Любовь к людям и щедрость души
Оксана Васильевна Сергеенкова в последние годы работала в Смоленской православной гимназии учителем русского языка и литературы. До этого была корректором в газете “Рабочий путь”, учителем в 27-й школе. Ее любили все: друзья, коллеги, ученики, родители… И даже у тех, кто с Оксаной Васильевной был знаком совсем немного, осталось светлое впечатление об этом удивительном человеке и сожаление, что не довелось пообщаться поближе. 2 августа после тяжелой болезни Оксана Васильевна умерла. Но мы знаем, что “смерти нет, а есть любовь и память сердца”, как сказал Лев Толстой, поэтому мы начали собирать воспоминания о нашей дорогой Оксане Васильевне.
Памяти хорошего человека
Наше знакомство состоялось очень давно. Помню, в класс вошла симпатичная русоволосая молодая женщина с приветливой улыбкой. Поздоровалась, представилась:
– Оксана Васильевна. Можно просто, Оксана.
Так началась наша дружба. Мы были вместе в радости и в горе, помогали друг другу, гордились успехами, решали вместе какие-то проблемы, советовались.
Всё оборвала смерть…
Оксана и смерть. Как-то эти слова не вяжутся. Только коварнейшая болезнь смогла унести из жизни такого жизнерадостного, общительного человека. Работала, занималась любимым делом – учила ребят быть такими, какой была сама – отзывчивыми, добрыми, сострадательными, нетерпимыми ко всякой фальши и грязи. Всегда умела заинтересовать учеников необычной подачей материала, спешила объяснить, если чего-то не поняли, похвалить, утешить.
Главное – это ее любовь к людям и щедрость души. Это чувствовали все, кто был с Оксаной знаком близко. А еще она любила жизнь! Последние месяцы эта хрупкая женщина, можно сказать, героически боролась за нее. Не жаловалась, стоически переносила боль, даже подбадривала нас, приходивших в больницу навестить ее. У нее было столько творческих планов! Представляла, как 1-го сентября войдет в класс и скажет: “Здравствуйте, дети. Я снова с вами!”.
Всё оборвала смерть…
Мне было лет пять, когда умерла моя бабушка, близкий и родной человек. Отец, в утешение, рассказал притчу: когда человек умирает, Бог, чтобы тот не скучал без родных, дарит ему окошко, в которое он может наблюдать за близкими и друзьями. На каждом таком окошке стоит в горшочке цветок, а к лепесткам привязан колокольчик. Когда кто-то молится об умершем, звонит колокольчик; говорит о нем хорошо – светит солнце, плачет – цветочек поливает дождиком. Так он растет, радует небожителя. В первые дни часто звенит колокольчик, слышны слова молитвы, люди плачут, жалея об уходе близкого человека. Но со временем звон все реже, цветочек вянет и вовсе засыхает. “Молись, чтобы бабушкин колокольчик не засох. У каждого должно быть любящее сердце, которое вспомнит, скажет нежные слова об усопшем, попросит со слезами Бога, чтобы душа не петляла во тьме”.
Оксаночка, я молюсь о твоей душе. Я тебя любила. Я тебя люблю. Я буду любить тебя и вспоминать добрыми словами. Пусть звенит твой колокольчик. Светлые воспоминания о человеке, который честно и достойно жил, оставив после себя плоды своих добрых дел (а ты воспитала не одно поколение достойных учеников), всегда будут сильнее смерти.
Оксаночка, ты умела дарить свою любовь людям. Память о тебе будет всегда жить в моем сердце.
Эта боль никогда не утихнет…
Ирина Кошелева
Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется
Для меня Оксана Васильевна осталась в памяти человеком, которого радовало путешествие. Не много нам удавалось вместе поездить, но это случалось: паломнические поездки, экскурсия в г. Десногорск на атомную станцию и летние поездки в туристический лагерь п. Пржевальское.
Потрясающим воспоминанием об Оксане Васильевне стало пребывание в летнем лагере. Это был особый мир, мир детей и взрослых, объединенных молитвой, летним отдыхом, наслаждением красотой природы, играми, туристическими походами, плаванием на байдарках в бесконечных озерах края. Жили одной огромной семьей (до 65 человек достигал наш лагерь) и все хозяйство вели вместе: готовили пищу, ходили за молоком, убирали и мыли посуду, “укладывали” детей спать и планировали занятия на следующий день. А с утра все сначала – чтение акафистов и молитвенного правила, походы, обед на костре, вечерние посиделки, игры, приготовление пищи, прогулки к озеру, уборка, мытье посуды … В этом общежитском, огромносемейном мероприятии Оксана была не просто помощником, а самым активным и деятельным участником.
