии. Три года отец Иоанн служил в храме села Потапово Гжатского уезда. В конце книги он написал: “Молю убо братию Благодатию Божию имеющую быть призванною служить Церкви Христовой и совершающую страшные таинства, молю от всея души приносити мольбы, моления и благодарения не за меня только грешнаго, но и за двоих предшественников моих и после смерти моей.
…В утробе мне земной
Лежащу бездыханну, мертву
Кто даст отраду и покой…
Принесший за меня бескровну жертву!”
На последней странице, запись: “Храм села Григорьевского освящен в 1795 г. …Четвертый, поминая нас, сам свое имя впишет”.
В 1904 году в Преображенском храме служил священник Димитрий Чернавский. В приход, состоявший из 609 душ мужского пола и 625 душ женского пола, входили деревни: Дерново, Мокрово, Бараново, Марьино, Спас Хмелитской волости и Крюково Бельского уезда, Ахтырской волости. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По данным Вяземской уездной милиции в марте 1925 года в Преображенском храме служил священник Василий Георгиевич Конокотин и ему помогал псаломщик — Георгий Иванович Поляков. По воспоминаниям местных жителей служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и первого яруса колокольни.
В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. Вот уже несколько лет подряд в этот праздник в расчищенных от мусора и кустарник руинах храма собираются жители Григорьевского и окружающих деревень, чтобы помолиться о здравии живых и за упокой усопших.
В 1980 годы к северу от храма на родовой могиле Лыкошиных еще стояли два памятника из черного габбро. На одном из них, в настоящее время не сохранившемся, была надпись: “Сергей Сергеевич Лыкошин. Род. 25 августа 1838 г. Сконч. 3 ноября 1901 г.”. Второй памятник с надписью: “Леонид Сергеевич Лыкошин. Род. 1 марта 1841 г. Сконч. 16 февраля 1893 г.”, был обнаружен в 2001 году в городе Вязьме у забора частного дома по улице Докучаева. По благословению настоятельницы Предтечева монастыря монахини Ангелины (Нестеровой) он восстановлен и освящен за алтарем Одигитриевского храма.
Дочь Михаила Богдановича Лыкошина – Дарья (род. 1796 г.) с 1826 года проходила послушание в Севском Троицком монастыре Орловской епархии (ныне Брянской). В монашество она пострижена с именем Досифея. Двоюродная племянница Михаила Богдановича — Мария, в постриге монахиня Магдалина, в 1840—1859 годах была игуменьей Севского Троицкого монастыря. Внучка Михаила Богдановича — Надежда (род. 1812 г.), в постриге схимонахиня Сарра, известная старица Спасо-Бородинского монастыря Московской епархии.
В конце XVIII века в усадьбе построили каменный двухэтажный дом с двумя флигелями, двумя хозяйственными постройками и конной мельницей. Вокруг зданий разбили регулярный парк и заложили сад. В 1893 году в селе открыта земская школа, в которой обучалось более 60 детей. В качестве дополнительных предметов преподавалось рукоделие и пчеловодство. Попечителями школы были, вплоть до ее преобразования после 1917 года, дворяне Лыкошины. В конце XIX века А.Г. Лыкошиной устроен в усадьбе винокуренный завод и сыроварня, в которой приготавливалось масло и швейцарский сыр. На правом берегу реки Лужня сохранились два каменных двухэтажных здания, где сейчас размещается Григорьевская основная школа. В начале XX века в селе открыли почтово-телеграфное отделение и сберегательную кассу. В 1920 году в селе, входившем в Соловецкую волость Вяземского уезда, проживало 160 человек. В имении создали совхоз, опись которого выполнена в 1925 году. В те годы еще упоминались каменный двухэтажный дом, флигель, конюшни и множество других построек. В 1956 году начали ремонт главного дома, стоявшего в запустении, чтобы приспособить его под школу. Вскоре из-за отсутствия средств работы прекратили. Бесхозное здание жители села разобрали, и в настоящее время от него сохранился лишь заросший фундамент. Сохранились каменные здания западного флигеля (конюшни) и восточной кордегардии (сыроварни).
