Обновления

Епископ Смоленский и Вяземский Исидор: “Церковь принимает все, кроме греха”

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Смоленский и Вяземский Исидор: “Церковь принимает все, кроме греха”

На минувшей неделе смоляне отметили День любви, семьи и верности, который стал светским аналогом православного праздника – Дня Петра и Февронии. Неудивительно, что вместе с губернатором Смоленской области в награждении самых крепких смоленских семей и предварявшей церемонию конференции принял участие и глава Смоленской епархии епископ Исидор. Поговорив с правящим архиереем о Таинстве Венчания и проблемах многодетных семей, мы обратились к Его Преосвященству с просьбой дать газете “Город” эксклюзивное интервью и рассказать о том, к каким святым мощам вскоре смогут приложиться смоляне, когда в город вернется икона “Одигитрия” и как Смоленская епархия помогает украинским беженцам. В разговоре также приняла участие Елена Элькинд, руководитель Отдела Смоленской епархии по церковной благотворительности и социальному служению.

В помощь беженцам

– Ваше Преосвященство, хотелось бы начать разговор с наиболее актуальной на сегодня темы: какую помощь Смоленская епархия оказывает украинским беженцам на территории города Смоленска и области?

– По призыву Святейшего Патриарха Кирилла Смоленская епархия действительно осуществляет помощь беженцам, прибывающим к нам из Украины. Подобные поручения были даны мною уже давно, и более сотни украинских семей, которые на сегодня зарегистрированы в регионе, получают от нас помощь. Но важно понимать, что кроме официальной цифры есть еще и неофициальная статистика: люди, которые приехали на Смоленщину к своим родственникам и не спешат получать статус беженца. В первую очередь потому, что боятся гонений со стороны так называемого украинского правительства, которое всячески угрожает людям, пересекающим границу с Россией. Им мы тоже оказываем всю необходимую помощь: это и продукты питания, и бытовые предметы, и детские вещи… Буквально на днях я освятил Центр комплексной помощи многодетным семьям и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, который располагается по адресу: улица Тенишевой, 6. И вместе с представителями городской и областной администраций мы решили, что данный Центр вполне может стать одной из площадок для помощи беженцам.

Елена Элькинд, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Смоленской епархии:

– По поручению Владыки Исидора всем благочиниям нашей епархии было дано предписание обратиться к своим прихожанам с просьбой оказать максимальную помощь людям, попавшим в беду. Через настоятелей каждого храма, которые входят в состав Смоленской епархии, мы составили базу таких людей: одни готовы помочь беженцам с жильем, другие – помочь с трудоустройством, а третьи – с оформлением необходимых документов. Списком таких людей по согласованию с благочиниями мы делимся и с представителями районных администраций. К тому же практически в каждом благочинии ведется сбор гуманитарной помощи; люди привозят детские вещи и предметы гигиены, продукты питания с длительным сроком хранения и так далее. Так, за два дня проведения акций на Колхозной площади было собрано около ста килограмм медикаментов, которые были направлены в Донецкую и Луганскую области. В смоленском “Доме для мамы” также было собрано триста килограмм продуктов и три коробки медикаментов. А собранные денежные средства на сумму 17 589 рублей были направлены на покупку продуктов питания для жителей Луганской и Донецкой областей, где очень напряженная обстановка с продуктами. Вдобавок с 14 июля в смоленских женских консультациях появятся специальные стойки, на которых можно будет найти информацию о прибывших на территорию области семьях, и специальные корзинки, чтобы все желающие могли оказать им помощь. В Сафоново подобная система функционирует уже давно. Мы начали свою работу практически с того момента, как первые беженцы ступили на смоленскую землю. Мы стараемся помочь всем людям, которые обращаются к нам за помощью.

Возвращение святыни

– В последнее время в Смоленск было привезено большое количество частиц святых мощей. Как удалось собрать их практически со всех концов мира? И планируется ли привезти в город какую-то еще православную реликвию в ближайшее время?

– Конечно, подобным событиям предшествует серьезная подготовительная работа. Что касается святых мощей, привезенных на Смоленщину Мальтийским орденом, то здесь имело место личное благословение Святейшего Патриарха, к которому обратились представители Ордена. Вот уже долгие годы они жертвуют Русской Православной Церкви подобные священные реликвии. Но для нас это не просто священные реликвии, к которым в католической церкви существует пусть и благоговейное, но все же несколько формальное отношение. Для нас святые мощи – величайшая святыня, которой не просто поклоняются, но и прикладываются губами, и очень благоговейно к этому относятся.

