Храмы села Хмелита и их ктиторы
Хмелита – небольшое село в Вяземском районе Смоленской области, расположенное в 35 километрах к северо-западу от районного центра.
Первые поселения на этой территории известны с XI–XIII веков. Их следы в виде селища и небольших курганов сохраняются в окрестностях деревни Спас (Курган), в полутора километрах от Хмелиты. (1)
Впервые о двух деревянных храмах, стоявших в селениях Хмелитского стана, упоминается в списках с Переписных книг 1594–1595 годов, помещенных в книгах 1624–1625 годов “…письма и меры Василия Волынского с товарищи”. “За Богданом за Борисовым сыном Воейкова, что было за Дмитрием за Болотниковым село Борки на речке на Хмелитке, …а в селе церковь Преображение Спасово с пределом великаго Чудотворца Николая, …да на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да две келии, а в них живут нищие, питаются о церкви Божие. …За князем Васильем да за князем Петром за княж Ивановыми детьми Буйносова Ростовскаго, что было за Григорьем за Степановым сыном Пнемова село Скоробово на речке Скоробовке, а в селе церковь Великаго чудотворца Николы, …да на церковной земле во дворе поп Иван, церковный дьячек Кадопко Степанов, во дворе церковный дьячек Томилко Андреев, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да 7 келий, а в них живут нищие, а питаются от церкви Божие”. (2)
Представители рода Грибоедовых появились на Смоленской земле, вероятно, вскоре после польско-литовского нашествия, по прошествии Смутного времени. В конце XVIII века Ф. Миллер в своем “Известии о дворянах Российских” считал, что Грибоедовы “выходцы из Польши”. (3)
В 1614 году царь Михаил Федорович пожаловал “за ево многия службы” поместье в Вяземском уезде Михаилу Ефимовичу Грибоедову. “Михайло противу… злодеев наших стоял крепко и мужественно и многое дородство, и храбрость, и кровопролитие показал, голод и наготу и во всем оскудение и нужду всякую осадную терпел, многое время; а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шалости”. (4)
Со второй половины XVII века владения Грибоедовых упоминаются в Пригородном стане Вяземского уезда. В 1646 году в “Подлинной переписной книге посадских дворов города и поместных и вотчинных сел, деревень, дворов Вязьмы и уезда… переписи Романа Федоровича Боборыкина и подьячего Петра Титова” указан “стан Хмелитский в вотчине …за стольником за князь Юрьем Петровым сыном Буйносовым Ростовским село Хмелита, а в нем церковь Великаго чудотворца Николы. У церкви поп Лев Афонасьев, а в церкви дьячек Мишка Яковлев”. (5)
В 1677 году по Переписной книге “…Никифора Кондратьева Озерова и подьячего Аввакума Григорьева” числились “…за стольником за князь Андреем княж Андреевым сыном Хилковом село Хмелита, а в нем… церковь Николая Чудотворца. У церкви двор попа Леонтия Львова”. В это время у Грибоедовых в Пригородном стане было “…за Иваном да за Любимом Андреевым детьми Грибоедова сельцо Федяево, а в нем двор помещиков”. И в стане Боровском “…за стряпчим за Васильем Федоровым сыном Грибоедовым в поместье деревня Михалево, Саниково тож”. (6)
В 1682 году в Писцовой и межевой книге поместных и вотчинных земель Вяземского уезда писца Федора Михайлова в стане Хмелитском село Хмелита, несколько деревень и пустошей упоминаются “за стольником Иваном Федоровым сыном Грибоедовым”. “…А в селе церковь Пресвятыя Богородицы Казанские да в пределех святаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна и великого чудотворца Николая, а церковь и иконы и книги и всякая церковная утварь строения вотчинникова Ивана Грибоедова. А около тоя церкви и кладбищ огорожено и забором, а мерою тое городьбы длиннику подле поповских и крестьянских дворов 59 сажень, в другом длиннике позади алтарей 59 сажень с полусаженью, поперек против вотчинникова двора 21 сажень с полусаженью, в другом поперечнике от прудов вотчинных 10 сажень. А у церкви во дворе поп Аввакум Иванов, во дворе вдовой поп Леонтей Львов, во дворе дьячек Политко Матвеев”. (7)
Тимофей Иванович Грибоедов, правнук Михаила Ефимовича, служил при императоре Петре I. В 1804 году он получил грамоту на воеводство в Дорогобуже вместо Андриана Раевского. В 1713 году в звании майора Тимофей Иванович направлен комендантом в Вязьму. Сколько времени он прослужил в Вязьме, неизвестно, но к 1818 году он был уже в отставке. В 1821 году Тимофей Иванович скончался в Смоленске. В Хмелите жил и умер в 1747 году его сын Алексей Тимофеевич, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка в отставке.
