Обновления

Под патронатом Святого Авраамия Смоленского

Главная > Публикации > Под патронатом Святого Авраамия Смоленского

12-14 сентября 2016 года в Смоленском государственном университете прошла Всероссийская научная конференция “Авраамиевские слушания”. Организаторами и учредителями ее выступили Смоленский государственный университет, Смоленское отделение Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, Смоленская митрополия, Спасо-Преображенский мужской Авраамиев монастырь города Смоленска.

2016-10-04_101

Фотогалерея

Год назад возникла идея создать совместными усилиями науки и Церкви регулярную научную конференцию, посвященную памяти смоленского святого, одного из первых православных святых, книжника и просветителя преподобного Авраамия. Проект получил название “Авраамиевская седмица”. Предполагалось, что в течение недели на разных площадках города – в Смоленском государственном университете, в Смоленской Православной Духовной Семинарии, в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т. Твардовского – пройдут научные встречи, которые объединят специалистов разных областей знаний: историков, археологов, литературоведов, лингвистов, краеведов, искусствоведов, теологов, православных педагогов. В центре проблематики должна стать библейская и раннехристианская археология и история; культура и письменность домонгольской Руси и ее рецепции в позднейшей культуре; проблема взаимодействия христианства и культуры (литературы, истории, педагогики). Необходимость и актуальность этого грандиозного проекта обусловлены идеей возрождения национального самосознания, составляющей частью которого является воспитание патриотических чувств. Проект призван содействовать распространению научного знания, базирующегося на приоритетных традиционных нравственных ценностях народов России, показать исторически сложившуюся взаимосвязь культуры Европы и России, интегрировать исследования в разных областях науки вокруг общенационального идеала, носителями которого являются выдающиеся представители российской и мировой культуры, литературы, истории, Христианской Церкви. Однако “Авраамиевская седмица” – не только научный, но и социальный проект, который должен объединить науку, просвещение, религию, знание и веру, чему и способствует личность Святого преподобного Авраамия Смоленского.

Заявка на проведение “Авраамиевской седмицы” была подана в Российский гуманитарный научный фонд, однако практика показывает, что с первого раза, без существования задела, мало какие проекты получают финансовую поддержку. Несмотря на это лучшие российские специалисты в области древнерусской литературы и истории откликнулись на идею осуществления проекта и заявили о своей готовности проехать в Смоленск и выступить с докладами и без грантовой поддержки. Среди них доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН, главный редактор научного журнала “Древняя Русь. Вопросы медиевистики” Е.Л. Конявская, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, главный научный сотрудник, руководитель Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН А.В. Назаренко, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН Ф.Б. Успенский, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова А.М. Ранчин, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, первый чемпион мира по спортивному “Что? Где? Когда?”, обладатель четырех “Хрустальных сов” Ф.Н. Двинятин, доктор филологических наук, профессор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева А.А. Шайкин, доктор филологических наук, профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта Л.Г. Дорофеева, доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета И.В. Семененко-Басин, доктор филологических наук, профессор Российского государственного университета Ю.Б. Орлицкий, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы РАН “Пушкинский Дом” А.С. Александров, хабилитированный доктор наук, экстраординарный профессор Института неофилогии и прикладной лингвистики университета Казимира Великого в г. Быдгощ (Польша) Анна Маймескулов.

Тогда и было решено совместными усилиями Смоленского государственного университета, Смоленской митрополии и Спасо-Преображенского мужского Авраамиева монастыря осуществить в 2016 году камерный вариант первоначальной идеи, пилотный проект “Авраамиевской седмицы” – “Авраамиевские слушания”. Оценив неподдельную заинтересованность ведущих ученых страны, Смоленская епархия приняла на себя финансовую поддержку конференции.

Вот как о перспективности этого научного проекта отозвался Ф.Н. Двинятин: “Во-первых, площадок, где люди могут собраться и обсудить вопросы, связанные с древнерусской проблематикой, мало. И в любом случае ещё одна – это всегда полезно. Во-вторых, Смоленск – это не коим образом не “ещё одна”. Есть фактор города. В данном случае особенно выстрелило то, что это город Авраамия Смоленского – одного из самых примечательных и таинственных древнерусских святых.

Кроме всего прочего – это один из древнейших русских городов. И дух этот по-настоящему чувствуется до сих пор. Наверное, Смоленск можно назвать самым малоизвестным для очень многих жителей нашей страны таким древним городом. И, конечно, самым большим, красивым и древним из таких малоизвестных. Я вот по разговорам с москвичами, с петербуржцами знаю, что двадцать человек, которые неоднократно бывали в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале – один-два найдутся, которые были в Смоленске. Всякий, кто сюда попадал, жалел, что так поздно это с ним случилось.

