Обновления

Пресс-конференция к принесению Смоленской иконы “Одигитрия” в Храм Христа Спасителя

Главная > Новости > Новости - важное > Пресс-конференция к принесению Смоленской иконы “Одигитрия” в Храм Христа Спасителя

28 января в Синодальном информационном отделе (Москва, Андреевская набережная, 2) состоялась пресс-конференция, посвященная принесению восстановленной Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия” в Храм Христа Спасителя с 1 по 10 февраля.

В пресс-конференции приняли участие:

  • епископ Смоленский и Вяземский Исидор,
  • Д. Б. Антонов, директор ГосНИИ реставрации,
  • В. В. Баранов, зав. отделом темперной живописи, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории,
  • А. А. Дубровский, епархиальный древлехранитель (Смоленская епархия).

Видео доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=pxuZ2dO1BhA

Ведущая: Добрый день, мы начинаем нашу пресс-конференцию, посвященную принесению чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Храм Христа Спасителя. Хотела бы также сказать, что после долгой реставрации чудотворная икона Божией Матери возвращается в Смоленск. Прежде чем она отправится в Успенский кафедральный собор города Смоленска, с 1 по 10 февраля она будет находиться в храме Христа Спасителя в Москве. Это принесение приурочено к шестой годовщине интронизации Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

И сегодня на нашей пресс-конференции присутствуют епископ Смоленский и Вяземский Исидор; директор ГосНИИ реставрации Дмитрий Борисович Антонов; заведующий отделом темперной живописи кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории, Виктор Вячеславович Баранов; епархиальный древлехранитель (Смоленская епархия), помощник Владыки Александр Александрович Дубровский.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрии – это образ, давно известный на Руси. Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская известна и почитаема также всем православным миром. Ваше Преосвященство, может быть, Вы расскажете об иконе и ее ценности?

Епископ Исидор: Обязательно. Действительно, Смоленская икона Божией Матери Одигитрии – это образ, почитаемый не только в Смоленском регионе, это святыня всей Руси, и всего православного мира. Смоленская Одигитрия, согласно историческим сведениям, была принесена в начале XII века князем Владимиром Мономахом в город Смоленск. И с тех пор и доныне Смоленская Одигитрия является покровительницей, хранительницей города Смоленска. Божия Матерь через эту икону защищала город Смоленск в годы лихолетия, особенно, когда литовские и польские интервенты захватывали Смоленск. Божия Матерь охраняла смолян от разрушения города, она духовно укрепляла их в том, чтобы они противостояли врагу. И город благополучно был освобождаем в свое время по благословению Божию и Царицы Небесной. Божия Матерь защищала весь Смоленский регион и в годы испытаний, связанных с болезнями, нестроениями в самом городе. Смоленская Одигитрия является защитницей Западных рубежей нашей Святой Руси. Почитание ее всегда было чрезвычайным, и обеспокоенность горожан, связанная с ее отсутствием в разные времена и эпохи, тоже была очень серьезная.

И сейчас, когда в течение двух лет икона, по благословению Святейшего Патриарха, находилась на праздновании юбилея со дня окончания Отечественной войны 1812 года, а впоследствии в государственном НИИ реставрации, это вызывало у смолян особую обеспокоенность, как будто бы Божия Матерь оставила Смоленск. Конечно же, это не так, потому что в Смоленске хранятся иные почитаемые списки иконы Божией Матери, но все мы, верующие жители Смоленщины, ожидаем возвращения Смоленского образа нашей Царицы Небесной, и готовы к торжественной встрече после 10 февраля.

Ведущая: Спасибо, Владыко. В октябре 2012 года из Успенского собора города Смоленска по благословению Святейшего Патриарха икона была передана в темперный отдел Института реставрации для проведения реставрационных работ, поэтому я хотела бы предоставить слово директору государственного НИИ реставрации Антонову Дмитрию Борисовичу.