До 1764 года Хмелитский приход, как и весь уезд, входил в Вяземский округ Московской митрополии, управляемый архипастырями, носившими титул Крутицких (Сарских и Подонских). При преосвященном Парфении (Сопковском), епископе Смоленском и Дорогобужском, управлявшем епархией в 1761–1795 годах, приход передан в Смоленскую епархию.
Каменный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами: южным – во имя Иоанна Предтечи и северным – святителя Николая чудотворца построен в 1759–1767 годах на средства лейб-гвардии капитан-поручика Федора Алексеевича Грибоедова, сына Алексея Тимофеевича. (8) Храм возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку, к югу от него, находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Кирпич изготавливался на месте крепостными крестьянами.
О дате освящения храма известно из “Метрики о Казанском храме села Хмелиты”, составленной в 1892 году диаконом Леонидом Романовым для Императорского Московского Археологического Общества. В основании главного дубового престола храма стоял крест с надписью: “Освятися жертвенник сей Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, во храме Пресвятыя Владычецы нашыя Богородицы Казанския, при державе Благочестивейшыя, Самодержавнейшыя Великия Государани нашея Императрице Елисавете Петровне всея России и по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвященнаго епискупа Илларионом Сарским и Подонским, в лето мира здания посвящено Вяземским архимандритом Гавриилом Вяземскаго монастыря Предтечева, в лето 1759 году месяца июля 24 дня”. Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов. Южный придел – Иоанна Предтечи освящен 7 июня; северный – во имя святителя Николая освящен 9 июля. С первых дней совершения богослужения в Казанской церкви в ней велся синодик. (9)
В южном приделе над местом погребения владельцев и ктиторов храмов села Хмелита стояла гробница. Под ней покоились: лейб-гвардии капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов († 1786 г.), коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов († 1832 г.) и отрок, князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Ее уничтожили в первой половине XX века, после закрытия храма.
О родившихся, сочетавшихся законным браком и умерших по Хмелитскому приходу в 1765–1799 годах и 1800–1832 годах можно узнать из Метрических книг Казанского храма, хранящихся в Государственном архиве Смоленской области. В 1765 году священником Захарием Стефановым здесь крещен сын Федора Алексеевича Михаил. До строительства церквей в Григорьевском и Соловицах, почти до начала XIX века, прихожанами Казанской церкви были дворяне Лыкошины и Ширинские-Шихматовы и в ней крестили их детей. В 1786 году “…месяца марта 2 числа господин статский советник Федор Алексеевич Грибоедов от проличной болезни умре с покаянием, от роду ему лет 52”. В 1832 году “января 24 числа коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов 67 лет от натуральной болезни умре. Исповедован приходским священником Василием Петровичем Марковым. Погребен в приделе Казанской церкви Предтечева монастыря архимандритом Иоанном”. Также из Метрических книг узнаем: “1783 г. Сельца Дернова у его святейшества князь Александр Прохоровича Шехматова з женою ево Ольгою Васильевною родился законноприжитый сын Сергей. Крещен священником Карпом Гавриловым сентября 25 дня. А при крещении восприемники были того ж дому князь Николай Александрович, да жена его Марья Александровна Шехматовы”. (10)
Казанский храм показан на плане генерального межевания Смоленских земель, выполненном в 1778 году.
В 1789 году между Алексеем Федоровичем Грибоедовым и Михаилом Богдановичем Лыкошиным владельцем Григорьевского на несколько лет произошел разлад, отраженный в документах Синода. Грибоедов всячески препятствовал строительству нового храма в Григорьевском, неоднократно обращаясь к правящему архиерею. Вопрос решился положительно для Лыкошина, благословение он получил и в 1794–1795 годах построил новый каменный трехпрестольный храм в своей усадьбе. В архивах сохранилось большое дело с перепиской по данному вопросу. (11)
К Казанскому храму была приписана каменная церковь, построенная в 1794 году “на новом кладбище” в честь Алексия, человека Божия, на средства коллежского советника Алексея Федоровича Грибоедова. По благословению преосвященного Парфения (Собковского), епископа Смоленского и Дорогобужского, 3 марта 1794 года Алексеевский храм освящен архимандритом Иосифом, настоятелем Вяземского Предтечева монастыря. Рядом была построена двухъярусная колокольня и вся территория обнесена оградой. Крупные ремонты храма проводились в 1853, 1865 и 1892 годах.