Красное
В конце XVIII — начале XIX века Лыкошины владели усадьбой в селе Красном (Подгородном). В 1774—1779 годах поручик Иван Гаврилович Белкин построил здесь каменный храм во имя св. Иоанна Воина. С 1796 года усадьба принадлежала Марии Богдановне Лыкошиной. С 1811 года она перешла к поручице Евфросинии Богдановне и ее дочерям Марии и Александре Михайловне Лыкошиным. В сентябре 1813 года имение приобрел надворный советник Иван Венедиктович Фатов. В дальнейшем оно поменяло несколько владельцев. Во второй половине XIX века в Красном стояли два одно престольных храма. В настоящее время село не существует.
Никольское
В конце XVIII — начале XIX века в сельце Никольском Вяземского уезда, в нескольких верстах от Хмелиты, была усадьба с небольшим господским домом и садом. Она принадлежала Лыкошиным, проживавшим в Казулино. Сюда они приезжали на лето. Постоянно в усадьбе проживала только одна крестьянская семья, обслуживавшая хозяйство.
Пигулино (Атырка)
В начале XIX века Лыкошины владели усадьбой в селе Пигулино (Ахтырка) в Бельском уезде (ныне Холм-Жирковском районе). Первое письменное упоминание о деревне Пигулино относится к 1779 году, когда ею владела Мария Петровна, вдова подпоручика Алексея Михайловича Коротнева. Усадебного дома на господской земле не было. В 1805 году Титулярный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, с просьбой о строительстве в селе Пигулино каменного храма. Разрешение было получено, но в связи с нашествием французов, строительство приостановили. Храм в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы заложили в 1812 году на небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужня. Его приделы построены в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По главному престолу и село Пигулино часто называли Ахтыркой.
Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Иосафе (Сретенском). В 1851 году завершили и освятили Ахтырский престол, на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Вещезерове). Из Москвы привезли и установили иконостас, выполненный живописцем, членом Академии Художеств Мягковым. Еще в конце XIX века в ризнице храма хранились облачение и утварь, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных. В 1901 году прихожане Ахтырского храма пожертвовали в церковь колокол весом 103 пуда 4 фунта (около 1851 кг.; не сохранился), стоимостью 1650 рублей и металлические вызолоченные хоругви, стоимостью 130 рублей. В 1910 году, как и ныне, к югу от храма размещались деревянные дома священника и сторожа [4].
В документах Вяземской уездной милиции за 1924 сохранилась опись Пигулинской церкви составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В храме хранились: три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвечников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. До середины 1990 годов в храме находилась чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы [5].
На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине XIX века поставлена небольшая каменная часовня-усыпальница, сохранившаяся до нашего времени.
В середине XIX века в селе Пигулино было 35 дворов, в которых проживали 129 мужчин и 138 женщин. Последним владельцем усадьбы был отставной ротмистр Алексей Николаевич Тугаринов, начальник 4 участка земства Вяземского уезда. В 1924 году в бывшем усадебном деревянном доме разместили народный театр и почту. В последствии он пришел в запустение, и его разобрали.
