Обновления

Несколько слов в защиту добра

Главная > Публикации > Несколько слов в защиту добра
2019_04_17_001

Фото: psihologijaonlajn.wordpress.com

Один мой знакомый теолог, однажды увлекшись этическими проблемами, принялся всесторонне их изучать и начал, естественно, с вопросов зла, рассчитывая потом перейти и к добру. Но сама тема зла оказалась настолько многогранной и интересной, так увлекла его своими многочисленными нюансами и историческими параллелями, что до темы добра он так и не добрался. Как мне кажется, этот пример не удивителен.

Казалось бы, что проще, чем ответить на вопрос, что же такое добро. Но вдумываясь, мы неожиданно начинаем ощущать себя сократовыми собеседниками. У нас спрашивают что-то элементарное, такое, о чем казалось бы все между собой согласны. Добро — это когда люди делают друг другу что-то хорошее. Когда защищают слабого. Когда подбирают беспризорных животных и подают нуждающимся. Когда переводят через дорогу бабушек-ветеранов. В общем, о чем здесь рассуждать.

Вдумавшись, вернее, ознакомившись с жизненными примерами, мы обнаруживаем, что все не так просто. Помощь нуждающимся может привести к тому, что некоторые из них вообще прекратят попытки заработать на жизнь самостоятельно и начнут паразитировать на своих доброхотах. Любительница беспризорных животных, приютившая в квартире десяток собак, может лишить покоя целый подъезд. Активисты благотворительности уже стали притчей во языцех благодаря своему бесцеремонному и неуживчивому нраву. Некоторым проще любить абстрактных голодных африканцев, чем своих вполне конкретных ближних в семье. Поэтому если мой знакомый теолог когда-нибудь оторвется от своего любимого зла и таки обратится к добру, я буду ему очень признателен. Но пока этого не случилось, позволю себе некоторые заметки в защиту добра.

Первое что удивляет — тема добра потрясающе ничтожна в современной культуре. В голливудских фильмах никакого добра в принципе нет. Зло в виде того или иного колоритного персонажа обворожительно прекрасно, главные герои борются с ним весь фильм и к концу умудряются-таки одолеть. Мы победили зло, взорвали его, расплющили, отрубили ему хвост. Но добро-то тут где? Какое оно имеет отношение к происходящему? Не будет добра в драмах, триллерах, короче говоря, всех фильмах с динамичным интригующим сюжетом. Когда герой в одной старой картине дает обет (под влиянием умирающего друга-гуманиста) никого из врагов не убивать, зрители искренне огорчаются — как? крови злодеев сегодня не будет? Не будет добра в фильмах о семейных распрях и в “добрых” комедиях, где эти самые добрые герои ведут себя смешным и нелепым образом. Какие-то остатки перестроечного “гуманизма” можно увидеть в тупых и бессмысленных российских сериалах, где этот реликт существует только для того, чтобы потом рухнуть под натиском каких-то “реалий” – то ли бандитских, из 90-х годов, то ли иных каких, населяющих утомленный мозг своих создателей.

Добро для современной молодежи – это даже не абстракция, не далекая от жизни теория, а скорее примеры крайне негативного свойства — это педагог с многолетним стажем работы, вещающий им о необходимости морали и тут же эту мораль дискредитирующий своими другими поступками; это политик, с высокой трибуны обращающийся к гражданам с призывами к нравственности и потом попадающийся на коррупции; это очередной создатель благотворительного фонда, впавший в махинации… Примеров тут много, и все они одинаково печальны.

Поэтому можно говорить о сложившемся дисбалансе в моральном сознании современных людей, где зло реально и сверхреально, а добро немощно и беспомощно, но чаще отвратительно лицемерно.

Не будем думать, что в происходящем есть что-то новое. Средний язычник времен первой христианской проповеди точно так же был глубоко убежден в праве сильного и в реальном, практическом превосходстве зла над добром. Все это не помешало древним христианам в их проповеди Евангелия, или “благой, доброй вести”. Для этого у них были собственные, христианские средства. Они же есть в нашем распоряжении и сейчас.

Посмотрим на вопрос в практической плоскости и увидим, что в современной христианской проповеди нам есть на что опереться. В сознании людей “по эту сторону” железного занавеса были вложены определенные маркеры добра, без осуществления которых картина мира не может быть полной. Если отложить в сторону доярок с фантастическими надоями и прочих передовиков производства, то останется огромный массив энтузиастов. Это и поколение любителей авторской песни, и уникальные педагоги-одиночки, вырастившие тысячи благодарных учеников, и многие другие — намеренно не перечисляю. Большинство этих людей как-то примирились с новыми реалиями, но это не значит, что они признали их законную правоту. Взрыв гуманизма, тем покаяния и переосмысления истории в конце 80-х, к каким бы результатам он ни привел, был возможен только на этой почве.

Людям “по ту сторону” тогдашнего железного занавеса приходится сегодня испытывать такой же моральный дисбаланс, и не только потому что мы смотрим одни и те же фильмы. Нашествие мигрантов совпало с крахом западного гуманизма, прежде всего французского, с его защитой прав угнетенных. Современные реалии все больше и больше намекают на “право сильного”, и противопоставить этому что-то очень сложно.

Но вернемся к другим маркерам. Если добро само по себе абстрактно и бледно для современных людей, то в жизненном опыте у многих из них есть “добрый человек” – у кого-то это “добрый учитель”, у кого-то “добрый доктор”, “добрый пастырь” или “добрый знакомый” – то есть человек, на практике оказавший реальную помощь и реальное влияние на становление личности, такое влияние, которое невозможно забыть. Пусть мало кто, вдохновляясь этими примерами, начинает им подражать, потому что теперь не может иначе. Зато у многих эти ростки добра и света остаются внутри и потом могут дать свой плод.

Но вернемся к сократовским вопросам. Что же такое это добро, которого столь мало в этом мире и которое так напряженно и настойчиво ищет наша душа, потому что в нем нуждается? С христианской точки зрения, душа как образ Божий, вне зависимости от своих убеждений, нуждается в наличии добра как проявлений Бога в мире, как элементов Богоустановленной гармонии между частями творения. Отсутствие этой гармонии гибельно для души, лишает ее смысла и провоцирует самоуничтожение. С этой стороны все действия человека, направленные на инстинктивное следование требованиям “добра”, совершенно естественны, и, с точки зрения самосохранения, необходимы.

Вечером обычного дня мы ложимся спать, держа в уме свои житейские хлопоты. А где-то в это время монах-отшельник молится за нас. Где-то несколько часов проводит сложную операцию подвижник-хирург, спасая очередную жизнь и отменяя очередной смертный приговор. Где-то меряет шагами комнату подвижник-учитель, думая, как же помочь нерадивому ученику. Где-то под деревом сидит добрый доктор Айболит. Нам гораздо легче жить, зная, что и в наше время Бог посылает нам таких людей. Людей, следующих Добру с большой буквы. Людей с большой буквы. Нам только надо не забывать к их большому добру добавлять наше собственное небольшое добро.

протоиерей Святослав Худовеков

17 апреля 2019 г.

Главная > Публикации > Несколько слов в защиту добра