С начала XVIII века в селе стояла деревянная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы и упоминаемая в документах с 1804 года. Она была разобрана “за ветхостью по представлению Епархиального начальства” в 1836 году. Материал от храма использовали на строительство дома для причта, который перевезли в село Пашково Сычевского уезда. Позже на месте Успенской церкви построили деревянную часовню, сохранявшуюся до конца 1920 годов.
Описание села Хмелита и ее храмов дано в “Экономическом примечании Вяземского уезда”, подготовленном в 1804 году. “Село Хмелиты надворного советника Алексея Грибоедова с выделенной церковной землей. Село по обе стороны речки Скоробовки, на коей четыре пруда утверждены плотинами. В оном селе две церкви каменные. 1-я Казанския Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Чудотворца Николая. 2-я при кладбище Алексия человека Божия и 3-я деревянная Успения Богородицы. Дом господский каменный о двух этажах хорошей архитектуры с четырьмя флигелями, садами регулярными и плодовитыми. При доме ветряная мучная мельница и небольшой конной завод, при котором лошади имеются разных пород”. (12)
По преданию, в 1812 году, при наступлении французов на Москву, в Хмелите останавливался большой конный отряд. Их отдых в селе был коротким и никаких неприятностей храмам и жителям села неприятель не доставил.
В 1817 году в Казанском храме венчалась дочь Алексея Федоровича. “Генваря 21 гренадерской дивизии генерал-лейтенант и разных орденов кавалер Иван Федоров Паскевич, бывший доныне холост,… понял себе в жену села Хмелиты господина Алексея Федорова Грибоедова дочь девицу Елизавету Алексеевну, кои венчаны священником Никитой Вишневским”. В 1833 году по смерти Алексея Федоровича Грибоедова имение по наследству перешло к Елизавете Алексеевне. (13)
В 1835 году на средства Елизаветы Алексеевны с благословения преосвященного Тимофея (Кетлерова), епископа Смоленского и Дорогобужского, Казанский храм полностью перекрыт железом. Елизавета Алексеевна подарила в храм священнические облачения из бархата и парчи, о чем имелись соответствующие записи в летописи прихода.
В 1854 проведен крупный ремонт внутри храма. После него церковь вновь освящена 25 октября того же года в день памяти мучеников Маркиана и Мартирия благочинным города Вязьмы протоиереем Михаилом Поповым.
В 1859 году Хмелиту наследовал сын Елизаветы Алексеевны князь Федор Иванович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский. В следующем году он передал село по дарственной записи своим родным сестрам княгиням Волконской и Лобановой-Ростовской, которые в сентябре 1869 года продали Хмелиту со всеми принадлежащими ей землями сычевскому купцу первой гильдии Синягину, а этот продал ее немцу Ланге.
Краткие сведения о Хмелите в середине XIX века даны в “Списке населенных мест губернии”. Через территорию прихода проходила древняя торговая дорога, соединявшая города Вязьму и Белый (Бельский тракт), протяженностью 107 верст (114 км.). Небольшие участки тракта сохранились у бывших селений Спас-Волжинское, Городок и Косткино. “По левую сторону Бельского тракта… село владельческое, при ручье Хмелитке, 37 верст от уездного города, 20 дворов, 89 человек мужского пола, 108 женского пола, церковных приходов 2, сельское училище”. (14)
В 1872–1873 годах Казанский храм заново оштукатурили. В 1883 году вокруг него на средства церковного старосты Петра Николаевича Гагарина устроили каменную ограду с чугунными вратами и двумя калитками, упоминавшимися в описи 1922 года. В последней четверти XIX века над церковью стояли пять глав: “на колокольне, на настоящей церкви и над тремя алтарями – сделаны из железа и окрашены голубой краской… Кресты на главах железные, четырехконечные”.