И третье, что очень важно, в городе есть люди, которые собрались и затеяли этот проект. Это сразу переводит его из разряда каких-то причудливых провинциальных начинаний в разряд настоящего общероссийского события. Это люди университета, затеявшие всё это. В первую очередь – ученицы Вадима Соломоновича Баевского — Лариса Павлова, Ирина Романова и их коллеги. Во-вторых, это люди епархии – настоятель Свято-Преображенского Авраамиевого монастыря игумен Хрисанф. Их союз привёл к тому, что всё по-настоящему хорошо”.

Конференция проходила три дня. В первый на торжественном открытии научной встречи выступили с приветственными речами исполняющий обязанности ректора СмолГУ М.Н. Артёменков и митрополит Смоленский и Рославльский Исидор. Его Высокопреосвященство, в частности, отметил большое значение этого события, позволяющего глубже понять личность Авраамия Смоленского, познакомиться с разными сторонами его просветительской и духовной деятельности, привлечь внимание к его трудам: “…Имя преподобного Авраамия для нас является тем собирательным образом, в котором мы видим и ученого, и монаха-аскета, и опытного пастыря. Для Церкви очень важен этот образ древнего русского святого, который соединяет в себе ученость и молитву. Безусловно, личность преподобного Авраамия, явившая собою многогранность талантов, интересна и людям светской науки. И это тоже не случайно. Те знания, которые вобрал в себя преподобный Авраамий, позволяют говорить о нем не только как о церковном деятеле, но, наверное, и как о светском ученом, которого, как мы знаем, не понимали современники.

Для нас, живущих в Смоленском регионе, то, что изучают преподобного Авраамия, является великой гордостью, и то, что вы, дорогие ученые, будете обсуждать особенности эпохи жизни преподобного Авраамия, является для нас еще одним поводом к радости…

Я искренне приветствую всех ученых, прибывших на нашу конференцию, благодарю университет за предоставленную возможность обсуждения этой очень актуальной для нас темы. Надеюсь, что дни нашей совместной работы помогут нам многое открыть из истории древней Церкви, древней России и помогут лучше понять многогранность личности преподобного Авраамия”.

Торжественное открытие научного проекта украсило выступление хора Смоленской православной духовной семинарии (регент – Илья Бельский).

Докладчики познакомили слушателей с исследованиями житийных памятников, посвященных Авраамию Смоленскому и автору его жития преподобному Ефрему (Е.В. Конявская “Житие Авраамия Смоленского: грани традиции”, игумен Хрисанф (Шадронов) “Преподобный Авраамий Смоленский: необычное Житие”, Ф.Б. Успенский, А.Ф. Литвина “Что мы знаем об авторе Жития Авраамия Смоленского?”; святому Глебу (А.М. Ранчин “Убиение святого Глеба на Смядыни (к вопросу об интерпретации жития как исторического источника)”); Феодосию Печерскому (А.А. Шайкин “Земное и горнее в Житии Феодосия Печерского”), Кириллу Туровскому (Ф.Н. Двинятин “Канон и личная манера: как Кирилл Туровский приводит традиционные тексты и составляет свой (на материале космологических фрагментов)”); а также с исторической и богословской проблемой почитания святых (И.В. Семененко-Басин ““Верный Месяцеслов всех русских святых” – история создания и рецепции”).

По окончании рабочих заседаний митрополит Исидор оказал высокую честь участникам конференции, устроив для них теплый прием у себя в резиденции, во время которого он подчеркнул важность для Смоленска привлечения внимания ведущих ученых к изучению личности и наследия Авраамия Смоленского. Каждый исследователь получил в дар от митрополита Смоленскую икону Божией Матери “Одигитрия”.

Второй день конференции был посвящен поэту-крестьянину, сельскому учителю, регенту церковного хора Гервасию Псальмову, недавнему яркому открытию смоленских исследователей, чьи доклады о нем и его жене прозвучали в первой половине дня в университете (Л.В. Павлова “Поэзия крестьянской России: Гервасий Псальмов”), И.В. Романова “Надежда Пичугина в жизни и творчестве Гервасия Псальмова”). Об освоении литературой темы сельского духовенства рассказал А.С. Александров в докладе “Александр Алексеевич Измайлов (1873-1921) – бытописатель сельского духовенства”.

Главным же событием дня стало торжественное открытие памятника Гервасию Псальмову (скульптор Валерий Гращенков) в его родном селе Васильевском Сафоновского района Смоленской области.