Д. Б. Антонов: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Мы принимали ответственность, связанную с реставрацией этой иконы, учитывая то, что икона очень крупного размера, этот список был передан Борисом Годуновым при строительстве стен Смоленского Кремля. Это защитница и покровительница города, с конца XVI – начала XVII века. Состояние иконы было довольно тяжелое. Икона весь XVII век, и до 1722 года не покидала своего места в башне Смоленского Кремля. Это единственная сохранившаяся надвратная древнерусская деревянная икона. Из-за того, что эта икона находилась более 100 лет на улице, состояние ее было очень тяжелое. Она много раз поновлялась, ее пытались реставрировать не раз.

Эту икону вывозили в 1812 году для благословения русских войск перед Бородинским сражением. Через 100 лет ее снова вывозили на Бородинское поле к юбилею сражения.

Последнее довольно крупное поновление иконы (условное, так как реставрационным работам она не подвергалась никогда) делалось в 1954-55 годах, когда на пожертвование смоленского прихода был изготовлен серебряный оклад, который сейчас демонтирован и будет экспонироваться отдельно, чтобы возможно было увидеть первоначальный образ Смоленской Одигитрии целиком, так как оклад закрывает ее практически полностью. Поскольку сейчас изменились ее габаритные размеры, оклад уже не подходит [демонстрируются фотографии, иллюстрирующие этапы реставрационных работ]. Хочу обратить ваше внимание – икона очень крупная, около 2 метров в высоту и более метра в ширину. Сроки реставрации беспрецедентны – работа закончена за два года. Передаю слово Виктору Вячеславовичу Баранову, который руководил реставрационными работами.

В. В. Баранов: Мы понимали большую ответственность, которая налагается на реставраторов в связи с особенным статусом этой иконы. Перед нами было поставлено несколько задач. Во-первых, очень тщательно провести все реставрационные мероприятия и максимально обезопасить процесс раскрытия иконы, который является самым сложным. Во-вторых, мы должны были доказать или опровергнуть датировку иконы, так как известно, что Борис Годунов передал икону Смоленску в 1602 году. Первые же исследования иконы доказали, что икона поновлялась порядка 16 раз, было порядка 16 вмешательств во время ее бытования начиная с начала XVII века и до середины XX. Следы этих вмешательств на иконе до сих пор сохранились. На иконе было порядка 5-6 сплошных записей, которые перекрывали авторское изображение (…)

Нужно было проанализировать, учитывая состояние сохранности иконы, [краска] представляла собой структуру микрочешуек, это предполагало работу над каждым миллиметром поверхности. Поэтому было решено проводить все реставрационные работы с использованием микроскопа. Это позволяет более тщательно провести работы над тем, что находится за гранью человеческого зрения. Мы поэтапно делали пробы, послойно раскрывали икону, на иллюстрациях можно видеть процесс раскрытия. Те слои записи, которые мы удаляли, удалялись поэтапно, все это задокументировано.

Когда мы раскрыли икону, оказалось, что большая часть изображения оказалась поновлением XVIII века, лик Младенца, к сожалению, не сохранился. Лик, который сейчас можно видеть на иконе, относится к концу XIX – началу XX века. Суммарная картина состоит из разновременных участков изображения.

Учитывая условия бытования иконы (она была надвратной, дальнейшие поновления, проводившиеся довольно грубо) конечно, возник вопрос, какое изображение восстанавливать, какой внешний облик должен быть у этой иконы. Учитывая ее культурное и научное значение, мы использовали так называемый археологический принцип реставрации, который предполагает наличие всех участков изображения и восполнение крупных утрат изображения, которые [идентифицируют] состояние сохранности иконы. Поэтому по иконе, когда она будет представлена, можно будет увидеть утраты. Такое решение было утверждено расширенным реставрационным советом, где присутствовали все ведущие реставрационные организации Москвы. […]

Сейчас икона отреставрирована, имеется полная документация, микросъемка, макросъемка. Параллельно шли исследования иконы, выяснение структуры живописной поверхности, выяснение материалов красочных слоев, приемов написания иконы. После того, как мы провели это комплексное исследование, подтвердилась датировка – XVI век.