На колокольне храма постепенно собрался комплект из пяти колоколов. Большой, весом 104 пуда 30 фунтов (1711,44 кг), отлили в 1883 году в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Финляндского, приобретен усердием священника Илии Белявского. Второй – 44 пуда 20 фунтов (728, 93 кг), приобретен священником Белявским и отлит 2 марта 1854 года в Вязьме на заводе Алексея Щербина. Третий – 18 пудов (294, 85 кг), отлит в 1818 году также на заводе Щербина. Четвертый – 2 пуда 5 фунтов (34, 81 кг) и пятый – 1 пуд (16, 38 кг). Все колокола упоминаются в описи 1922 года, дальнейшее их местонахождение неизвестно. (15)
Казанский храм был богато украшен внутри. Над главным престолом стояла деревянная сень, поддерживаемая четырьмя столбами, украшенная резьбой и росписью. Она завершалась шатром и венчалась короной с крестом. За престолом находились на тумбах резной крест с распятием Господа Нашего Иисуса Христа, и при нем с правой стороны Матерь Божия, а с левой стороны Иоанн Богослов. Иконостас Казанского храма был деревянным, четырехъярусным, “…стариннаго устройства и весь вызолочен полиментом червоннаго золота”. Над верхним ярусом стояло резное изображение Иисуса Христа и двенадцати апостолов, по сторонам – по три резных ангела с трубами и мечами. Над головой Спасителя два ангела поддерживали корону. Резные, вызолоченные царские врата изображали горницу, “…где происходит Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками; вверху над ними летающие ангелы, а над ними Дух Святой в виде голубя”. Иконостасы приделов были двухъярусные, “простой столярной работы”, окрашены в красный цвет, с позолоченной резьбой в виде пальмовых ветвей только на клеймах икон.
В разные годы в Казанский храм делались благотворительные вклады Грибоедовыми, Лыкошиными, Паскевичами-Эриванскими, Волковыми-Муромцевыми и другими представителями дворянских родов. Пожертвования на ремонт храма, особенно в конце XIX начале XX веков, собирались также крестьянами Хмелиты и окрестных деревень.
В северном – Никольском приделе, с правой стороны от иконостаса, у стены в большом киоте стояла главная святыня храма – чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была написана на дереве и покрыта медной посеребренной ризой. По преданию, эта икона находилась еще в древнем деревянном храме. “С незапамятных времен вышеописанный образ Пресвятыя Богородицы Казанския считался за чудотворный. По рассказам очевидцев, многие получали исцеление и утешение в скорбех”. В этом же приделе хранилась икона святителя Николая чудотворца, также почитаемая как чудотворная.
Над клиросом в южном приделе находилась хранимая издревле Грибоедовыми (переданная в 1833 году из усадьбы) древняя икона Божией Матери “Одигитрия” в серебряной вызолоченной ризе. Перед ней висела серебряная лампада тонкой работы. В храме находилась также чтимая икона Божией Матери “Взыскание погибших”. В 1930 годы все эти иконы утрачены.
В ризнице храма хранились три старинных креста. Один – серебряный, вызолоченный, с частицами мощей разных святых угодников Божиих, пожертвованный в 1715 году прокурором Иваном Игнатовичем Аргамановым. Второй – серебряный, вызолоченный, с частицами мощей. Третий – старинной работы, серебряный, в виде складня, в которой был вложен деревянный крестик с живописными изображениями Иисуса Христа и разных угодников Божиих. Также бережно хранились переданные из древнего храма оловянные сосуды, дискос, звездица, ковчег и дарохранительница. Особо отмечался серебряный потир с финифтями, пожертвованный, как гласила надпись на нем “…в память рождения Симеона Алексеевича Грибоедова в 1799 году, марта 28 дня”.
Перед образом Спасителя в алтаре Казанского храма висела серебряная, вызолоченная лампада, пожертвованная коллежской прокуроршей Анной Алексеевной Волынской. Она же в 1800 году положила на счет храма в Московскую Сохранную Казну 1000 рублей ассигнациями. (16)
В 1889 году Казанский храм пострадал во время урагана. (17)
В 1891 году имение в Хмелите продали графу Гейдену, а тот передал его свой дочери Варваре. В 1918 году они навсегда покинули эти места. Последние представители рода Волковых-Муромцевых (Гейденов) проживали в Англии. В Иерусалиме, на склоне Елеонской горы, в Гефсиманском монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины, в нескольких десятках метров к юго-востоку от храма, на кладбище обители находится могила последней хозяйки Хмелиты – Варвары Петровны Волковой-Муромцевой. Во время паломнической поездки по Святой земле она скончалась и погребена в стенах монастыря. На надгробной плите ее могилы выбита надпись: “Варвара Петровна Волкова-Муромцева. Рожд. Гейден. Родилась 23.9.1878 г. Умерла 9.2.1961 г.”. Ее сын Николай Владимирович оставил книгу воспоминаний “Юность. От Вязьмы до Феодосии”. (18)
В 1890 годы Волковы-Муромцевы (Гейден) сделали большое количество фотоснимков с видами усадьбы в Хмелите. На некоторых снимках запечатлены Казанский и Алексеевский храмы. В 1896 году в Хмелитском приходе насчитывалось 2567 прихожан обоего пола, 36 десятин (39 га) церковной земли, в том числе 3 десятины пахотной и сенокосов 33 десятины. Церковного капитала 1375 рублей. (19) В селе проводились несколько ярмарок: Никольская – 9 мая (ст. ст.), Казанская – 8 июля, Успенская – 15 августа и Дмитровская – 21 сентября.