Мощей во всем пространстве Русской Православной Церкви великое множество, но в Смоленской епархии их не так много. И не потому, что здесь было мало святых; здесь множество святых просияло. Но в силу разных исторических событий (так, во время Великой Отечественной войны Смоленщина была фактически превращена в руины) многие храмы пострадали вместе с их содержимым. Множество святых мощей должны вернуться на Смоленщину. Огромная работа в этом направлении проводилась и Святейшим Патриархом Кириллом, который был здесь правящим архиереем целых двадцать пять лет. И я считаю своим долгом продолжать эту работу.

2014 год знаменателен для всей нашей епархии еще и тем, что в этом году был найден подлинный камень преподобного Аркадия Вяземского, на котором он молился тысячу лет назад. И археологами, и общественностью эта находка была признана очень важным событием. А в ближайшее время мною будет совершено принесение в Смоленск частицы мощей блаженной старицы Матроны. Я считаю это очень важным событием, ведь там, где честные мощи святого или святой, там и он сам невидимо присутствует. Такова вера Церкви. Такие события, как принесение святых мощей, являются очень важной духовной подпиткой для всех верующих. Это поднимает уровень духовного напряжения в самом хорошем смысле этого слова, ведь люди в своей вере могут “опереться” на видимые предметы жизни Церкви.

– Расскажите, на какой стадии сейчас находится реставрация Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”? И когда любимая смолянами святыня возвратится в Смоленск?

– Я разделяю обеспокоенность смолян в связи с тем, что величайшая святыня нашего региона до сих пор не вернулась на свое историческое место. Я, как управляющий епархией, со всей ответственностью говорю о том, что предпринимаю все возможные шаги для того, чтобы реставрация иконы была завершена в ближайшее время. Несколько недель назад нам с губернатором Смоленской области Алексеем Островским удалось пообщаться с министром культуры Владимиром Мединским и попросить его административного содействия в том, чтобы эта реставрация по возможности была ускорена. Хотя, конечно, это очень сложная работа, главная трудность которой заключается в том, что, как оказалось, на чудотворную икону за весь период ее существования было нанесено более семи слоев краски. Из-за этого лики Божией Матери и Спасителя даже слегка изменили свой вид. И эта кропотливая работа – по миллиметру определенными инструментами высвобождать эту огромную икону – требует годы.

Но нас услышали: по поручительству министра культуры в декабре текущего года реставрация “Одигитрии” завершится, и мы вновь увидим нашу чудотворную икону, но уже в ее подлинном, древнем виде. Несомненно, она немного удивит смолян. Для того чтобы сохранить икону в ее первоначальном виде, мы взяли перед министром обязательство сделать для “Одигитрии” специальную капсулу, в которой будут соблюдаться все температурные и другие необходимые для ее сохранности параметры. Икона займет свое прежнее место в Успенском соборе, но будет находиться в такой специальной капсуле. Реставрация иконы завершится в декабре, и мы надеемся на милость Божию, что хотя бы к Рождеству Христову “Одигитрия” вернется в Смоленск.

Соль и планетарий

– Определены ли уже конкретные сроки обустройства Воскресенской церкви, в здании которой сейчас находится Смоленский планетарий?

– О точных сроках говорить пока рано, и есть объективные обстоятельства, связанные с тем, что этот чудесный храм занимает очень важное для города учреждение, – оно выполняет серьезную образовательную функцию, его посещает огромное количество людей. И это не позволяет нам категорично заявить о своих правах на это храмовое пространство. Поэтому вопрос будет решаться, но с учетом интересов всех сторон, при непосредственном участии администраций города и области и руководства планетария. Никаких шагов, которые могли бы ущемить права горожан и лишить их возможности посещать планетарий, предприниматься нами не будет.

– А какая судьба ждет Крестовоздвиженский храм?

– Крестовоздвиженский храм, который находится практически на въезде в город, является такой же визитной карточкой Смоленска, как железнодорожный вокзал. Но если железнодорожный вокзал отреставрирован и выглядит прекрасно, то, к сожалению, как внешний, так и внутренний вид храма оставляют желать лучшего. Это связано с тем, что в советское время его использовали не по религиозному назначению: там хранили промышленную соль, которой в итоге и пропитались все стены. Для того чтобы привести в порядок этот храм, требуется не обычная реставрация, а особые технологии, которые позволят вывести эту соль со стен храма. Если сейчас зайти в храм, то солевой конденсат будет очень хорошо виден, и, конечно, он вовсе не безвреден. Но тем не менее храм должен быть восстановлен, и в настоящий момент мы обсуждаем с администрацией города обращение моих белорусских коллег, которые могут помочь епархии в этой непростой работе. Совместными усилиями мы в ближайший год точно запланируем (и уже планируем) проектные работы, но они потребуют значительной суммы денег, не один миллион рублей. Но так как Крестовоздвиженский храм – это памятник федерального значения, мы попытаемся в 2015 году через Министерство культуры добиться выделения необходимых на его восстановление средств.