Богдан Михайлович Лыкошин проявлял большую заботу и о достойном образовании детей из окрестных сел и деревень. В середине ноября 1820 года он решил устроить в Пигулино приходское училище для детей духовного звания, так как знал, какие проблемы возникали в их воспитании. Он обратился с прошением к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Иосафу (Сретенскому), в котором излагал, что он, как богатый и одинокий человек, может пожертвовать для открываемого училища полторы десятины земли около храма и новый “деревянный обширный дом, который снабжен был мебелью и всеми кухонными и столовыми принадлежностями и украшен десятью большими стенными картинами нравственного и религиозного содержания”. Богдан Михайлович брал на себя содержание, до конца своей жизни, восьми бедных воспитанников. Давал для училища топливо и назначал “для услуги трех крепостных человек: одного для приготовления пищи, другого для отправления собственно служительской должности и третьего, как человека знакомого с фельдшерским искусством, для ухода за больными”. В декабре 1820 года епископ Иоасаф направил ходатайство в Священный Синод “об открытии на прописанных условиях приходского училища в селе Ахтырке и о принятии его в число штатных училищ”. В феврале 1821 года такое разрешение было получено. 1 октября 1821 года решением Смоленского Семинарского Правления в присутствии ректора Смоленской семинарии архимандрита Сильвестра училище открыли. В делах Семинарского Правления хранился план дома, вместимостью на сорок человек. Кроме классов и помещений для учеников, в нем были предусмотрены комнаты и для учителей. Отдельно находились: кухня, кладовая, сараи, погреб, хозяйственный двор и баня. Смотрителем училища и учителем 2 класса утвердили настоятеля Ахтырского храма иерея Николая Соколова, окончившего Смоленскую семинарию в 1819 году. В 1826 году, за ревностную службу на ниве образования, епископом Смоленским и Дорогобужским Иосифом (Величковским), он возведен в сан протоиерея. Учителем 1 класса назначили второго священника Ахтырского храма Михаила Розова. Окончивший Смоленскую семинарию и рукоположенный в 1821 году, в 1825 году по собственному прошению его перевели в соборный храм города Ельни. На его место в 1825 году вторым священником и учителем назначили выпускника Смоленской семинарии Иоанна Белявского, в 1833 году перемещенного на новое место. В храме и училище его заменил воспитанник Смоленской семинарии Михаил Орлов. В 1830 году при обозрении епархии Ахтырское училище посетил епископ Смоленский и Дорогобужский Иосиф (Величковский). Кроме Богдана Михайловича Лыкошина “усердно пекущегося о состоянии училища” на встрече присутствовали – протоиерей Николай Соколов, смотритель епархиальных училищ и протоиерей Троицкий, ректор Вяземского духовного училища. На публичные испытания (экзамены) Богдан Михайлович часто приглашал помещиков из соседних сел, располагая их к пожертвованиям в пользу бедных учеников. В разные годы число учеников в Ахтырском училище колебалось от 25 до 34 человек. По окончании обучения их переводили в Вяземское уездное училище. В 1836 году распоряжением Комиссии духовных училищ Ахтырское училище обследовали и в 1837 году закрыли. Учащихся перевели в город Вязьму. Туда же перевезли все имущество, библиотеку и архив. В учебном корпусе открыли приходскую школу под руководством протоиерея Николая Соколова. За безупречную пятнадцатилетнюю службу ему благословили пользоваться полтора десятинами бывшей училищной земли. Ахтырское духовное училище оказало большую помощь духовенству в воспитании детей не только Бельского уезда, но и других местностей, прилегающих к нему. К сожалению, переменившиеся обстоятельства жизни попечителя училища, Богдана Михайловича Лыкошина, продажа его имения в конце 1830 годов не дали возможности к более продолжительному существованию этого благодетельного учреждения [6].