Хмелитскую церковно-приходскую школу открыли в 1884 году. В 1891 году на устройство при Казанской церкви “помещений для церковно-приходской школы и церковной сторожки, а также печей в церкви прихожанами оной пожертвовано 85 рублей”. (20)
Неподалеку от Казанской церкви в 1894 году в двух деревянных зданиях открыли начальное училище (земскую школу) с четырьмя отделениями. В 1913 году школу посещали 72 учащихся, в том числе 10 девочек. Преподавали две учительницы, жившие в квартирах при школе. Закон Божий вел священник Казанского храма Павел Виноградов. Помимо основных предметов дополнительно у детей были занятия по рукоделию, гимнастике, военному строю, имелась библиотека. На небольшом участке рядом со школой находились огород, площадка для игр и колодец. В 1916 году здесь обучались 83 мальчика и 37 девочек из Хмелиты и восьми деревень. В том же году начали строить новое здание школы. От земства Хмелитская школа получила 1211 учебников и пособий. Попечителем ее была Варвара Петровна Волкова (Гейден).
В Хмелитский приход входили два селения, имевших земские школы. В 1898 году на общественной земле, в новом деревянном здании, в пяти верстах (5, 3 км) от Хмелиты, в селении Поповка открыли двухклассное начальное училище (три отделения), в котором в 1916 году занимались 50 мальчиков и 40 девочек от 8 до 14 лет, приходившие из одиннадцати деревень. Занятия вели две учительницы. Попечителем школы был дворянин Владимир Николаевич Запрягаев. В окрестностях Поповки сохранялось древнее Никольское кладбище, предположительно получившее свое название от стоявшего здесь храма. В 1902 году на казенной земле в пяти верстах от Хмелиты в деревне Семеновское, на крестьянской земле, в собственном здании открыли одноклассное начальное училище (три отделения).
Попечителем этой школы был владелец Хмелиты потомственный дворянин Владимир Александрович Волков. Детей учили Закону Божьему, грамматике, русскому языку и математике. Все предметы вела учительница Е.В. Назаревская, жившая при школе. В 1916 году в Семеновском занимались 75 учащихся, в том числе 23 девочки из трех деревень. Закон Божий преподавал священник Хмелитского храма. Волков В.А. также являлся попечителем Меньшиковского начального училища (Меньшиковский приход), в котором занимались 45 детей из шести деревень. (21)
В начале XX века в Хмелите, по данным Смоленского губернского статистического комитета, насчитывался тридцать один двор, где проживали 117 жителей мужского пола и 121 – женского. В Хмелите находились вольная пожарная дружина, две конопляных маслобойки и винная лавка. В усадьбе в восьми зданиях жили 5 мужчин и 4 женщины. (22)
В 1913 году составлена подробная страховая оценка храмов, часовни и церковного имущества Хмелитского прихода. Казанская церковь находилась в хорошем состоянии и вместе с иконостасами оценивалась в 24000 рублей. Алексеевская кладбищенская церковь с двухъярусной колокольней имела хорошую сохранность и оценена в 1500 рублей. Деревянная часовня на месте бывшего Успенского храма хорошо сохранилась и стоила 200 рублей. Храмы и часовня были покрыты железом. Также имелись деревянный дом на каменном фундаменте, крытый железом, построенный в 1913 году, и бревенчатый сарай. (23)
После октябрьского переворота 1917 года село Хмелита и усадьба, а вместе с ними и храмы претерпели значительные изменения. В декабре 1917 года составлена опись живого и мертвого имущества помещиков Хмелитской волости, в том числе в имении Хмелита, где указаны все постройки и количество вещей в них. Весной 1918 года во всех волостных исполкомах, в том числе и в Хмелитском, составили списки населенных мест с указанием количества земли у собственников, чтобы произвести их изъятие. В 1920 году на территории Хмелитского волисполкома в тридцати трех населенных пунктах проживало 5299 человек, в том числе в Хмелите 316 человек. (24)
В 1921 году согласно “Списку церквей, часовен, синагог, костелов и богословских помещений других культов”, составленному в Вяземском управлении уездной милиции, в Хмелите было две церкви и часовня. (25) В документах Административного отдела Вяземского исполкома сохранились описи Казанской и Алексеевской церквей Хмелиты в 1922 году. Особенно подробно описаны иконы в Казанском храме, его алтарях, трапезной и приделах. Центральный Казанский престол имел четырехъярусный иконостас “столярной работы, украшен резьбой, весь вызолочен на полимент червонного золота”. В приделах стояли двухъярусные иконостасы. На колокольне еще сохранялись пять колоколов.
