Обновления

Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Великопостные беседы

Главная > Проповеди > Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Великопостные беседы

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, г. Гагарин, 3 апреля 2015 г.

Дорогие братья и сестры, мы, духовенство Смоленской епархии, решили Великим постом не просто совместно совершать богослужения по разным благочиниям в храмах, но устраивать еще совместные встречи, когда можно было бы услышать беспокоящие вас вопросы, самые злободневные и острые. Те вопросы, которые могут вас беспокоить в отношении жизни Церкви, вероучения, Священного Писания или иных аспектов жизни Церкви.

Но прежде чем я услышу от вас беспокоящие вас вопросы, я хотел бы предварить эту беседу своим словом о том, как важно причащаться Святых Христовых Таин.

Мы слышим неизменно на Божественной литургии слова Самого Спасителя: “Приимите и ядите, сие есть Тело Мое…” и “Пейте <…> сия есть Кровь Моя…”. Это не просто слова молитв во время Божественной литургии. Это призыв каждому присутствующему на литургии – участвовать в Евхаристии. Участвовать в той Тайной Вечери, которую совершил Сам Господь, участвовать в том Таинстве, благодаря которому, по слову самого Бога, человек спасается и обретает жизнь вечную. Сам Спаситель произнес грозные слова в Евангелии о том, что кто не ест Тело и не пьет Кровь не наследует жизнь вечную. Но также Господь сказал через Своих учеников, что тот, кто ест и пьет недостойно – не благоговейно, не приготовившись – тот ест и пьет Тело и Кровь в осуждение. И с апостольских времен известно, что те, кто неблагоговейно во осуждение себе принимают Святое Причастие, могут не только навредить своей душе, но могут даже и умереть. Это грозное свидетельство Церкви о том, как важно нам с вами благоговейно относиться к причастию Святых Тела и Крови Христовых.

Но прежде чем мы подходим к Святой Чаше, мы должны готовиться к тому, чтобы подойти к ней. Подобно тому, как мы в нашей житейской практике готовимся задолго… здесь во многом люди старшего поколения, поэтому, например, к свадьбе своего сына или дочери. За сколько месяцев вообще мы начинаем думать о том, чтобы нам быть красивыми, чтобы все было благоукрашено, что было достойно… А когда мы идем ко Христу и Богу разве не так должно быть? Разве должно быть как попало? На скорую руку? Нет. Мы идем к самому Царю и Богу, нашему Творцу, мы дерзаем открывать наши уста, чтобы в эти уста вошел Сам Христос через Свое пречистое Тело и святую Кровь! Мы должны очень благоговейно готовиться к причащению Святых Христовых Таин.

Мы непременно, как это предписано с апостольских времен, должны предварять участие в Евхаристии участием в Таинстве Исповеди. Мы должны очистить сосуд своей души и тела через прощение Господом через священника совершенных нами грехов. И только лишь тогда, очистившись, приобретя необходимую белую брачную одежду нашей совести, мы должны подходить к Святой Чаше.

Но не просто, опять же, подойти на исповедь и перечислить грехи, а иногда даже просто, как мы говорим – словом, делом и помышлением, и ждем от священника, когда он произнесет тайносовершительные слова. И мы уверены, что Таинство Исповеди совершилось, что формально подойдя к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, видев священника и произнося ему общими фразами какие-то слова без должного покаяния и сокрушения, без желания исправить свою жизнь, мы иногда ложно думаем о том, что участвуем в Таинстве Исповеди. Нет. Мы обманываем себя. И для исповеди необходимы определенные условия: это сердечное сокрушение, это внимательное отношение к нашей жизни, к тому, что мы говорим, и даже, о чем думаем, – все это является предметом нашей исповеди.

Если внешне благочестивый человек, который никого не убивал, может быть, не воровал даже ни разу, считает, что он уже почти свят, то он ошибается, потому что в мыслях своих всякий человек согрешает. Но не всякий способен отследить ход своей мысли, мы и слова-то свои не помним, которые произносим ближним своим. В течение дня нас сопровождает болтовня нашим языком, когда мы пустословим, празднословим, осуждаем ближних, когда мы раздражаемся, произносим завистливые слова, а уже – Бог весть! – что происходит в нашем с вами уме… Но необходима благодать и сила Божия каждому из нас в том, чтобы быть способным понять, что происходит в нашем уме, потому что часто наша греховная жизнь, наши греховные навыки не позволяют нам даже понять, о чем мы думаем. Мы не способны сформулировать даже наши мысли, поэтому все это в общем является предметом нашего покаяния и сокрушения перед Богом.

