Участники IX образовательных чтений ЦФО – о проблеме духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание личности в образовательной среде не должно забывать об интеграции в нашу культуру детей мигрантов
Ольга Алексеевна Чепур, методист лаборатории истории и культуры религий мира Московского института открытого образования, г. Москва:
“Мы постоянно проводим творческие конкурсы, которые помогают постичь подрастающему поколению наши культурные ценности и адаптироваться в русской культуре тем, кто не был с нею знаком. Среди таких мероприятий – Московский городской конкурс ученического творчества “Игумен земли Русской”, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского; Елизаветинские дни – в память о великой княгине Елисавете Федоровне; Московский городской конкурс творчества учителей и обучающихся “Заступник земли Русской”, посвященный 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира и другие.
В результате этих конкурсов появляются замечательные методические материалы, составленные как учителями, так и школьниками. В числе таких работ – “Роль Русской Православной Церкви в годы ВОВ” (работа выполнена ученицей 10 класса лицея №1594 Юлией Челноковой под руководством учителя Н.В. Королевой); “Атлас по истории религий (Автор – учитель географии школы №888 г. Москвы Т.Т. Сидельникова) и другие…”
Нравственность – это система поведения, заключающаяся в стремлении к хорошим и добрым поступкам. Никто из нас не хочет быть плохим. Почему же мы иногда нервничаем, обижаемся, обижаем в ответ, то есть творим зло?..
Галина Александровна Богоявленская, директор Арсаковской средней школы № 31, Александровский район Владимирской области
“Для формирования системы духовно-нравственного воспитания мы создали сельский социокультурный образовательный комплекс, который стал муниципальной образовательной площадкой. Направления, по которым мы работаем: военно-патриотическое, духовно-нравственное и культурно-историческое. В воспитании детей большое внимание уделяется наглядности. Мы расположены в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, поэтому часто приезжаем туда с детьми. В самом начале этого учебного года мы также совершили поездку в Сергиев Посад к мощам преподобного Сергия Радонежского. Экскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре позволила подробнее ознакомиться со святынями великой обители преподобного Сергия. Ребята узнали для себя о крупнейших событиях духовной истории Святой Руси, в центре которых находился Троицкий монастырь, основанный Игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским…”
В каждом образовательном учреждении есть своя локальная субкультура. Поэтому универсальных принципов построения воспитательной работы быть не может
Петр Георгиевич Бобылев, директор Ередневской средней школы, Малоярославецкий район Калужской области
“…Есть базовые национальные ценности, опираясь на которые мы строим воспитательную работу. У нас функционирует инновационная образовательная площадка “Сельская школа”. Здесь мы работаем по таким темам, как “Образовательная модель школьного музея”, “Социальное партнерство в образовательной практике современной сельской школы”, “Сетевое взаимодействие “Детский сад – Школа” в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального общего образования” и другие.
У нас накоплен большой опыт работы по формированию школьного уклада на основе духовно-нравственных ценностей. Совместные добрые дела стали доброй традицией, через них прошли многие поколения учащихся. Одно из последних добрых дел – выезд группы волонтеров на благоустройство святого источника Пудов колодец”.
Культ потребления противостоит идеалу служения. Только человек с активной жизненной позицией может не поддаться соблазнам современности. Центром жизни должно быть добро
Юлия Сергеевна Васечко, старший преподаватель факультета международного образования кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования, соавтор учебного пособия по ОПК 4 класс, г. Москва
“В среде детей и молодежи поселилась такая мечта: вырасти и свалить за границу. Лишенная патриотизма душа легко ведется на лозунг “бери от жизни все…”, который проповедуют производители популярного сладкого напитка. Но у этой фразы есть и концовка: “…и умри молодым”. Задача педагога, преподающего ОРКСЭ, – взрастить в ребенке правильные идеалы. Одними словами – “будьте добрыми”, “любите родину” и так далее – тут не поможешь. Нужны иные авторитеты. Пример для мальчиков – жизнь князя Александра Невского, причисленного к лику святых. Мастерство педагога – достойно рассказать об историческом герое, чтобы дети смогли противопоставить ему нынешних экранных персонажей типа человека-паука. Итог такого урока – ребята захотят скорее быть похожими на святого князя, защищавшего Русь, нежели на того же человека-паука.
Еще одна проблема – тема любви к Отечеству. Я привожу слова Честертона: “Родина – это наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти”. Любовь к Родине – как любовь к родителям. Если отец или мать больны, дети проявляют больше заботы. Если Родина больна, нужно поступать так же…”
Наша миссия – дать учащимся хорошее светское образование и глубокое православное воспитание
Надежда Юрьевна Селиверстова, директор негосударственного некоммерческого образовательного учреждения “Школа при Андреевском монастыре”, г. Москва
“Помимо обязательных предметов, необходимых для получения государственного аттестата, наши воспитанники изучают основы Православной веры, получают углубленные знания по английскому языку и второму иностранному языку по выбору. Наш школьный уклад строится вокруг молитвенных традиций. Учащиеся живут литургической жизнью, принимая участие в богослужениях. Дети постигают красоту православной культуры и стремятся к знаниям. У нас нет обязательной исповеди, но тем не менее все идут к священнику, это Таинство стараются не пропускать. Почему-то сегодня часто противопоставляют светские традиции и духовные. У нас наоборот – единство светского и духовного. Только так можно воспитать гармоничную личность.