С января 1922 года Казанский храм, как и другие церкви уезда, входил в состав Вяземского викариатства Смоленской епархии, управляемого епископом Венедиктом (Алентовым). По предписанию №25 от 26.04.1922 г. Вяземской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей, 30 апреля 1922 года заместитель председателя Хмелитского волисполкома С. Батурин отобрал в Казанском храме следующие предметы: серебряный крест весом 27 золотников; 4 потира с приборами без блюдечек – 7 фунтов 27 золотников; дарохранительницу – 1 фунт 42 золотника; кадило – 90 золотников; ковш – 12 золотников. Все предметы общим весом 10 фунтов 6 золотников (4120,7 г) для отправки в Уездный финотдел принял член комиссии Саевич. При изъятии присутствовали настоятель Казанского храма священник Михаил Афонский, церковный староста Егор Михайлов и члены Совета Разин и Михайлов. Председатель уездной комиссии Жуков 9 мая 1922 года направил в Хмелитский волисполком письмо, в котором требует срочно “…объявить настоятелям, председателям церковного совета и старостам тех сел, каковые до сих пор не сдали церковных ценностей, чтобы они… сдали в Вяземский уфинотдел все серебряные предметы, оставив для совершения богослужения по одному сосуду, одному кресту и одной ризе на храмовых иконах, по одной дарохранительнице и дароносице. За неисполнение настоящего распоряжения виновные будут привлекаться к ответственности по законам революционного времени”. (26)
В марте 1925 года начальник Хмелитской волостной милиции направил в район список храмов, входивших в волость. Тогда еще совершалось богослужение в храмах сел Настасьино, Старое Село, Григорьевское, Соловицы, Побухово, Спас-Волжинский, Косткино, Хмелита, Пигулино. В начале XXI века богослужение совершалось только в Пигулино и Хмелите. Пять храмов были разрушены полностью, два находились в руинированном состоянии, в одном восстановлены только фундамент и ограда. В 1925 году по “Именному списку служителей религиозных культов и организаций по Хмелитской волости” в Казанском храме служили: священник – Михаил Иванович Афонский, диакон – Александр Кутузов, псаломщик – Всеволод Афонский, сын о. Михаила. (27)
В ноябре 1937 года Всеволода Михайловича Афонского, священника Покровского храма в селе Косткино, арестовали сотрудники районного отдела УНКВД. Его отправили в тюрьму города Вязьмы. Через несколько дней решением тройки УНКВД Западной области его осудили по статье 58-10, 11 на десять лет лагерей. Отца Всеволода реабилитировали 12 апреля 1989 года Прокуратурой Смоленской области, архивно-следственное дело 21754-с. (28)
Во второй половине 1930-х годов Казанский храм в Хмелите закрыли и разграбили. Все иконы, богослужебные книги, утварь и колокола исчезли бесследно. С 1937 года решением №1346/41 церковь передали под сельский клуб. В те же годы был закрыт, а затем разрушен Алексеевский храм. О том, что произошло с часовней, стоявшей на месте Успенского храма, сведений нет.
В Великую Отечественную войну в 1941–1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. По их воспоминаниям, колокольню храма в 1942 году взорвали партизаны при участии местных жителей. По другой версии, колокольня пострадала от немцев, отступавших через село в феврале-марте 1943 года.