Казулино
В последней четверти XVII века село Казулино Бельского уезда (ныне Холм—Жирковского района) принадлежало Богдану Михайловичу Лыкошину. Он родился в Селище — усадьбе родителей, находившейся в 5 верстах от Казулино, впоследствии перешедшей во владение графов Гейденов. После смерти Богдана Васильевича Лыкошина Казулино с большей частью деревень передали одному из его четырех сыновей — поручику Ивану Богдановичу. В 1820 году, после его кончины, имением стали распоряжаться его сыновья — Владимир Иванович и Алексей Иванович. Первый поселился в селе Трисвятском, а второй в Казулино. После смерти прапорщика Алексея Ивановича Лыкошина, в 1858 года Казулино досталось его жене Анне Павловне Лыкошиной и сыновьям Сергею, Ивану, Константину и Александру. В 1864 году к этому имению добавили участок земли для церковного причта, вместо выделенного в 1779 году “неудобного и неподручного”. В 1865—1866 годах Казулино разделили между братьями на две части. При этом та половина, где находился храм, доставшаяся Сергею и Ивану, вскоре была продана их дяде Владимиру Ивановичу Лыкошину. А он передал ее своему внуку Ивану Николаевичу. Впоследствии эта часть села Казулино была продана купцу Юрасову, и в начале XX века уже принадлежала землевладельцу из крестьян — Ивану Владимировичу Гриневу. Другая часть после раздела в 1865 году досталась штабс—капитану Александру Алексеевичу Лыкошину. Он владел ей до 1897 года и продал дворянину Алексею Васильевичу Грамотину. Село Трисвятское в начале XX века было в собственности Владимира Николаевича Лыкошина [7].
О стоявших в Казулино храмах известно, что еще в 1652 году стольник Иван Тимофеевич Боборыкин построил деревянную церковь в честь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя великомученика Георгия. Владимир Иванович Лыкошин вспоминал: “В нашем селе Казулине была деревянная двухпрестольная церковь в нескольких шагах от дома, построенная за полтораста лет до нас и еще довольно крепкая, но зимою очень холодная; ее окружали крытые галереи, а внизу во всю церковь был склеп; она стояла среди кладбища, где были часовни соседних семейств для погребения их покойников”.
В 1800 году на средства подпоручика Ивана Богдановича Лыкошина в Казулине заложили новый каменный двухэтажный храм. Он возводился восемь лет по проекту архитектора из Москвы — Матвея Матвеевича Тархова, “ученика Академии Художеств Кремлевской”. Тархов прожил в усадебном доме Лыкошиных около двадцати лет, учил детей рисованию, и был строителем многих соседних храмов. Владимир Иванович Лыкошин позже писал: “Летом 1809 года новая церковь наша была окончена, и стали готовиться к освящению трех престолов нижнего яруса, мать поехала в Москву для закупки утвари церковной и взяла меня с сестрами, Марьею и Настею, с собою. Это было в июне” [8].
В том же году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Серафиме (Глаголевском), освятили нижний этаж храма, где находились престолы: Рождества Богородицы, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. В 1830 году преосвященный Иосиф (Величковский), епископ Смоленский и Дорогобужский освятил верхний престол в честь Всех Святых. Эту часть храма отделывали на средства жены строителя – Миропии Ивановны Лыкошиной. Впоследствии она приняла монашеский постриг в Киевском Флоровском Вознесенском монастыре с именем Мария. Богородице—Рождественский храм был выложен из кирпича, оштукатурен и выкрашен в розовый цвет. Все детали — колонны, базы, капители, фронтоны, арки и полуарки выполнены из “белого самородного Старицкого камня”.
Лыкошины неоднократно жертвовали в Казулинский храм иконы, утварь, богослужебные книги. Сохранились известия о некоторых из них. Особо выделялся Тихвинский образ в серебряном окладе. На ризе была отчеканена надпись: “Мерою и подобием чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския. Икона сия принесена из города Тихвина в дар церкви села Казулина женою храмоздателя Миропией Ивановной Лыкошиной — 1802 года”. Образ Спасителя в рост с предстоящими Апостолом Иаковом, братом Господним по плоти и преподобной Марией Египетской, написанный на доске в 1773 году. В киот иконы была врезана бронзовая доска с надписью: “Здесь покоится прах строителя сего храма, Ивана Богдановича Лыкошина — родился в 1754 году июля 14 дня, скончался 1820 года октября 24 дня”. На серебряно-вызолоченном окладе иконы Успения, переданной в Богородице-Рождественский храм в 1846 году из Москвы, родственниками храмоздателя господами Муравскими, имелась надпись: “Изображение и мера чудотворнаго образа Успения Пресвятыя Богородицы, ныне обретается в Лавре Киево-Печерской над царскими враты”. Известно, что Иван Богданович Лыкошин пожертвовал в ризницу храма: два Евангелия в серебряных окладах, напрестольный серебряный крест с финифтью и серебряную дарохранительницу. Его дочь — Мария Ивановна, в замужестве Рачинская, заказала на жертвенник одного из приделов облачение из белого атласа [9].