Благодаря чудом найденному в архивах Пушкинского дома рисунку ученика, на котором изображена старая церковь в Васильевском и рядом с ней – свежая могила учителя, было определено предполагаемое место захоронения Псальмова, на нем установлен кенотаф. Рядом – условные могилы сельских священников, современников поэта. В этом очищенном, облагороженном усилиями учителей села Васильевского месте была совершена лития в память о Гервасии Псальмове.

В местном клубе дети из воскресной школы “Отрада” поселка Вадино представили концерт, посвященный творчеству Гервасия Псальмова. Во время выступлений, связанных с главным торжеством, знаменитый “знаток” Федор Двинятин, в частности, сказал, что Псальмов – настоящее открытие сегодняшнего времени – крестьянин-книжник. Он – может быть, самый талантливый из всех известных поэтов-самородков. Он сумел сказать правдиво и точно о доле крестьянина на языке Пушкина, Кольцова и Надсона. “Это событие, безусловно, в общенациональном масштабе. И если оно не станет медийным, то просто потому, что к процессам, которые идут в русской культуре, внимание общества и средств массовой информации приковано в значительно меньшей степени, чем хотелось бы.

Иногда говорят о самородках, но этот термин закрепился, скорее, за крестьянскими поэтами, которые начинали без образования. А потом-то они получали доступ к книгам и журналам, печатались. Вокруг них возникала своеобразная литературная субкультура. Такие самородки есть, хотя они в панораме русской литературы определяют сравнительно немного – при всём уважении к их тяжёлой судьбе.

Характерно, что Сергей Есенин в какой-то момент очень испугался для себя этой возможности – пойти по пути такого самородка, и решительно с этой крестьянской поэтической культурой порвал. В самый какой-то декадантский модернизм бросился. Только чтобы не стать крестьянским поэтом ограниченного кругозора.

В данном случае мы имеем нечто совершенно другое. Поэт не только не печатался при жизни, вокруг него не было никакого кружка, который что-то подобное читал. Есть в мировой литературе такие фигуры. Великая американская поэтесса XIX века Эмили Дикинсон тоже при жизни была совершенно неизвестна. У нас таких нет. И если бы его стихи были хуже, можно было бы сказать, что мы с горя раскручиваем не очень интересного автора. Но стихи Псальмова по-настоящему замечательные. Когда они будут хорошо прочитаны, то вполне возможно, что история литературы осложнится. В ней появится пусть не центральная, но всё равно очень интересная фигура, заслуживающая внимания”.

Тема сельского духовенства и поддержки талантов из народа была продолжена во время посещения церкви храма в честь иконы Божией Матери “Отрада и утешение” в поселке Вадино.

В третий день работы конференции широко обсуждались историко-филологические вопросы древнерусской литературы (А.В. Назаренко “Древнерусская похвала на перенесение мощей Св. Николая в Бар-град и происхождение памяти св. Николая 9 мая (Никола вешний) в свете нового источника”, Л.Г. Дорофеева “Категории кротость и дерзновение в переводной древнерусской агиографии (Житие свт. Николая Симеона Метафраста и “Слово иже во святых отца нашего Николы, о житьи его и о хожении его и погребении”)”), а также проблемы влияния духовной литературы на творчество авторов Серебряного века (Ю.Б. Орлицкий “Неопубликованная Русская Псалтырь Фейги Коган в кругу параллелей”, Л.Г. Каяниди “Ангелология Владимира Соловьёва и Вячеслава Иванова”, А. Маймескулов “Рассказ Владимира Набокова “Рождество”: поэтика эпифании”). В заключение слушаний прозвучал доклад, коснувшийся трагических страниц в истории Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске в послереволюционные годы (М.В. Каиль “Обитель святого Авраамия в бытность архимандрита Леонида (Скобеева)”).

Культурная программа для участников конференции была тщательно продумана. В первый день они посетили Смядынь – место предательского убиения князя Глеба и символ его христианского подвига, а также старинные смоленские храмы. В третий день участники конференции посетили Гнездовский археологический комплекс.

Завершилась конференция просмотром просветительского фильма об Авраамии Смоленском, снятого усилиями Ассоциации православных педагогов.

По итогам конференции готовится к изданию сборник ее материалов.

Удачный опыт пилотного проекта вдохновляет организаторов совместными усилиями университета и митрополии включаться в новую работу по подготовке и поведению “Авраамиевской седмицы” в 2017 году.

Л.В. Павлова, И.В. Романова

Главная > Публикации > Под патронатом Святого Авраамия Смоленского