Обновления

Радость духовная и радость мирская…

Главная > Беседа > Радость духовная и радость…

Январь – месяц праздников. И хотя на Руси он самый морозный – он же и самый веселый. Сегодня в очередной беседе со священником мы решили затронуть тему традиционных январских праздников и радости, которая им сопутствует. У нас в гостях клирик Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Анатолий Ефименков
2012-12-24_1
– Отец Анатолий, давайте начнем разговор с праздников мирских. Новогодние торжества традиционно полагают начало очередному календарному году, и хотя у православных 1 января – постный день, светский праздник отмечает абсолютное большинство народа. С Новым годом связано ожидание чего-то нового, каких-то перемен к лучшему… В связи с этим, праздничное настроение, царящее в душе в эти дни, – оно душевное или духовное?

– Для начала разграничим понятия «душевный» и «духовный». С духовностью часто путают образование, интеллект, умственные способности, прилежное отношение к работе, семейность, чадолюбие… Человек, обладающий этим «набором» качеств, – душевный человек. А душевный человек является одновременно плотским. Для него главное в жизни – крепкое телесное и душевное здоровье, важнейшие ценности – земная жизнь, весь материальный мир, в том числе быт, работа, семья, дети – в общем, его микромир. И праздники светские, в том числе Новый год, – сюда же. Исключением, пожалуй, являются дни победы в войнах, когда поминают павших воинов. Эти праздники уже считаются народными.

Теперь о радости духовной. Важнейшая ценность здесь – не земное, а Небесное Отечество. Духовная радость начинается с Благовещения, когда Архангел Гавриил принес весть о грядущем Спасителе мира. А Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – это начало нашего спасения. В этот день пришел на землю Тот, Который спас нас от грехов и даровал вечную жизнь. Поэтому Рождество Иисуса Христа – это праздник, первый по событию и второй (после Светлого Христова Воскресения) по значению. Раньше в истории Церкви Рождество Иисуса Христа праздновалось вместе с Крещением, и эти совмещенные события назывались Богоявлением. И для нас, православных христиан, и для всех христиан мира Рождество – это праздник духовной радости. Мы радуемся тому, что родился Спаситель мира, Который уничтожил жало смерти, даровал нам вечную жизнь. А это самое дорогое для христиан. И все дорогое в Иисусе – милосердие, прощение грехов, все, что проявляется в Таинствах Церкви – Крещение, исповедь, святое Причащение Тела и Крови Господних – подается Самим Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.

– То есть для людей, живущих по-христиански, главным праздником начала года должно стать Рождество Христово, потому что именно в этом празднике заключена духовная радость. Но значит ли это, что Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января встречать грешно?

– Нет, Церковь не ставит здесь жестких преград. Дома в семейном кругу не возбраняется скромно встретить Новый год. Что значит – скромно? Не забывая, что продолжается пост, хотя и не строгий. Не следует употреблять крепких спиртных напитков – достаточно шампанского или сладкого десертного вина. Можно готовить рыбные блюда.

Но вместе с тем нельзя осуждать людей, нарушающих пост во время праздничного застолья. Люди не виноваты – так уж исторически повелось. В нашем соборе вечером 31 декабря совершается молебен на начало года. Приходит много народу, люди молятся, а затем идут встречать Новый год. Но уже с какой-то долей духовной радости. В нашей семье мы по-скромному встречаем Новый год, ради детей-школьников рождественскую елку устанавливаем перед 1 января.

– А как насчет веселья? Ведь в постные дни не принято веселиться. Тем не менее, уже с последней недели декабря заказаны все столики…

– Здесь опять же – сложившаяся традиция. Вокруг этого праздника некоторые люди создают ажиотаж, напыщенную искусственную радость. Например, в хлопке бутылки с шампанским – неудержное беспардонное «Ура!» Но это не духовное «ура!» – следуя логике, можно кричать и хлопать шампанским в честь наступления нового месяца или даже нового дня… Тут уместно привести слова ветхозаветного Давида, обращенного к Богу: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс 89:12). А что мы оставим в сердце своем к Рождеству, если будем веселиться с конца декабря? Ни сил, ни желания, ни чувства радости у нас не останется, все иссякнет…

– Напрашивается вопрос: как же вести себя верующему в кругу неверующих во время праздника? Это даже не вопрос – целая проблема. Например, сотрудники организации вынуждены посещать корпоративные мероприятия, чтобы не попасть в немилость к начальству, не стать изгоями в коллективе. Дома – то же самое: может ли член семьи не сесть за общий стол с водкой и колбасами?

– Верующий должен быть не как неверующий, а любить всех, как будто они верующие – так учит апостол Павел (см. Гал 5:14). Если возможно, с вашей стороны пусть исходит любовь, имейте мир со всеми. В этом случае вы не осквернитесь с ближними, друзьями – даже если они неверующие – пищей ли, доброй ли человеческий беседой… Вспомните, что Сам Христос вкушал пищу с мытарями и грешниками. А тем более за вашим столом не будут мытари и грешники – а ваши братья и сестры. Если будет возможность, мир со стороны близких и коллег по работе, сослуживцев, можно вспомнить о Боге, ведь Он положил нам времена и сроки, Сам же Господь Бог живет не во времени.

– А если по просьбе ближнего придется отведать скоромное блюдо, которое с душой готовилось?

– Грех будет этот совсем маленький, невольный, его можно исповедать как невольный грех. Но хуже будет противопоставлять себя другим как особо духовного православного христианина, это ревность не по разуму – это уже будет грех самовозвышения и фарисейства. Пример: Господь обличал фарисеев, что они комара оцеживали через ситечко, чтобы не оскверниться этой мошкой-вампиром, а верблюда поглощают – то есть наносят обиду, язву людям. Это приравнивается, как будто ел верблюжатину – мясо нечистого животного, запрещенного Богом для иудеев.

Для успокоения души человека, чтобы не было колебания в вере, святой Апостол Павел, написал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор 8:8). Апостол не говорит о характере пищи. Грех при принятии пищи – это чревоугодие, сладкоядение (употребление изысканной пище).

И давайте не будем забывать главного – мы не должны вести себя высокомерно по отношению к непостящимся или неверующим. Тут я хочу рассказать одну историю, произошедшую с одним смоленским священником.

Однажды встретился этому священнику бывший декан факультета, на котором тот получал первое, светское образование. «Ну, – сказал декан, – Вы, наверное, теперь не будете меня уважать, так как я неверующий…» На что иерей ответил: «Вы мне были дорогим человеком – им Вы и останетесь!» Впоследствии этот неверующий педагог привел крестить внука – и волею Божиего Промысла Крещение совершил тот самый священник. Как оказалось, у этого декана отец был священником, который претерпел репрессии в годы предвоенных гонений на Церковь.

– Отец Анатолий, благодарю Вас за интересную беседу! С наступающим Вас Рождеством Христовым!

– Всех читателей поздравляю с праздниками и желаю, чтобы как можно большей духовной радостью наполнялись в праздничные дни сердца смолян.

Беседовал Владислав Благовестов

Главная > Беседа > Радость духовная и радость…