Смоленское духовное образование: позади год напряженной работы
Учебный год начинается в сентябре, поэтому перед его началом уместно подвести некоторые итоги в отношении учебного года предыдущего. Нет ничего удивительного, что эти итоги подводятся именно в августе, после оглашения результатов вступительных экзаменов в духовные школы. Воспользуемся материалами августовского педсовета, прошедшего 26 августа под председательством епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта с участием руководителей всех учебных заведений епархии.
Преподавание православных предметов в светских школах
Светское образование развивается в нашей стране весьма динамично, что можно сказать если не о результатах, то хотя бы о самом процессе. Образовательные концепции сменяют друг друга настолько быстро, что от православных педагогов, работающих со светской школой, требуются недюжинные усилия просто для того чтобы сохранить статус-кво, не говоря уже о каком-то развитии. Очередной извив образовательного процесса привел к ослаблению регионального компонента, в который входил предмет “История православной культуры земли Смоленской”. Поставлены под вопрос факультативы “Основ православной культуры”, поскольку новый закон об образовании с момента своего принятия фактически сделает их платными. Приходится искать новые возможности, и наилучшая из них – развитие предмета “Основ православной культуры” в рамках основной учебной сетки. По благословению епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта в течение года велась подготовительная работа в этом направлении. Ее итог – предмет “Основы православной культуры” включен в основную учебную сетку уже в 80 школах Смоленской области. За основу взяты учебно-методические комплексы Шевченко и “Истоки”. Будущее покажет, насколько успешным будет преподавание нового предмета, но то, что он необходим для светской школы – это очевидно.
Духовная семинария и духовное училище
Если в светских школах основными принципами православного образования являются доступность и массовость, то в духовных школах, напротив, акцент сдвигается в сторону качества. И училище, и семинария находятся в процессе внутреннего становления. Большое значение имеет тот факт, что обе школы уже несколько лет ведут работу по признанию своих дипломов. В этом году духовное училище первым из религиозных заведений такого уровня получило государственную аккредитацию по типу “образовательное учреждение среднего профессионального образования” вида “техникум”. Смоленская семинария в 2009-2010 году начала работу по реализации госстандарта “Теология”. Можно предположить, что для достижения поставленных целей придется преодолеть еще немало препятствий, но уже сегодня высокое качество семинарского образования в Смоленске является общепризнанным, в семинарию приезжают для получения необходимого опыта представители других учебных заведений Русской православной церкви. Также в истекшем учебном году был заключен договор о сотрудничестве между Смоленской духовной семинарией и Санкт-Петербургской духовной академией, что дает смоленской духовной школе дополнительные возможности.
В новом учебном году в Смоленскую семинарию поступило 48 абитуриентов (14 на дневное отделение и 34 на заочное), в духовное училище поступило 16 человек. Для абитуриентов из Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан по благословению епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта были организованы выездные экзамены, проходившие в Туркменистане.
Масштабная реконструкция епархиальной средней школы
Свои вызовы в 2009-2010 учебном году были у православных гимназий, входящих в систему школьного образования Смоленской епархии. Основная задача – сочетание масштабной реконструкции материальной базы с внедрением современных технологий в образовательном процессе. Православная школа не может рассчитывать на помощь государства в приобретении необходимого оборудования, в организации ремонтных работ. В то же время задачу соответствовать современным требованиям никто не отменял. Благодаря помощи епархии и большой поддержке владыки Феофилакта летом нынешнего года в Смоленской православной гимназии №1 отремонтированы на уровне евроремонтной отделки 7 учебных помещений, полностью переоборудована учительская комната, приобретены компьютеры для педагогов и учащихся. Можно предположить, что вложенные усилия дадут свой плод и приведут к повышению образовательного уровня выпускников гимназии, который и в этом году по результатам ЕГЭ оказался значительно выше средних российских показателей.
Развитие православной средней школы не сводится исключительно к гимназическому образованию. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской епархии начата работа по созданию православной общеобразовательной школы, учебные требования в которой были бы ниже гимназических, что позволило бы обучаться в них детям из церковных семей, которым не удалось поступить в православные гимназии. В этой школе особый упор будет сделан на воспитательный аспект.
Дошкольное и специальное образование
В настоящее время в епархии 4 православных детских сада. Можно констатировать, что они успешно выполняют свою основную задачу – готовить детей к поступлению в православные гимназии. Но в условиях тотального кризиса, который сегодня переживает дошкольное образование, Церковь не может остаться в стороне и планирует открыть новые дошкольные учреждения. В новом учебном году планируется открытие детских садов в городах Сафоново и Вязьме.
Особо следует упомянуть православный детский приют на Соборном дворе, окормляемый и обустраиваемый трудами настоятельницы Свято-Троицкого женского смоленского монастыря монахиней Николаей. Истекший год стал первым учебным годом в приюте. Несмотря на значительные трудности, образовательные программы были успешно реализованы. В новом учебном году будут набраны воспитанницы в новый первый класс, а бывшие первоклассницы перейдут во второй. Задачи перед педагогическим коллективом приюта весьма неординарны и требуют большого педагогического такта и мастерства, но иначе и не может быть, когда речь идет о всесторонней реабилитации детей, фактически оставшихся без детства.
Предварительные выводы
Августовский педсовет стал своеобразным промежуточным итогом, после которого духовные школы Смоленской епархии всех уровней получили новые задачи и в новом учебном году приступят к их реализации. Без преувеличения можно сказать, что поле деятельности для них безгранично. Опыт развития и уже достигнутые результаты позволяют предположить, что динамичное развитие духовных школ на Смоленской земле продолжится к обоюдной выгоде учащих и учащихся.