– Планируется ли расширение территории Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря? И будет ли открыт смолянам доступ к участку крепостной стены, который находится на его территории?

– Конечно, проход к стене будет открыт. Все корпуса, которые раньше занимал больничный комплекс, сейчас закрыты только потому, что находятся в аварийном состоянии. Доступ к Заалтарной башне, которая также находится на территории монастыря, закрыт по той же причине: в данный момент рядом с ней ведутся реставрационно-ремонтные работы монастырской территории, что требует соблюдения определенной техники безопасности. Когда работа завершится, башня обязательно будет открыта для посещения.

С другой стороны, в пространстве монастыря хотя бы в минимальной степени должна вестись монашеская жизнь, которая предполагает определенную степень отшельничества. И меня радует, что большая часть горожан относится к этому с пониманием. Нужно понимать, что это очень редкий случай, когда монастырь находится в самом центре города, и это настоящая милость Божия. Почему? Потому что именно монахи возносят круглосуточно свою молитву о благополучии всего города и отдельных горожан. И это создает своего рода мощную защиту города от всех неприятностей.

В силу того, что я проживаю фактически напротив монастыря и почти каждый день вижу и его, и крепостную стену, могу утверждать: доступ к стене у горожан есть. И, к сожалению, порой отдельные смоляне и гости города не совсем тихо ведут себя там после полуночи. Беспокоит меня и другое: по этим стенам не совсем безопасно ходить, и я призываю горожан делать это с осторожностью либо не делать вовсе. Потому что никаких условий для безопасности на стене не предусмотрено, и есть риск упасть с нее. Тем более если человек употребил чрезмерное количество какого-либо горячительного напитка.

“Мы за байкеров”

– Какие храмы в ближайшее время будут построены и восстановлены в Смоленской области?

– Таких храмов очень много. Буквально сегодня я вернулся из Михновки, где стоит замечательный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который, увы, сегодня больше похож на руины. Этот храм я застал в чрезвычайно плачевном состоянии: в алтарном пространстве некоторые местные жители разжигали костры и совершали другие кощунственные действия. А уже в наши годы люди спиливают с храма древние решетки восемнадцатого века. Конечно, мы верим, что делают они это по ошибке или по недоразумению, и надеемся, что нам не придется обращаться в прокуратуру и люди сами вернут старинные решетки. Очень печально, что подобные явления до сих пор присутствуют в нашем обществе. Но я убежден, что эта святыня в Михновке возродится. 21 сентября я проведу на территории этого огромного полуразрушенного храма, в котором нет куполов, а над головой есть только сияющее небо, молебен, который должен призвать михновцев и всех смолян объединиться и совместными усилиями возродить эту православную святыню.

– И последний вопрос, который, пожалуй, немного выбивается из тематики нашей сегодняшней беседы. За последние месяцы в стране было отменено сразу несколько выступлений зарубежных артистов и команд, против которых активно выступали так называемые общественные православные организации. Как это, к примеру, произошло на столичном рок-фестивале Park Live, когда было отменено выступление группы Marilyn Manson. Как вы относитесь к подобным событиям и должна ли Церковь, на ваш взгляд, ограждать людей от неподобающих, на ее взгляд, зрелищ?

– Вот я знаю, что на открытие “Славянского базара” не была допущена Кончита (Вурст. – Прим. автора). Считаю, что каждое общество имеет право высказать не только свою политическую, но и духовную позицию. Если общественность, которая ассоциирует себя с Церковью, не готова воспринимать некие культурные проекты, исходящие от конкретных лиц, то это ее право как части демократического общества. Каждый имеет право реализовывать свои таланты в том культурном и общественном пространстве, которое его понимает и принимает. Я спокойно к этому отношусь и считаю, что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Но полагаю, что подобная ситуация дает артисту возможность обратить внимание на свое мировоззрение и свои действия, которые, наверное, и вызвали у людей такую реакцию.

Со своей стороны могу сказать, что даже в Смоленской епархии есть своя рок-группа и не так давно у нас проходил православный рок-фестиваль. Так что мы за рок и всячески приглашаем к этой творческой деятельности молодых людей. И готовы объединить их вокруг епархии, если им это интересно. Мы за байкеров, мы за здоровый образ жизни, мы за спорт. Жизнь Церкви состоит не только из способности и возможности молиться в храмах, но и в способности нести людям проповедь о Христе, в способности объединять людей, чем бы добрым они ни занимались. Ведь в конечном итоге Церковь принимает все, кроме греха.

Автор: Анастасия Голикова. Газета “Город”, выпуск: 28 (14.07.2014)
gorodnews.ru

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Смоленский и Вяземский Исидор: “Церковь принимает все, кроме греха”