Ведущая: Спасибо, Виктор Вячеславович, очень интересный, подробный рассказ о том, как технически сложно и творчески интересно это было делать. Это нанотехнологичная работа при участии больших микроскопов. Дмитрий Борисович, не могли бы Вы пояснить, что это были за чешуйки красочного слоя, которые потребовали такого длительного восстановления.

Д. Б. Антонов: Представьте себе, что изначально авторская живопись подвергалась воздействию воды, солнца, каким-то неблагоприятным условиям. Краска образовала чешуйки, каждая из которых – это своеобразная микрочешуйка, которая закреплена только за донышко. И все поновления заключались в том, что более поздняя краска попадала и под эту микрочешуйку. Реставраторам, (представьте фрагмент в 1 см!) из-под каждой чешуйки нужно убрать все поздние наслоения, эту “чашечку” распрямить и аккуратно наложить ее края на свое место. Я понимаю, почему на это ушло 2 года.

Ведущая: Александр Александрович, возможно у вас есть какие-то пояснения…

А. А. Дубровский: Добрый день. В процессе реставрации и нашего столь долгого сотрудничества, смоляне очень переживали за судьбу иконы, и хотелось бы сейчас всех успокоить, убедить в том, что икона наконец-то возвращается. С реставраторами у нас изначально были споры. Учитывая то, что это очень ценный исторический экспонат, нужно все-таки не забывать, что это еще и молельный образ, к которому идут паломники и жители Смоленска.

Если посмотреть сейчас на икону, то заметны многочисленные утраты, которые сейчас не затонированы. Я хочу, чтобы не было сомнений у людей, почему это произошло. Научная реставрация предполагает именно такой подход. Икона будет выставлена для поклонения в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и пробудет до 10 февраля в Храме Христа Спасителя. 10 февраля она вернется в город и будет установлена на своем прежнем месте, но в соответствующих условиях: будет защищена климатической капсулой, которая предполагает особый режим температуры и влажности, будет соответствующее освещение, будет проводиться мониторинг и контроль. Нами достигнута договоренность с ГосНИИ реставрации о продолжении сотрудничества по части сохранения иконы.

Епископ Исидор: Святыня будет сохранена в должном состоянии.

Ведущая: Уважаемые коллеги есть ли вопросы?

Вопросы журналистов

– Подтверждена ли дата принесения иконы в Смоленск Борисом Годуновым?

Д. Б. Антонов: Да. Икона была принесена в Смоленск в 1602 году.

– Она будет представлена для поклонения верующих с окладом или без?

Д. Б. Антонов: Оклада не будет, так как для того вида, в котором икона сейчас, оклада не существует. Последний оклад отреставрирован и будет находиться в соборе отдельно. Он просто не подойдет, потому, что изображение кардинально изменилось. Икона будет стоять в климатической капсуле. Там довольно тонкие доски, сама икона большого размера, поэтому сделана специальная силовая конструкция, которая идет только по ее краю, она не позволит как-то деформировать икону.

– Выставлялась ли раньше икона без оклада?

Епископ Исидор: Насколько мне известно, оклад появился в середине XX века попечением верующих людей города Смоленска, которые вопреки атеистической идеологии и гонениям на Русскую Православную Церковь в середине XX века, собрали средства. На них приобрели 20 килограммов серебра, из которого и был изготовлен оклад. До этого икона какое-то время находилась вне оклада, и как мы слышали, около 100 лет висела над вратами в город Смоленск.