Анастасия Ивановна Лыкошина (в замужестве Колечицкая; 1800—1871 гг.) — писательница, переводчица, оставила дневник, который вела с 1820 года, на протяжении всей своей жизни. Вспоминая о детстве и юности в доме родителей в Казулино, описывая события усадебного быта в имении мужа Щелканово Краснинского уезда Смоленской губернии, их поездки в Москву и другие города, она упоминает многих известных людей России. На Смоленщине в круг общения их семьи в разные годы входили: Якушкины, Грибоедовы, Энгельгардты, Пестели, Вонлярские, Храповицкие, Друцкие-Соколинские, Каховские, Глинки, Ельчаниновы и др. [10].
В 1878 году в селе открыли земское училище (школу), в котором обучалось около 70 детей из окрестных деревень, в основном мальчики. Попечителем училища был Александр Алексеевич Лыкошин.
Трисвятое
В селе Трисвятском Бельского уезда в 1839 году на средства штаб—ротмистра Владимира Ивановича Лыкошина построили каменный кладбищенский храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, с двумя колокольнями и оградой вокруг. Владимир Иванович Лыкошин (1792—1876 гг.) — поэт, публицист, мемуарист. Участвовал в Отечественной войне 1812 года. После выхода в отставку в 1818 году жил в селе Трисвятском. В 1835—1837 годах был предводителем дворянства Бельского уезда.
Николо-Погорелое
В селе Николо-Погорелое Дорогобужского уезда (ныне Сафоновского района) в 1751— 1756 годах на средства полковника Алексея Ивановича Лыкошина построен каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1802 году устроили и освятили теплый придел в честь Всех Святых. До настоящего времени сохранились лишь фундамент и часть северной стены. В 1764 году усадьба в Николо-Погорелом продана Лыкошиными разбогатевшему купцу Ивану Сидоровичу Барышникову на имя Ивана Григорьевича Орлова. В 1777 году Богдан Васильевич Лыкошин, владевший имением в деревне Дыхлово, рядом с Николо-Погорелым, был предводителем дворянства Дорогобужского уезда [11].
Крюково
Рядом с Николо—Погорелым находилось сельцо Крюково, усадьба принадлежавшая Андрею Богдановичу Лыкошину и его жене Марии Васильевне (урожденной Ваксель). По воспоминаниям Колечицкой А.И., в начале XIX века “…была великолепна, все строения каменные, огромные сады, оранжереи, особое здание театра,— одним словом, все причуды роскоши, какую в то время можно было видеть в домах вельмож и их разорявшихся подражателей”. В 1925 году по данным Издешковского волисполкома в храме села Крюково служил священник Иоанн Алексеевич Волков. В Крюково сохранились руины конного двора.
Воронцово
В селе Воронцово Бельского уезда, на тракте из города Смоленска в Белый, в XVIII веке находилась усадьба Лыкошиных. Первый деревянный храм в селе в честь Вознесения Господня построил ротмистр Григорий Иванович Лыкошин в 1765 году, по благословению Священного Синода, при епископе Смоленском и Дорогобужском Парфении (Сопковском). В 1766 году церковь освятили, старанием невестки ктитора, вдовы капитана Марии Константиновны Лыкошиной. Храм был приписан к приходу села Чичаты Бельского уезда. После смерти Григория Ивановича его сын генерал-майор Демьян Григорьевич Лыкошин обратился в епархию с прошением сделать храм приходским, и вскоре было принято положительное решение. Церковь была срублена в восьмерик, с галереей вокруг и отдельно стоящей колокольней. В 1820 году стараниями священника Андрея Кремянского колокольню присоединили к храму, а галерею разобрали. В 1870 году обветшавший деревянный храм был заменен на каменный. В 1871 году он освящен в честь Вознесения Господня. Храм не сохранился.