На базе гимназии организована региональная стажировочная площадка по совершенствованию профессиональной компетенции специалистов по Основам религиозной культуры и светской этики. Здесь прошли стажировку порядка 400 преподавателей ОРКСЭ со всей области
Валентина Викторовна Малютина, заместитель директора Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского, руководитель консультативно-методического центра при Курской епархии
“…Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского – образовательное учреждение для православных христиан с углубленным изучением гуманитарных предметов. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию и воцерковлению гимназистов. Учебный план включает традиционные дисциплины и ряд дополнительных курсов: “Закон Божий”, “Основное и нравственное богословие”, церковно-славянский, греческий, латинский языки, церковное пение. В гимназии действует домовый храм во имя преподобного Феодосия Печерского. Здесь воспитанники начинают учебный день с утренней молитвы. Основные образовательные цели – объединение образовательного процесса с православным воспитанием, укреплением традиций русской православной культуры, христианского благочестия”.
Самое главное в нашей работе с детьми – это результат. Учащихся православных школ отличает активная жизненная позиция. Правда, пока их очень мало – около 0,1 процента от всех учащихся страны
Алексей Михайлович Алябьев, директор частной Православной школы Феодоровской иконы Божией Матери, г. Иваново
“Когда мы только основали Православную школу, у меня было стойкое убеждение, что нам помогут. Обратился к власти – там говорят, мол, вы православные – пусть епархия и выделяет средства. Пришел в епархию – сказали, что, раз вы даете государственное образование, вам должна помочь власть. Так мы и оказались между двух огней. Потом дело пошло. Мы выиграли несколько грантов, научились привлекать сторонние средства. В общем, Православное образовательное учреждение – это граница между миром светским и миром духовным. А значит, именно на ее базе возможен конструктивный диалог между Церковью и государством…”
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного (“Крупицы духовной мудрости” св. прп Амвросия Оптинского)
Лариса Владимировна Рыбакова, старший воспитатель Православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского, г. Липецк
“Сейчас такое время, что не нужно учить – нужно показывать. Вечера, круглые столы, игры, паломнические поездки, встречи с интересными людьми помогают воспитывать разносторонне развитого и социально активного православного выпускника. С первого класса мы устраиваем детям знакомство с батюшкой Амвросием – через рисунки, отрывки из жития, песнопения, фильмы. С четвертого класса вводятся дискуссии: как вести себя примерно и этим выделиться. Ведь не секрет, что плохие поступки ребят связаны с желанием выделиться, проявить себя. Мы учим детей это делать правильно с нравственной точки зрения. Среди всего прочего дети знакомятся с изречениями святого старца Амвросия, например: “Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет”, “Надо жить нелицемерно И вести себя примерно”.
Центром духовной жизни является домовой храм преподобного Амвросия Оптинского. Молитвой начинается каждый новый день, молебном Амвросию Оптинскому начинается учебный год, совершается Литургия в гимназическом храме по Великим и двунадесятым праздникам, где гимназисты исповедуются, причащаются – через постоянное соприкосновение с Церковью они научаются жизни в Боге…”
Главные ориентиры в воспитании выражены в словах молитвы перед учением – “возрасти умственно и нравственно Создателю нашему на славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу”
Наталья Владимировна Галко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смоленской Православной гимназии, г. Смоленск
“Мы стараемся создать творческую атмосферу в коллективе, чтобы связать духовные и учебные традиции. Практически каждый гимназист проявляет себя в чем-то творческом. В гимназии постоянно проводятся конкурсы поделок, рисунков, фотографий, всевозможные олимпиады… Но одним из основных направлений в творчестве является работа театральной студии. В ней занимаются учащиеся из каждого класса. Большая честь для юных артистов – выступление на профессиональной сцене Смоленского государственного театра имени Грибоедова. Дважды в год гимназисты показывают спектакли. Их ставят к Рождеству Христову и Светлому Христову Воскресению. Вначале темой постановок служили христианские мотивы – из Священного Писания, жития святых. Затем мы обратились к классическим произведениям, сказкам русских и зарубежных писателей. Сценарий строится так, что неизменно поднимаются вопросы добра, помощи ближнему, взаимовыручке. То есть любая жизненная ситуация сводится к выбору нравственных ценностей, которым и учит Христианская вера. Через театр воспитываются не только актеры, но и зрители!”
Богом нам дана душа
Это маленький наш храм.
Заглянем скорей туда –
Чисто ли сегодня там…
Светлана Валентиновна Гарбар, заведующая ДОУ “Православный детский сад №1”, г. Смоленск
“Большинство наших выпускников становятся учащимися Православной гимназии. На протяжении тех лет, что проводит ребенок в Православном детском саду, он укрепляется духовно. Родители видят, насколько произошел духовный рост детей, когда мы проводим итоговое занятие “До свидания, детский сад!” В самом раннем возрасте дети знакомятся с житием преподобного Сергия Радонежского, затем они узнают, откуда пошла азбука, о святых братьях Кирилле и Мефодии… Очень много сказок и рассказов, связанных с православным пониманием добра, мы изучаем на наших занятиях. Задачу свою мы видим в закладке добрых семян духовности, которые, как мы надеемся, принесут достойные плоды”.
Материал подготовил Владислав Благовестов