Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 9 июня 2019 г.

Во имя Отца и Сына м Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в последний воскресный день перед празднованием дня Святой Троицы, Пятидесятницы, схождения Святого Духа на апостолов Святая Церковь предлагает нашему осмыслению слова Господни, произнесенные Им в Гефсиманской молитве. Именно эти слова о том, чтобы Отец Небесный спас тех, которых Он вручил Спасителю нашему Господу Иисусу Христу во время Своего земного служения, и тех, которые, услышав слово Божие в последующие времена, примут это слово и станут Его учениками, чтобы Господь Бог спас всех, кто слышит слово Божие и стремится воссоединиться со своим Небесным Отцом.

Сегодня Святая Церковь отмечает память I Вселенского Собора, того Собора, на котором древние святые отцы изложили правильное учение о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, опровергли лжеучение Ария и всех сторонников этого учения, которое ложно, не по Писанию, вопреки Божественному откровению излагало учение о Боге нашем, пришедшем в мир.

И мы с вами в этот день задаем себе вопрос: почему Господь, Которому вручены Небо и земля, попускает в этом мире распространение ересей и расколов? Почему Он, всесильный Бог, попускает человеку совершать грех, быть отступником от Него? Ведь так проникновенна эта молитва Господа Иисуса Христа к Своему Божественному Отцу… столько силы в ней, столько надежды и упования на то, что люди будут стремиться к Богу, проявят свое единство в вере и любви… Но нет, вся последующая история свидетельствует об обратном, к сожалению, показывая нам расколы, сотни и тысячи ересей и разделение между людьми. Расколы, которые происходят даже не между государствами, а трещины этих расколов проникают и в семьи наши и во взаимоотношения между родителями и детьми, так, что это разделение проходит до основания самого бытия человеческого.

Но Господь Своей всесильной божественной силой стремится к преодолению раскола человечества, к воссоединению человечества с Богом. Поэтому если кто-то из нас думает или говорит, что Бог оставил человечество само по себе, что Бог не заботится о людях, это полнейшая ложь. Потому что за всю историю человечества, и мы можем это проследить через исторические книги Ветхого Завета, Бог всегда был с человеком: Он посылал праотцов, царей, судей, пророков – всех тех, кто предупреждал человека об опасности ухождения от Бога, об опасности самостийного бытия, той жизни, которая не соединена с Богом. И всякий историк может проследить то, как человечество, отказывающееся от Бога, терпит крушение. И те цивилизации, которые мы встречали на нашем историческом пути, и те культуры и политические силы, которые всячески отвергали Бога в своей жизни, все они терпели крушение, потому что без Бога невозможно построить ни мир в душе, ни что-то внешнее основательное. Потому что основанием нашей жизни и личной, и общественной является Бог и вера в Него и жизнь по Божьим заповедям. Это твердый фундамент, на основании которого может выстраиваться наша жизнь по кирпичикам, с большими усилиями, с терпением, с любовью к окружающим людям. И если нет веры в Бога, нет любви к Нему и окружающим людям, значит, нет основания, на котором прочно стоит наша жизнь, и все бывает кое-как, а точнее, как попало.

Сегодня, вглядываясь в подвиг отцов I Вселенского Собора и в тот подвиг, который совершали святые угодники Божии и те люди, которые стремились к Богу всей своей жизнью, мы можем ясно найти доказательства того, что жизнь с Богом, исполнение заповедей, хранение нравственного закона является той силой, опираясь на которую, человек способен совершать свой личный подвиг и становиться даже героем.

Никогда не будем говорить и считать, что Бог оставил человека. Бог всегда пребывает с человеком. И особенно явление Сына Божия в мире является тем прочным основанием и той силой, опираясь на которую, всякий человек получает все необходимое. Как об этом говорит во втором послании апостол Петр (первая глава, третий стих), что Бог в Сыне Своем дал нам все необходимое для нашего спасения – и благочестие, и веру, и любовь. И каждый из нас, опираясь на ту благодать, которую Господь дает нам, на Его Божественные слова, Божественное учение, на заповеди и соответственно на те формулировки, которые дают нам в соответствии с заповедями Божиими святые отцы, давая нам точное изложение нашей православной веры, будем искренне исповедовать верой нашей Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир рожденным, несотворенным, единосущным Отцу, Им же вся быша.

И пусть каждый из нас в этой Гефсиманской молитве, которую мы сегодня слышали в Евангелии от Иоанна услышит призыв Божий, обращенный к каждому из нас: бодрствуйте и молитесь… Именно духовное бодрствование и наша непрестанная молитва к Богу, которая выражается в том числе в нашей повседневной жизни, в наших делах, поступках, мыслях и чувствах – все это является залогом жизни вечной и благодатной почвой для того, чтобы Господь и вселился в нас и соделал нас храмами Духа Святого. К этому мы должны стремиться. Этого искать одного и ничего иного. И тогда Господь в нашей личной Пятидесятнице даст нам Духа Святого, Которого мы так просим и Которого в следующий воскресный день, день Святой Пятидесятницы, мы всей Церковью будем призывать на каждого из нас – Духа Святого, укрепляющего, просвещающего и освящающего нас. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора