Слово митрополита Исидора на встрече с депутатами Смоленского городского Совета
14 апреля 2016 года митрополит Смоленский и Рославльский Исидор провел рабочую встречу с депутатами городского Совета V созыва и сотрудниками Администрации города Смоленска. В начале встречи архипастырь поделился мыслями о проблемах, связанных с глобальными процессами современности, о роли Церкви и евангельских ценностей в обществе XXI века.
Уважаемые депутаты городского Совета, народные избранники, сотрудники Администрации города!
Искренне благодарю вас за то, что вы, жертвуя своим служебным временем, собрались в этом замечательном зале, чтобы встретиться со мной. Благодаря этому я могу поделиться с вами теми мыслями, которые есть у меня, не только как у главы Смоленской митрополии, но и как у жителя города Смоленска, который наряду с иными гражданами имеет определенные ожидания от наших народных избранников.
Всех нас, безусловно, волнуют, дорогие мои, глобальные процессы, происходящие в мире и в нашей стране. По сравнению со второй половиной XX века, век новый XXI предлагает нам новые вызовы и новые трудности. Информационная революция конца прошлого столетия, развитие интернета, средств коммуникации, компьютеризация образовали новую реальность со своими законами и нормами. И название этой новой реальности – виртуальная реальность. Это то, что в философии называется мифом. Так что сказка теперь есть ни что иное как быль, благодаря современным технологиям. Поэтому нам порой трудно разобраться, где человек по-настоящему себя проявляет: в интернете, где оставляет свои записи и фото, или в жизни, в которой порой ведет себя и думает совершенно по-другому, чем в интернете. Технологии позволяют сегодня заглянуть в личное пространство жизни любого человека, выяснить круг его друзей, его интересы, предпочтения, его политические взгляды, нравственное состояние. Мир людей, благодаря интернет-технологиям, сузился и стал от этих технологий чрезвычайно зависим. Церковь свидетельствует, что это проблема.
Мнение одного человека или малой группы людей теперь в несколько минут может стать мировоззренческой позицией многих тысяч людей, пусть даже это не проверено в реальной жизни, неподтвержденный факт. Теперь не нужно никому ничего доказывать, достаточно новую информацию выложить в интернет, и она, эта информация, станет новой реальностью. Мы все знаем о информационных войнах и о том, что они могут делать в государстве. Эта ситуация ставит перед нами очень серьезный вопрос: каково же место традиции в этом неудержимом стремлении к модернизации всех сторон человеческой жизни, в том числе и духовной жизни? Итак, прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо дать определение традиции. Святейший Патриарх Кирилл утверждает, что традиция – это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции. Традиция – это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в своей основе Божественное начало, Божественный критерий. Что же это за Божественный критерий? Это тот фильтр, который помогает нам отсеивать полезное для нашей души от пагубного. Таким образом, ядром традиции является нравственность. Нравственность неуязвима. Меняются эпохи, литературные, архитектурные стили, границы государств, но нравственность неприходяща. Именно на нравственных законах основаны человеческие законы, именно нравственные законы помогают достичь общественного согласия.
Функция хранительницы нравственных начал в Российском государстве исторически была всегда возложена на Православие, которое нами воспринимается не только как жизнь Церкви, но и как нравственные традиции народа, его генетический код, сформированный силой духа, подвигом, и освященный благодатью Божией. Поэтому нам понятно, почему в нашем Отечестве Православная Церковь на протяжении многих веков являлась стержнем, сохраняющим генетический код нации. Об этом часто говорит Святейший Патриарх Кирилл, об этом нам напоминает и президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Таким образом, Русская Православная Церковь непрестанно призывала и будет призывать руководствоваться вечными Евангельскими принципами в семейной, профессиональной и общественной сферой человеческой жизни.
Не только глобальные процессы влияют на жизнь современного человечества, общества в целом. Нравственный релятивизм, культ свободы от нравственных начал как в бытии личности, так и в общественной жизни, – новый бич и новый вызов для современного человека. Сегодня мы видим, как происходит отказ от традиционной морали, расшатываются семейные устои, что в свою очередь приводит к дискредитации института христианского брака. Мы видим, что во многих семьях не уделяется достаточного внимания воспитанию детей. Невнимательный наблюдатель мог бы прямо подумать, что время настолько ускорило свой бег, что между родителями и детьми установилась все возрастающая душевно-духовная дистанция. История спешит, эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады, воззрения. Старость стремительно старится, и каждое новое десятилетие несет людям новое, неслыханное. Люди старшего поколения замечают, что не поспевают за своими детьми. И многим таким людям кажется, что они устарели, что в этой жизни они ничего не понимают.
И на этом фоне как раз необходима защита государством института семьи. Именно на законодательном уровне требуется отстаивать традиционные определения понятий семьи, брака, организовать защиту от неоправданного вмешательства во взаимоотношения супругов и их детей, обеспечить материальную поддержку для малоимущих семей. Данные меры требуют особого внимания ввиду своей огромной роли семьи в существовании нашего Отечества. Семья для нашего Российского общества – это та ячейка, то ядро, благодаря которому и существует наше государство. Разрушьте семью – падет и наше государство.