Особую радость доставляли Оксане Васильевне “Часы Библии”. После обеда садились кружком ученики и учителя, у каждого в руках Евангелие, посередине ставили зажженную свечу и помолившись, читали Евангелие по очереди. Каждый из присутствующих зачитывал одну строфу и дальше следил по тексту, когда читали другие участники этого действа. Закончив главу, все с огромным вниманием и крайним благоговением слушали толкование отрывков Евангелия, которое давал иеромонах Лука (Лисовский), тогда еще преподаватель гимназии Алексей Владимирович. Самым благодарным слушателем оказалась тогда Оксана Васильевна, очень радовалась она новым знаниям Библейской истории и открывавшемуся ей богословскому смыслу Писания. Помню ее тихую радость от всего происходящего, умиротворенность и осознание того, что Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни.
Инна Лисовская
***
Ровные строки… Красивые аккуратные буквы… Говорят, что по почерку можно узнать о человеке очень многое. Впервые увидев почерк Оксаны Васильевны, я восхитилась им. Каллиграфический, строгий, очень аккуратный. Таким же человеком она и была: красивая, аккуратная, строгая, требовательная. Строгая и требовательная, прежде всего, к себе, а потом уже ко всем остальным. К любому делу, начинанию она подходила очень ответственно, не давала себе поблажки. Знала, что, прежде, чем научить других чему-то новому, нужно овладеть самой, причем, не на “пять”, а только на “пять с плюсом”! И при всей внешней строгости, в душе это был удивительно лиричный и тонкий человек, глубоко понимающий литературу, любящий СЛОВО!
Оксана Васильевна очень любила свою профессию. Она бесконечно радовалась, что у педагогов не один, а два профессиональных праздника: День Знаний 1 сентября и День Учителя. В эти дни она вся буквально лучилась изнутри. Такой она и осталась у меня в памяти: красивой, улыбающейся, окруженной любящими учениками…
Вечная память!
Надежда Павлова
***
Оксана Васильевна была светлым и мудрым человеком с очень добрым сердцем, она была всегда открыта для нас. Она отдавалась своему делу полностью и с готовностью помогала ученикам, находя к каждому особый подход. Взгляд ее был очень проницательным и глубоким. Оксана Васильевна заботилась о каждом своем ученике, словно мама, поддерживая и беспокоясь. Она любила свою работу, литературу, родную речь. Ее уроки пролетали быстро и надолго запоминались и запомнятся навсегда. Она дала нечто большее, чем просто обучение языку, она прививала нам любовь к Богу, любовь к жизни и желание постоянно творить и саморазвиваться. Оксана Васильевна помогала нам наполнять наши души чистотой и искренностью.
Она была истинно верующим человеком, приучала нас к труду, учила красиво и грамотно излагать свои мысли, и главное – быть настоящим человеком.
Та искра, подаренная нам всем, будет жить в сердце постоянно.
Ольга Панкова, выпускница
***
Редко можно встретить человека, который искренне наслаждается своей профессией. Именно таким человеком была наша любимая Оксана Васильевна. Каждый урок был окутан неимоверной теплотой и лаской, которую она отдавала нам. На занятиях Оксана Васильевна учила нас говорить и мыслить, смотреть на мир с любовью и добротой, как делала она сама. Я не могу вспоминать Оксану Васильевну просто как учителя русского языка и литературы, потому что, в первую очередь, она была прекрасным человеком. Она всегда вела уроки по-особенному, стараясь передать часть себя и того, чем она жила, нам, своим ученикам. Мы ее очень сильно любили, любим и будем любить всегда.
Валерия Селютина, 10 класс
***
Оксана Васильевна была чутким преподавателем, готовым всегда прийти на помощь. Безусловно, ей удалось совершить настоящий подвиг, почти невозможное в эру современных технологий – привить нам настоящую любовь к литературе и родному русскому языку. Читая художественные произведения, она обращалась напрямую к душе ученика, помогая глубже прочувствовать судьбу каждого отдельного персонажа. Оксана Васильевна дала понять, что без знания своего прошлого, сокрытого на страницах литературных шедевров, и без знания языка, на котором говорили наши предки, красотой которого восхищаются по всему миру, невозможно построить счастливого будущего. Ведь не под силу понять широкую душу русского народа, не понимая его культуры, отражением которой является язык.