Д. Б. Антонов: Да, оклада в современном понимании не было. Был лист тисненого серебра, которым икона была обложена, мы оставили маленький кусочек серебра, который сохранился с XVII века. Она сменила за свою историю несколько окладов, есть несколько фото 1912 года, на Бородинском поле. Там присутствует один из окладов, который не сохранился.

– Как объяснить человеку, мало знакомому c Православием, в чем смысл почитания икон?

Епископ Исидор: Благодарю Вас за вопрос. Молясь перед тем или иным иконописным образом, мы возносим свой ум к первообразу. И находясь перед иконой Одигитрии, мы обращаем наши молитвы к Царице Небесной. В чем особенность нашей Смоленской Одигитрии? В том, что молясь перед этим образом, мы ощущаем особое присутствие Божие. Этим отличаются все чудотворные иконы от иных образов. Господь особенно промышляет в отношении человека, группы людей, или целых государств, когда совершается моление перед чудотворным образом. Именно поэтому Смоленская Одигитрия была принесена на Бородинское поле, чтобы защитники нашего Отечества молились именно перед чудотворным образом. Есть много других случаев, связанных не только с Одигитрией, но и с Казанским, Владимирским и иными образами Божией Матери.

– В каком именно месте Успенского собора в Смоленске икона будет установлена? Будет ли достаточно легким доступ прихожан к этой святыне?

Епископ Исидор: Благодарю Вас за вопрос. Она будет находиться на прежнем месте – на возвышении с правой стороны в соборе. Доступ будет открыт для каждого верующего человека. Сейчас, когда она вернется в Смоленск, духовенством Смоленской епархии будут совершаться многократные молебны с акафистным пением, будет организован прием паломников в Смоленский кафедральный Успенский собор, буквально до глубокой ночи храм будет открыт. Обычно Успенский кафедральный собор открыт ежедневно с самого раннего утра до позднего вечера, и любой желающий, не только верующий человек, но и стремящийся к Богу, может прийти в собор, чтобы обрести веру через свое молитвенное обращение к чудотворному Смоленскому образу.

– Случайно ли совпадение сроков окончания реставрации иконы и даты интронизации Святейшего Патриарха?

Епископ Исидор: Как мы с вами представляем, особенно, люди верующие, в жизни Церкви нет ничего случайного. Волею судеб, говоря светским языком, и, говоря языком церковным, – промыслом Божиим, окончание реставрации и интронизация практически совпали. 1 февраля икона будет нами встречена в кафедральном соборе Москвы.

– Ввиду того, что перед этой иконой молились защитники Отечества, можем ли мы провести историческую параллель между тем временем и современностью, можно ли сказать, что событийно наше время как-то соотносится с 1812 годом?

Епископ Исидор: Божия Матерь являет себя православным верующим, особенно на Святой Руси, именно тогда, когда мы все нуждаемся в Ее защите. Поэтому мы можем считать, что Божия Матерь сим чудотворным Смоленским образом являет себя православному народу Святой Руси, чтобы укрепить, прежде всего, в вере, и напомнить верующим людям и всему народу Святой Руси о необходимости нашего народного единства.

Д. Б. Антонов: Еще раз предлагаю обратиться к фото иконы [Демонстрируются фото с бородинского поля 1912 года]. Теперь посмотрите на фото отреставрированного образа: в районе плеча Богородицы есть небольшие утраты. Такие утраты восполнять у реставраторов не принято, так как мы стремимся ничего своего не привнести. Лик Богородицы довольно суров, но ведь именно эта икона была защитницей города.

Епископ Исидор: взгляд Божией Матери – это напоминание всем врагам нашего Отечества о том, что Она защищает Святую Русь, как Свой удел.

Ведущая: Благодарю вас, коллеги. Доступ к иконе в Храме Христа Спасителя будет открыт со 2 по 10 февраля с 10.00 до 20.00.

Главная > Новости > Новости - важное > Пресс-конференция к принесению Смоленской иконы “Одигитрия” в Храм Христа Спасителя