К сожалению, мы наблюдаем, как происходит постепенная атомизация общества, несмотря на то, что технический прогресс, интернет, социальные сети проникли во все уголки нашей планеты, человек становится одиноким, как никогда. Он брошен в это безбрежное море и не находит опоры, поддержки. В таком случае он начинает обращать взор исключительно на себя, на свои права, на свои желания, на свою правду. Не на правду бытия личности, но на правду греховных человеческих инстинктов. Вот уже несколько столетий не утихают споры вокруг так называемых “прав человека”. В угоду свободы для греха в современном обществе часто подменяются понятия. Говоря “человек”, вместо понятия “личность” имеют в виду человеческие инстинкты. Свобода подменяется вседозволенностью.
Святейший Патриарх Кирилл заявил об этой опасности не так давно как о ереси человекопоклонничества, когда человеческие свободы становятся укрепляющим началом общественного, политического и духовного пространства. Это вызвало у либеральной критики серьезную волну возмущений. И в интернете можно видеть высказывания “Патриарх против личности, против свободы”. Но Патриарх как раз говорит о том, что в современном обществе подменяются эти понятия. Речь идет не о личности и не о свободе в их экзистенциальном смысле, но о подмене понятий. Многие задаются вопросом, что же плохого в том, что соблюдаются права и свободы каждого человека? Но здесь мы должны обратить внимание на следующую проблему: дело в том, что в этой концепции нет места личности, но всячески превозносится именно индивид. Индивидуум, согласно русскому философу Николаю Бердяеву, есть категория биологическая, а личность – категория духовная. Именно в качестве личности человек есть микрокосм, а не часть или атом какого-то внешнего целого. Личность, замечает мыслитель, есть свобода и независимость по отношению человека к природе, к обществу, к государству, но это не только есть эгоистическая свобода самоутверждения, а как раз наоборот: личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа.
Церковь – за свободу. Но необходимо дать ясное, четкое определение понятию свободы. Святитель Филарет, митрополит Московский, современник А.С. Пушкина, так говорил: “Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее, она есть достояние каждого”. “Наблюдение над обществами показывает, – продолжает святитель Филарет, – что люди, ввергнувшие себя в это внутренне рабство – рабство грехам, страстям, порокам, чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколько возможно, расширенной свободы в обществе человеческом перед законом и властью. Но расширение внешней свободы будет ли способствовать им к освобождению от рабства внутреннего, греховного? Нет причин так думать. В ком чувственность, страсть, порок уже получили преобладание, тот при уменьшении преград, противопоставленных порочным действиям законом и властью, конечно, неудержимее прежнего предастся удовлетворению страстей, и внешней свободой воспользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутренне рабство”.
Так вот, подумаем о роли закона в нашей жизни, который бы содействовал не внутреннему рабству, а внешней личностной свободе человека. Против индивидуализма, не признающего ни Божественные законы, ни естественные, против приоритета частных, своекорыстных и эгоистических интересов над общим благом мы, Церковь, и выступаем. Мы провозглашаем идею о приоритете Божественной правды и естественных законов человеческого бытия, складывающихся веками. Мы говорим о приоритете совести, жертвенности в общественной и частной жизни. Мы заявляем о ценности каждой личности. Ибо любой человек носит в себе Божественный образ и отблеск Божественной славы. Именно сохранением базовых моральных и правовых установок обеспечивает прочное стабильное существование социума, его противодействие различным деструктивным влияниям, как внешним, так и внутренним.
И во многом, от представителей власти, в частности, от народных избранников, зависит сохранение социальной стабильности, соблюдение справедливости в нашем регионе и государстве в целом. Однако, к сожалению, случается так, что моральные установки не согласуются с правовыми. На примере западных стран мы можем наблюдать картину, когда различные деструктивные системы вторгаются в законодательную сферу. И та правовая система, которой гордился западный мир еще не так давно, стала инструментом демонтажа христианских ценностей в данных странах. Легализация эвтаназии, однополых браков, введение элементов ювенальной юстиции – все это плоды той свободы, которая раскрепощает людей от законов совести, законов Божиих, которыми человек и должен прежде всего регулировать личные и общественные отношения. Эти нововведения противоречат не только нравственным, но и общечеловеческим принципам, ведут к физическому и моральному разложению народов. Прискорбно отмечать, что все большее количество стран присоединяется к этим разрушительным процессам поиска такой свободы.
Здесь мы подходим к вопросу о личной ответственности тех, кто занимается законотворчеством. Именно от личной активности парламентариев, в частности, смоленских, будет зависеть способность противостоять тем ложным ценностям, которые нам упорно навязывают. Мы живем в непростой исторической ситуации, когда от нас требуется в полной мере мобилизовать все наши силы для преодоления тех кризисов, которые обрушились на наше Отечество. Чтобы справиться с ними, нам нужно помнить простыне слова, сказанные ныне покойным Патриархом Сербским Павлом: “Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в которое родимся, но выбираем одно: быть людьми или не быть ими”.