Но дар покаяния является, действительно, даром Божиим, который мы должны приобретать через наше стремление к Богу, через осознание совершенных нами греховных поступков. В одночасье это произойти не может, для этого нужен молитвенный навык, нужны добрые привычки, потому что злые привычки превосходят наши привычки добрые. Именно поэтому отвечая на вопросы людей неверующих, или иной веры, сектантов, мы говорим, что частые молитвословия, частые преклонения колен, частые посещения богослужений нам необходимы для того, чтобы приобрести добрые навыки. Подобно тому, как спортсмен не в одночасье становится олимпийским чемпионом, он совершает много тренировок, трудов, занятий, чтобы достигать хоть каких-то целей. И мы с вами должны совершать духовные упражнения, которые позволяют нам отучаться от жизни ветхой, темной, и навыкать к жизни доброй святой.

Как это удивительно, скажем все мы, что нас надо научать этому всему доброму, ведь каждый из нас знает, что естественно человеку стремиться к доброте и свету… Но если каждый из нас с вами обратит внимание на свою жизнь, то почему-то она противоестественно наполнена грехами, такими поступками, о которых мы сожалеем особенно тогда, когда наступает серьезный возраст нашей жизни и мы думаем: в молодости нужно было так или эдак поступить, а вот потом нужно было вот это изменить или это… но уже все необратимо, уже что-то совершенно невозможно изменить, и лишь есть мы здесь и сейчас, и с этим нам приходится как-то жить, с этим образом жизни, который мы приобретаем десятилетиями и от которого мы отчасти и не можем никак отвыкнуть. Потому что тот образ жизни, к которому мы привыкли, и является содержанием этой жизни, и нам боязно что-то менять в этой жизни. Даже ради Христа, даже ради нашего спасения мы не готовы что-то изменить, потому что всякое изменение требует смелости, мужества. Смелости требует пойти к тем людям, которым мы совершали зло, и попросить прощения – это подвиг. Пойти к тем людям, которых мы даже мысленно осуждали, и попросить прощения – это подвиг.

И многое другое, что есть в нашей жизни, заставляет нас, если не сокрушаться о своих грехах, то точно является поводом к нашему плохому настроению, нашему унынию. Именно поэтому так много унылых людей в нашей жизни. И даже эта унылость видится с экранов нашего телевидения, когда люди искусственно пытаются создать себе веселое доброе настроение, и они натягивают на своем лице улыбку, пытаясь рассмешить других, но у них это не получается, потому что в душе – пустота, в душе только действие страстей, злых и похотливых мыслей. Этой искусственности, отсутствия естественности, подлинности в нашей жизни очень много.

В храме Божием, когда мы искренне молимся Господу, когда мы стремимся понять, в каком пространстве мы находимся, что звучит из уст священника, что читают на клиросе, что совершают священнослужители, какой момент богослужения, – когда мы ко всему этому искренне стремимся, стремимся понять, кто я есть в этом пространстве храма и Церкви Божией? Почему я здесь? Что я должен делать в этом духовном пространстве? К чему я должен стремиться? Для чего все это Богом установлено? Когда мы задаем себе эти вопросы и ищем ответы на них, тогда и Господь простирает нам руку помощи, чтобы помочь нам понять это. А когда мы ходим десятилетиями в храм Божий, не понимая, что в нем происходит, и как будто мы здесь не чужие, свои и к нам уже привыкли, но мы не понимаем, что происходит, зачем мы здесь, кто мы? Так не должно быть. Мы должны стремиться к тому, чтобы понимать.

Для этого нам дан дар Божий, название которому – разум. Мы должны тратить силы этого разума не на передачи “Дом 2”, а на то, чтобы познавать, совершенствоваться в Боге, чтобы открывать книгу – добрую, хорошую книгу, даже художественного произведения. Книгу, для того чтобы интеллектуально напитаться, чтобы разогнать застывшие мозги, чтобы дать опыт для мыслей. Там, где размышление, там, где оценка, – там и совесть, там и поиск правды. А где поиск правды, там и Христос, Который ждет нас, являясь самой правдой, являясь нашим жизненным путем, нашим смыслом, являясь нашим всем. Наша задача понять, что Бог в нашей жизни – это наше все, и тогда наша жизнь наполнится смыслом, радостью и счастьем.

В этот последний день Святой Четыредесятницы мы переступили порог Великого поста и вступили в Страстную седмицу. Мы сегодня совершили последнее богослужение Четыредесятницы, и сегодня вечером мы уже будем прославлять Господа, воскресившего Лазаря. И далее пойдут Страстные дни, в которые мы призваны уже не столько к покаянию, а сколько к тому, чтобы встать с колен и деятельно поучаствовать в событиях Страстей Христовых, чтобы помочь Христу мысленно, духовно нести тот крест, который Он несет на Голгофу для того, чтобы помочь всему человечеству и каждому из нас обрести путь, и истину, и жизнь. Я всем вам, дорогие мои, желаю обрести в своей жизни, следуя по пути спасительному, истину и жизнь. Храни вас всех Господь!

Главная > Проповеди > Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Великопостные беседы