В послевоенные годы в центральной части храма ремонтировали сельхозтехнику. Затем руины колокольни, стены трапезной, приделы и апсиду жители Хмелиты разобрали по указанию директора совхоза. Несколько решеток с окон церкви сохранились в виде ограды на одной из могил на местном кладбище. К 1980-м годам, времени начала реставрационных работ, в полном объеме сохранялись только руины четверика храма. После проведенных раскопок на обнаруженных фундаментах в 1982–1985 годах на средства, выделенные Министерством культуры РСФСР, Вяземским участком Смоленских научно-реставрационных мастерских восстановлено завершение храма и его кровля. В дальнейшем к 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви, кроме колокольни, восстановленной в 2006 году. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В центральной части открыты голосники, имеющиеся также в Троицком соборе и Одигитриевской церкви Предтечева монастыря в Вязьме.
В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас, перевезенный в Хмелиту из Троицкой церкви (1790 г. постройки) села Солтаново Нейского района Костромской области. Четверик Казанской церкви более узкий, чем у солтановского храма, и поэтому при сборке крайние панели и боковые крылья иконостаса обрезали. Его северные и южные врата не совпали с проемами Хмелитского храма. Сохранившиеся иконы XVIII–XIX веков “Господь Вседержитель”, “Богоматерь на троне”, “Святитель Николай”, “Святые апостолы Симон и Андрей”, “Святые апостолы Илия и Исаия” в 1990–1994 годах отреставрированы в мастерских Всесоюзного объединения “Союзреставрация” Москвы художниками-реставраторами А.Ф. Кирюхиным, Р.Д. Тульпа и другими. В декабре 1990 года во Всесоюзное объединение “Союзреставрация” были переданы на реставрацию сохранившиеся иконы из иконостаса XVIII века, перевезенного в Хмелиту. Иконы святых пророков Илии и Исаии, выполненные на липовых досках, где они изображены в полный рост со свитками в руках, отреставрированы в 1992 году художником-реставратором А.Ф. Кирюхиным; доски ремонтировал столяр В. Ковальский. Икону святителя Николая Ярославской школы иконописи, на которой он изображен в архиерейском облачении, реставрировал в 1992–1995 годах художник-реставратор Тульпа Р.Д.
Богослужение в Казанском храме возобновлено в январе 1992 года по благословению высокопреосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского в Никольском приделе при иерее Алексее Сологубове.
В память о “создателях святого храма сего”, священниках, служивших в нем, и “обо всех преждепочивших отцах и братиях”, погребенных в ограде храма, в день Святой Троицы 15 июня 1997 года за алтарем прихожане установили деревянный крест высотой два с половиной метра. В том же году на местном кладбище установлен трехметровый деревянный поклонный крест.
Хмелиту неоднократно посещали Смоленские архипастыри: в августе 1830 года – епископ Иосиф (Величковский); в июне 1858 года – архиепископ Тимофей (Кетлеров); в мае 1864 года – епископ Антоний (Амфитеатров); в сентябре 1869 года – епископ Серафим (Протопопов). В январе 1995 года, в мае 1998 года и в июле 2002 года приход посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
С 2015 года Казанский храм входит в состав Вяземской епархии Смоленской митрополии. 10 октября 2015 года преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский, совершил в Казанском храме отпевание 118 воинов. Затем найденные поисковиками останки были захоронены на мемориале “Богородицкое поле”. (29)
7 февраля 2016 года владыка Сергий посетил Казанский храм и деревню Дерново Новодугинского района, в которой родился будущий иеромонах Аникита (князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов). 28 мая 2016 года епископ Сергий посетил Хмелиту и осмотрел храм. Хмелитский храм находится в совместном пользовании Прихода церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и музея-заповедника “Хмелита” (30).
Примечания:
- Археологическая карта России. Смоленская область. Часть 2. М., 1997. С. 16.
- РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 619. Лл. 857-857 об. Л. 862. / Переписные книги Вяземского уезда. 1624–1625 гг.
- Ф. Миллер. Известие о дворянах Российских. СПб., 1790. С. 394.
- М.И. Семевский. Несколько слов о фамилии Грибоедовых к редактору журнала “Москвитянин”. Октябрь. 1856. С. 310.
- РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 10814. Лл. 50-50 об. / Переписные книги Вяземского уезда. 1646 г.
- Там же. Д. 10819. Л. 29 об. Л. 34. Л. 49. / Переписная книга Вяземского уезда. 1677 г.
- Там же. Д. 622. Лл. 1-4. Лл. 236-236 об. / Переписные книги Вяземского уезда. 1682 г.