Анастасия Журавлёва, выпуск 2017
***
“Когда я пришла на работу в гимназию и встретила здесь Оксану Васильевну, мы нашли много общего в своей прошлой жизни, общие воспоминания. Наши отцы – военные, служили в ГДР. Оксану увидела однажды в таком халатике, смотрю, ткань немецкая, нейлон. И вот так мы узнали, что она провела детство в ГДР, и я провела. Еще мы немного вместе в 27 школе работали. Совсем чуть-чуть я там поработала. И у нас опять были общие точки соприкосновения.
Все скажут, что она была образованная, высоконравственная… Могла пожертвовать своим временем, не отказывалась помочь в трудную минуту. Вот, например, такой случай. Это было не в прошлом году, в прошлом году она заболела, в позапрошлом году. У нас такая сложилась традиция, мы на Масленицу делаем блины на уроках технологии. У нас условия есть. И мне на уроке очень сложно организоваться. Класс большой, мальчишек очень много. Шумно. Я говорила, что, наверное, не справлюсь. Оксана говорит: я приду к тебе на урок, у меня в понедельник нет уроков, я приду. Пришла, чтобы ее дети, у которых она была классным руководителем, из этого процесса не выпали, так как я сказала, что со всеми буду, а с этими не буду, потому что класс очень сложный. Но все они хотят печь, поэтому лишить их этого удовольствия она просто не могла. И она пришла, и взяла на себя половину, и я половину. И все хорошо получилось. Вот такой человек. Прийти на урок в свое свободное время не каждый сможет”.
Ирина Космынина
***
“Мы дружили с Оксаной Васильевной. Она была очень увлечена своей работой. Любила то, что преподносила детям. Стихи любила читать вслух, и детям очень нравилось то, как она это делает, выразительно и эмоционально. И человек она была эмоциональный. Она “теплая” была. Знаете, есть люди “холодные”, а есть “теплые”… С Оксаной можно было много чего обсудить, практически все. Она умела поддержать, выслушать. Я очень часто этим пользовалась. Умела выслушать и дать хороший совет, успокоить. Когда я сюда пришла, мы очень быстро подружились, она контактная была. Как-то слово “была” меня смущает, потому что никто не ожидал, что так будет. У нас были все основания надеяться на хороший расклад.
Оксана очень смиренно все воспринимала. Она никогда не спрашивала: за что это мне? Оксана верующий человек была, глубоко верующий. И воспринимала болезнь как истинно верующий человек. И это удивляло и восхищало одновременно. Очень жаль, что так все случилось. Но я надеюсь, что ей сейчас лучше”…
Светлана Сенина
***
“Два года назад Оксана Васильевна была в нашем 5 классе классным руководителем. Сложный класс, много мальчиков. Оксана Васильевна знала прекрасно всех ребят, следила за учебой каждого. Была строгой, но справедливой. С любовью к детям относилась, как мамочка.
У нас такой случай был. У моего сына случилась травма, кровь изо лба хлынула. Оксана Васильевна сохраняла спокойствие духа, очень мужественно повела себя, сделала все, что нужно было, без паники.
В нашем классе такая традиция была – в конце учебного года мы ездили с Оксаной Васильевной в деревню Рай на литургию, потом гуляли, общались”.
Екатерина Церр
“Оксана очень быстро стала у нас в редакции своей, она же раньше была классным руководителем в 27-й школе, в классе, где училась моя дочь. А потом я ее научила новой профессии – быть корректором, как она сама говорила. Спустя пять лет она вернулась в школу, а к нам заходила иногда, мы от нее так и не отвыкли. А еще благодаря Оксане мы, несколько человек из “Рабочего пути”, открыли для себя праздник Крещение, научились окунаться в прорубь”.
Людмила Губанова
“Оксана Васильевну мне довелось знать по священническому долгу как Ксению. Она исповедовалась и одновременно обращалась с некоторыми вопросами, и мы пытались через молитву и общение найти нужные ответы. Мне довелось быть с рабой Божией Ксенией почти весь период болезни, около года, видеть ее физическое страдание и видеть, как мужественно претерпевала она это испытание с именем Христовым на губах, едва слышно шепча благодарение Богу, испытывающему и спасающему, как поется в акафисте “Слава Богу за все”. Священнику удается иногда видеть такую кончину, когда подлинно, глубоко понимаешь, что смерти нет, страдания временны, а за ними вечная жизнь – Христос, в объятия которого и попадает душа претерпевшего с верою до конца! Вечный покой твоей душе, сестра о Христе!”.
Иерей Иоанн Надточеев
Просим всех молитвенно поминать рабу Божию Ксению.
Материал подготовила Анна Василевская