Демьян Григорьевич Лыкошин — на государственной службе с 1737 года, с сентября 1763 года генерал—майор, вице—президент Мануфактур—коллегии, титулярный советник при императрице Екатерине II [12].
Понизовье
В 1745 году полковник Алексей Иванович Лыкошин построил в селе Понизовье Бельского уезда деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Ново-Ивановское
В 1903 году в окрестностях села Понизовье находилось сельцо Ново-Ивановское – владение Авксентия (?) Ивановича Лыкошина [13].
Гришково
В селе Гришково Духовщинского уезда в 1735 году ротмистр Григорий Иванович Лыкошин построил деревянный храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1811 году на средства нового владельца усадьбы, вместо обветшавшего деревянного был построен новый каменный Воздвиженский храм с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Богородицкое
В селе Богородицком Ельнинского уезда в 1766 году на средства полковника Михаила Алексеевича Лыкошина построили каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца.
Лопатино
В селе Лопатино Ельнинского уезда в 1771—1772 годах на средства полковника Михаила Алексеевича Лыкошина (Лыкошева?) построили деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца, недалеко от древней церкви, поставленной на кладбище стольником Дмитрием Кременецким. В 1868 году обветшавший храм в том же месте перестроили. В храме хранилась особо чтимая икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” [14].
Вышеперечисленные исторические сведения о деятельности рода Лыкошиных на Смоленской земле говорят о том, что любовь к Родине и Церкви, жертвенность, благотворительность всегда были им свойственны. Эти качества культивировались, развивались и передавались следующим поколениям.
Иеромонах Даниил (Сычев)
Примечания
1. ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 19038. Л. 38 об. Вяземский уезд. Атлас Вяземского округа. 1781 г.
2. Памятная книжка Смоленской губернии на 1909 г. Смоленск, 1908. С. 72.
3. ЦГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 25. Л. 1-3 об. 1791 г. // ГАСО (Государственный архив Смоленской области). Ф. 391. Оп. 1. Д. 3. Л. 10-11. Фонд И.И. Орловского. 1904 г.
4.СЕВ (Смоленские епархиальные ведомости). №1. Смоленск, 1901. С. 79.
5. ГАСО, филиал г. Вязьма. Ф. 739. Д. 22. Св. 3. Л. 39. 1924 г.
6. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Смоленск, 1892. С. 249-256.
7. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 1. Л. 208-222 об. 1904 г.
8. РГАЛИ. Ф. 1337. Оп. 1. Ед. хр. 143. Л. 9, 20 об. 21.
9. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 1. Л. 208-223. 1904 г.
10. Смоленская область. Энциклопедия. Персоналии. Смоленск, 2001. С. 121, 151 // Колечицкая А.И. Мои записки от 1820 года.— “Лица”. Биографический альманах. М.— СПб., 1995. С. 277—341.
11.Культурные традиции Сафоновской земли: от прошлого к современности. Сборник докладов. Смоленск, 2003. С. 42, 250.
12. СЕВ. №6. Смоленск, 1913. С. 80. Приложение. Бельский уезд // ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 1. Л. 114-115. 1904 г.
13.ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 2. Л. 30 об. 1903 г.
14. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 3 а. Л. 34 об. 1904 г.
Архивные материалы предоставлены В.В. Скопиным (г. Москва) и Л.Л. Степченковым (г. Смоленск).
Подготовила Наталья Москалева