- И. Сперанский. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). №14. 1899. С. 834.
- ИИМК РАН. Ф. 4. Д. 836. Л.1 об. / Метрика Казанского храма с. Хмелита. 1892 г.
- ГАСО. Ф. 48. Оп.1. Т.1. Д.260. / Метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Казанской церкви с. Хмелита. 1765–1799 гг. / Ф.48. Д.655. 1800–1832 гг. // Иеромонах Аникита (в миру – Ширинский-Шихматов Сергей Александрович; 1783–1837 гг.) – воспитатель П.С. Нахимова в Морском корпусе в Санкт-Петербурге, известный подвижник Православия на Востоке в первой половине XIX века.
- Н.П. Балунова. Усадьба Хмелита и хмелитское окружение семьи Грибоедовых. / Сборник. Проблемы творчества А.С. Грибоедова. Смоленск, 1994. С. 254-256. // РГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 25. Лл. 1-31. / Прошение Смоленского наместничества Вяземской округи поручика Михаила Лыкошина о дозволении ему построить в сельце ево Григорьевском вновь каменную церковь во имя Преображения Господня. 1791-1792 гг.
- РГВИА. Ф. ВУА. Д. 19040. Ч. II. Л. 173 об. / Экономическое примечание Вяземского уезда. 1804 г.
- ГАСО. Ф. 48. Оп.1. Т.1. Д. 655. // И.Ф. Паскевич (1782–1856 гг.), граф Эриванский (1828 г.), светлейший князь Варшавский (1831 г.), генерал-фельдмаршал (1829 г.). // Паскевич-Эриванская, графиня Елизавета Алексеевна, светлейшая княгиня Варшавская (1800–1856 гг.). В 1823 г. она причислена к кавалерственным дамам меньшего креста ордена св. Екатерины. В 1829 г. пожалована званием статс-дамы. В 1846 г. получила орден св. Екатерины I степени. Скончалась в Берлине. / Русский биографический словарь. СПб., 1903. С. 332–333.
- Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1868. С. 116.
- Метрика Казанского храма с. Хмелита. Л. 9об. // ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 596. Оп. 1. Св. 20. Д. 252. Лл. 80-81. / Отдел управления Вяземского уездного исполнительного комитета. 1922 г.
- Метрика Казанского храма с. Хмелита. Лл. 1-12.
- Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Бывшая библиотека Пиксанова. №1404 / “Книга, выданная уездным III округа благочинным в церковь села Хмелиты для ведения церковно-приходской летописи” (рукопись).
- Н.В. Волков-Муромцев. Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902–1920). YMKA-PRESS, Paris, 1983./ Второе издание вышло в серии “Всероссийская мемуарная библиотека” в 1997 г. в Москве.
- СЕВ. 1897. Приложение. С. 190. / Адрес-календарь Смоленской епархии. Город Вязьма и его уезд.
- СЕВ, №2. 1891. С. 66.
- ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 133. Оп. 1. Св. 1. Д. 9. Лл.13-16. Лл.33-34. Лл. 86-89. Лл. 100-103. / Вяземский училищный совет Смоленской губернии (1916 г.). // Смоленское земство и народное образование. 1865-1918 годы. Смоленск, 2004. С. 235–236.
- Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 98.
- ЦГИА. Ф.799. Оп. 33. Д.1448. Лл.48-49. / Оценка страховая Казанской церкви в селе Хмелите Вяземского уезда. 1913 г.
- ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 596. Оп.1. Св.9. Д.112. Л.25. 1920 г.
- Там же. Ф. 739. Оп. 1. Св. 2. Д. 18. Л. 11. / Вяземское управление уездной милиции. 1921 г.
- Там же. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295 (быв. Д. 51). Л. 13. Л. 115. Л. 167. // Ф. 596. Оп.1. Св.4. Д. 56. Л.47. / Акты осмотров церковных ценностей и сведения об изъятии за 1922–1923 гг.
- Там же. Ф. 739. Оп. 1. Св. 3. Д. 22. Л. 57. Л. 78. / Именной список служителей религиозных культов и организаций по Хмелитской волости. (1925 г.).
- Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 2. Смоленск, 2003. С. 137.
- Вяземские епархиальные ведомости (ВЕВ). № 1 (2), январь, 2016. С. 6.
- СЕВ. № 3(24), 1999. С. 58-61. / Иеромонах Даниил (Сычев). Казанский храм села Хмелита.
Иеромонах Даниил (Сычёв)